Козлова Татьяна
Проект «Рассада для школьного сада»
▼ Скачать +Заказ
Цель проекта : воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для школьного сада.
Задачи проекта :
Формирование и развитие у учащихся 2 класса универсальных учебных умений:
Коммуникативные: умение работать в группе; брать на себя ответственность за выполнение задания; ставить вопросы, обращаться за помощью; рефлексировать способы и условия действий; использовать речь для регуляции своего действия, задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
Публикация «Проект „Рассада для школьного сада“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Регулятивные: составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
Познавательные: извлечение необходимой информации из разных источников (из рассказа учителя, родителей, взрослых, энциклопедий, из собственного жизненного опыта); выделение и формулирование проблем, дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире, анализ и синтез, выведение следствий, доказательство.
Личностные: внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения
к школе; мотивация учебной деятельности; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
Планируемые результаты: учащиеся осознают роль растений в жизни человека, узнают о многообразии цветов для клумб, научаться сравнивать, находить новую информацию из разных источников, вести наблюдения и фиксировать результат исследований, научатся анализировать и находить оптимальные условия для выращивания рассады цветов.
Оборудование: пакетики с семенами цветов, кашпо разных размеров, почва разного состава, перчатки, фартуки, листы наблюдений, атлас- определитель «От земли до неба», энциклопедия «Цветы для дома»
Модель реализации проекта :
№ Этапы проекта Действия Ответственные
за выполнение сроки
1 Подготовительный Стартовое занятие «Цветы для клумбы»
Формирование групп (в каждой группе по 4 человека) : организатор, ботаник, оформитель, докладчик. (еженедельно роли меняются)
Составление плана действий, обсуждение вариантов приобретение необходимых материалов и оборудования (почва, горшочки под рассаду, семена);
Выбор экологических факторов для эксперимента во время выращивания рассады ( Дети выбрали исследование по 4 условиям: 1) влияние света; 2) влияние поливочного режима; 3) влияние состава почвы; 4) временной фактор; учитель
2 Исследовательская работа:
1) Работа с разными источниками информации 1. Сбор и изучение литературы по растениям для клумбы и выращиванию рассады;
изучить, какая литература о растениях для клумб есть в школьной библиотеке и сельской библиотеке, выбрать ту, которая подходит для 2 класса.
Найти и оформить интересные факты, загадки о цветах, стихотворения о цветах около дома;
Найти фотографии с оформлением цветущих клумб;
Нарисовать рисунок, какую клумбу хотела бы наша группа сделать;
Итог 1 этапа исследования: Оформить стенд «Вальс цветов» учащиеся
2. Опрос (анкетирование родителей и работников школы) о растениях, которые хорошо адаптируются к северным климатическим условиям.
Составление вопросов, что бы мы хотели узнать у взрослых;
Проведение анкетирования;
Изучение информации на пакетиках с семенами, сопоставление информации с нашими климатическими условиями;
Анализ ответов, оформление общей таблицы и подбор семян для рассады, установление сроков посадки. учащиеся
2) практическая работа по экологическим факторам Влияние света на формирование рассады
1) посадка семян астры, бархатцев, виолы, мальвы в отдельные горшочки (у каждой группы одно наименование); оформление этикеток для горшочков, с указанием эксперимента и даты;;
2) половину горшочков поставили на подоконник, оставшиеся горшочки поставили в шкаф с плотно закрывающими дверками;
3) ведение журнала наблюдений по следующим показателям:
Дата посадки и дата всходов;
Цвет первых листочков;
Толщина и высота стебля;
5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы по всем группам. Учащиеся и учитель
Влияние поливочного и температурного режима: тёплая и холодная вода, скудный полив и достаточный полив
1) Оформление этикеток для горшочков для эксперимента, с указанием эксперимента и даты;;
2) посадка семян;
Треть горшочков поставить в холодное место и поливать холодной водой, треть горшочков поставить в тёплое место и поливать тёплой водой, треть горшочков поливать скудно.
3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;
4) запись наблюдений в журнал;
5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы Учащиеся и учитель
Влияние состава почвы на рассаду :
1) оформление этикеток для горшочков под рассаду с указанием эксперимента и даты;
2) посадка семян;
3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;
4) запись наблюдений в журнал;
5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы; Учащиеся и учитель
Временной фактор:
1) оформление этикеток для горшочков под рассаду с указанием эксперимента и даты;
2) посадка семян;
3) наблюдение за всхожестью, внешним видом рассады;
4) запись наблюдений в журнал;
5) подготовка доклада и оформление сводной таблицы по всем группам рассады; Учащиеся и учитель
3 Представление результатов исследования оформление презентаций;
представление презентаций
уход за рассадой Родители, учащиеся, учитель
4 Оценка результатов исследовательской работы Подведение итогов. Анализ проекта.
