Вера Вячеславовна Петрушина
Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Гончарова Вера Вячеславовна -
воспитатель МБДОУ детского сада № 44, г. Тамбова
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
(В. А. Сухомлинский)
Цель проекта:
Повысить уровень развития художественно - творческих способностей детей используя в работе нетрадиционные техники рисования.
Публикация «Проект „Развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Актуальность:
Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Необходимо найти стимул побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Такие техники развивают воображение, мышление, фантазию, придают уверенности в получении хорошего результата изобразительной деятельности. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Задачи:
• Вызывать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
• Побуждать детей изображать доступным для них средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально;
• Обучать нетрадиционным способам рисования, учить активно и творчески применять усвоенные способы в изодеятельности;
• Способствовать формированию начальной учебно-познавательной компетентности (восприятие, мышление, внимание, воображение, любознательность);
• Развивать умение планировать свою деятельность;
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования.
Ожидаемые результаты:
- повышение качества умений по изодеятельности;
- улучшение учебно-познавательной компетентности;
- расширение знаний и применение усвоенных техник в изодеятельности;
- развитие самореализации ребёнка в художественном творчестве;
- развитие воображения, творческого мышления, стремления искать новые средства реализации своего замысла;
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Длительность проекта: 1 год.
Этапы проекта:
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
На данном этапе работы над проектом:
Изучена методическая литература, публикации в журналах «Дошкольное воспитание», посещены сайты по теме проекта.
Проанализированы многообразие художественных техник рисования, выявлены нетрадиционные подходящие для дошкольного образования (конкретно для возраста детей моей группы, для детей 5-6 лет).
Продиагностирован уровень развития творческих способностей детей. Разработан перспективный план.
Мною были подобраны художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры (игры – путешествия, игры на внимание) к каждому заданию.
Включены в занятия по рисованию и в досуговую совместную деятельность с воспитателем нетрадиционные техники рисования.
Создан библиографический справочник по данной теме.
2. ОСНОВНОЙ:
Проведение групповых и индивидуальных занятий, внесение коррективов в план работы.
Работа с воспитанниками по развитию художественно-творческих способностей велась на занятиях по изодеятельности в рамках образовательного процесса по программе М. А. Васильевой.
А так же порционно по авторской программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки», «Изобразительная деятельность в детском саду».
В своей работе с детьми в рамках проекта использовала следующие техники:
- Рисование ладошкой
- Набрызг
- Гратаж
- Оттиск смятой бумагой
- Техника рисования с использованием трафарета
- Рисование ватными палочками
- Метод волшебного рисунка
- Рисование на снегу
- Рисование солью
- Монотипия
Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
• Поэтапное объяснение и показ техники;
• Проводить процесс работы индивидуально;
• Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;
• Не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т. п. ;
• Для личной гигиены ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
В процессе реализации проекта проводилась работа с родителями, которая была направлена на:
- знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования.
- привлечение их к совместному с детьми творчеству.
Работа с родителями реализовывалась в следующих формах работы:
- консультации;
- мастер класс;
- выставки детских работ для родителей;
- конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;
- анкетирование;
- рекомендации для родителей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.
На заключительном этапе была проведена диагностика развитие художественно- творческих способностей детей.
Разработаны «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
Диагностика проводилась по следующим методикам:
1) Для исследования образной креативности (воображения, творческого мышления) использовался тест «Дорисовывание» Е. П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
2) «Налей воду в кувшин». Оценивалось умение работать кистью (правильно держать, набирать краску, соблюдение последовательности работы с краской).
3) «Составь букет для Снегурочки и Солнышка» (Подбери тёплые и холодные цвета)
4) «Собери радугу» (знание основных и вспомогательных цветов, умение смешивать цвета).
А так же проводился анализ детских работ с целью :
1) Оценки творчества в рисунке (оценивалась по критериям):
а) самостоятельность замысла;
б) оригинальность изображения;
в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
2) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
а) многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
б) преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
в) безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
3. Уровень самостоятельности:
а) выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
б) требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
в) необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.