Планы на будущее.
Оформление клумб на пришкольном участке, высадка рассады (если погодные условия не позволят, организовать группу детей, которые будут ходить летний лагерь, ответственных за посадку рассады.) Учитель, учащиеся, родители 23.05-начало июня
Литература:
Колбасенко М. Н., Севастьянов З. П. Дидактически материалы по экологии. Учебное пособие для учителей начальных классов, - Архангельск, 1997г
Плешаков А. А. От земли до неба: атлас- определитель пособие для учащихся образовательных учреждений
Цветы для дома
Приложение 1
Примерные таблицы для журнала наблюдений
Эксперимент №1 «Влияние света на формирование рассады»
Дата
наблюдений Название растения и номер экспериментальной группы Дата посадки Дата
появления
ростка Цвет
листьев Размер листьев Высота и
толщина
ростка Причины прекращения эксперимента
Вывод: ___
Приложение 2
Форма этикетки для горшочков под рассаду.
Название растения
(в скобках указать № и условие эксперимента)
Дата посадки
Фамилия, имя
Дата прекращения эксперимента:
Приложение 3
Анкета для взрослых
Любите ли вы выращивать цветы на клумбах?___
Какую пользу они приносят человеку? ___
Какие цветы лучше всего растут в нашей местности? ___
Когда лучше садить цветочную рассаду? ___
Из статьи «Действие человека на комнатные растения»
По мнению экологов, закрытые помещения – это особая экологическая ниша в городской экосистеме, со своим комплексом условий. Поскольку эти условия человек создаёт и поддерживает для себя. То они, естественно, соответствуют режимам температуры, влажности, состава воздуха и других факторов, оптимальных для человеческого организма. Растения же в закрытых помещениях попадают в обстановку «чуждого» экологического оптимума, который далеко не всегда совпадает с их собственными: человек диктует для них условия, в которых им приходится жить и расти.
Это хорошо видно на примере одного из наиболее важных для растения экологических факторов – света. Для человека условия освещённости в квартире – вопрос комфорта, для растений же – вопрос «жизни и смерти».
Свет, который получают растения, имеет несколько изменённый состав лучей (оконные стекла не пропускают ультрафиолетовую часть спектра) и очень ослаблен. Из-за неблагоприятных световых условий фотосинтез у растений в комнате обычно очень слабый. При недостатке света количество создаваемого органического вещества столь невелико, что не покрывает его расходов на питание, и поэтому рост замедляется, растения чахнут.
Температурные условия в помещениях, казалось бы, вполне комфортны не только для человека, но и для растений. Но для растений вредны холодные потоки воздуха от окон и форточек. Кроме того, очень трудно растениям преодолеть повышенную сухость воздуха, особенно в комнатах с центральным отоплением. Это одна из причин засыхания и опадения листьев у рассады.
В природной среде водоснабжение подчиняется определённым закономерностям в связи с климатом местности, положением растений в рельефе. Для комнатных растений этот фактор полностью зависит от произвола хозяев и их опытности. Здесь встречаются все случаи – от пересыхания почвы до излишнего заливания.
Почвенное питание принадлежит к числу самых «узких мест» в жизни комнатных растений. Корни растений вынуждены довольствоваться весьма ограниченным объёмом почвы, причём часто неподходящего состава. К тому же, растение развивается, почва быстро истощается. И требуется искусственная подкормка, а с ростом растения – увеличение объёма почвы.
Если теперь, после разбора отдельных экологических факторов, оценить весь комплекс условий в целом, то можно сказать, что мы создаём растениям условия, нелёгкие для их жизни и весьма своеобразные.
При выращивании рассады в помещении надо помогать растениям обрести привычную среду, насыщая влагой воздух, создавать подсветку и подкармливать растения необходимыми минералами.
Отношение человека к растениям влияет на их рост, развитие, цветение, плодоношение. Недаром в народе существует поверье, что у добрых людей лучше растут и красивее цветут растения.
Внеклассное мероприятие
Тема Стартовое занятие к проекту «Цветы для клумбы»
Цель: Воспитывать активную жизненную позицию в деле охраны окружающей среды и экологическую культуру у учащихся через практическое занятие - вырастить рассаду для пришкольных клумб, подготовить детей к проведению исследовательской работы по выращиванию рассады цветов.
Оборудование: ПК, иллюстрации цветов, слайды, семена цветов в пакетике, карточки из энциклопедии «Цветы для дома», карточки с названиями цветов, атлас «От Земли и до неба», лепестки из картона 4 цветов.
Ход занятия
1. Актуализация знаний
Учитель. О ком или о чём так говорят?
Дышит, растёт,
А ходить не может.
(о растениях) СЛАЙД 1
Учитель. Назовите признаки, по которым мы узнаём растения. (У растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) СЛАЙД 2
Ребята, у вас на парте лежит лепесток определённого цвета, найдите друзей с таким же лепестком и создайте группу. (Деление класса на группы по 4 человека при помощи цветных лепестков и распределение ролей)
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ребята, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце, жужжат насекомые, ласково дует тёплый ветерок. А луг в эту пору в полной мощи и красоте. Залюбуешься изумрудной травой, заглядишься на ярко-жёлтые одуванчики, а лиловые колокольчики так и тянутся к тебе тоненькие веточки-пальчики.
А какое разнообразие благоухающих запахов! То сладковато-хмельной, то кисловато- терпкие и многие другие. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю унести с собой!
СЛАЙД 3 На слайде появляется изображение цветущего луга.
Учитель. Откройте глазки. Мы с вами оказались на цветущем луге. С каким настроением вы бы прошлись по этому лугу.
Дети Нам весело радостно, настроение приподнятое, солнечное
Учитель. А почему?
Мы представили лето, красоту природы, солнечный день.
Учитель. Какие правила мы должны соблюдать для сохранения этой красоты? СЛАЙДЫ цветущих лугов 4,5
-А хотелось ли вам иметь около дома капельку этой красоты?
- Для люди выращивают около домов цветы?
3. Работа по теме занятия.
Каждой группе даётся листок с кроссвордом
Учитель. В прошлом году мы с вами уже выращивали цветы. Посмотрите на слайд СЛАЙД 6 – это наши самые первые цветы, которые мы вырастили.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - СЛАЙД 7
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Вспомните названия этих цветов, глядя на монитор, и запишите отгадки в кроссворд.
СЛАЙДЫ 8,9.10,11,12,13
Какое слово получилось по вертикали. (КЛУМБА)
Учитель. Объясните, что такое клумба. Где более точнее мы можем узнать лексическое значение этого слова. (в словарях)
Работа групп со словарями.
КЛУМБА – это
Назовите слова- синонимы слову клумба (цветник)
4. Рефлексия
Учитель. Ребята, скажите, каким цветам труднее расти: луговым или на клумбе?
Почему луговым цветам труднее? Обсудите в группе и сделайте вывод.
За цветами на клумбе ухаживает человек, помогает преодолеть им трудные климатические условия, а луговым цветам приходиться выживать самим
(на следующем занятии продолжить работу по теме)
1. Продолжение работы по теме занятия
Учитель А хотите сами создать клумбу около школы?
Давайте посмотрим, как ответили ваши родители на вопросы анкеты?
Анализ анкет родителей
Учитель. -Какие цветы лучше выращивать в нашей местности, почему?
-В какое время лучше всего садить семена на рассаду для цветов?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
-Рассмотрите пакетики семян, какую информацию вы можете найти на них?
(название, описание растения, условия выращивания, дата упаковки, срок годности, сроки выращивания)
Учитель. -Выберите семена, которые вы бы хотели посадить?
Обсудите в группе, все ли растения смогут вырасти в нашей местности и порадовать нас цветением?
Распределите семена на группы: семена, которые мы посадим в марте и семена, которые мы посадим в апреле. (работа в группе)
Учитель. -Какие условия нужны, чтобы рассада была здоровой и крепкой?
солнечный свет
своевременный полив
хорошая земля
уход
подкормка рассады
Учитель. Сегодня мы с вами будем садить семена, но это будет не простая работа, а исследование. Мы будем наблюдать за растениями в разных условиях, результаты наблюдения записывать в листки наблюдения, а в мае подведём итоги и ответим на вопрос «Какие условия выращивания рассады самые оптимальные для нашей местности?»
Практическая работа
Наблюдения за растениями проводятся ежедневно, дети самостоятельно фиксируют изменения в таблицах наблюдения. На занятиях кружка докладчик рассказывает и зачитывает выводы, которые сделала группа.