Мария Мединская
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».
Составила: Мединская М. И.
с. Горки 2014
Проект программы «Знаю и оберегаю свой край».
Пояснительная записка
Публикация «Проект программы „Знаю и оберегаю свой край“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Предлагаемый проект программы «Знаю и оберегаю свой край» направлен на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Проект программы ориентирован на учащихся с ограниченными возможностями здоровья, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам в старшем звене, расширяется и обогащается представление об окружающем мире, который находится вне поля их чувственного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, коррекции их мышления. Обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов.
Один из методов обучения является беседа. Беседы организуются в процессе занятий, экскурсий, во время наблюдений в природе, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации картин.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке, на предметных занятиях – на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, делать простейшие выводы и обобщения. Наблюдения в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, восприятие, речь.
Знакомство с литературой ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к родному краю, на основе доступных для их понимания произведений детской литературы писателей Севера.
Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к познанию истории, культуры, природы родного края, с целью формирования нравственных, патриотических, коммуникативных качеств личности.
Задачи программы :
1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем села, о личностях, оставивших заметный след в истории края;
2. Формирование положительной этнической идентичности по средствам использования краеведческого материала;
3. Коррекция эмоционально-волевых качеств, поведенческих реакций личности ребенка, с ограниченными возможностями здоровья;
4. Развитие интеллектуальных умений, навыков в ходе изучения местного материала.
5. Формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края.
Формы занятий
Занятия по краеведению являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера:
беседы;
сценки;
праздники;
экологические сказки;
народные, подвижные игры;
работа с наглядными пособиями;
работа с объектами живой и неживой природы;
экскурсии;
тестирование;
литературно-музыкальные композиции;
КТД;
музыкотерапия;
Формы организации деятельности по проекту программы
воспитательский час
экскурсия
посещение музей
поход
Важную роль играют занятия, организованные с посещением библиотек.
На занятиях применяются демонстрационные таблицы, фотографии, видеофильмы, мультимедийные презентации, разнообразный раздаточный материал.
Режим занятий
1-й год реализации проекта программы (3-й класс) рассчитан на 33 учебных часа: из них теоретические занятия – 20 - час; практические занятия - 13 часов.
2-й год реализации проекта программы (4-й класс) – рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия - 16 часов, практические занятия - 16 часов.
3-й год реализации проекта программы (5класс) – рассчитан на 32 учебных часа: теоретические занятия - 23 часов, практические занятия - 9 часов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы : учащиеся 3-5 классов, учителя начальной школы, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования, работники библиотек, музея.
Связи, устанавливаемые для реализации проекта программы.
Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь, группа сопровождения, детская организация соуправления «Радуга»
Внешние: библиотека, музей.
Направления реализации проекта программы.
1. Коррекция недостатков интеллектуального развития детей и активизация познавательной деятельности
2. Формирование позитивных межличностных отношений и коммуникативной культуры учащихся
3. Здоровьесберегающие технологии и формирование навыка ЗОЖ.
4. Эстетическое творчество.
5. Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение. Профориентация.
6. Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Условия реализации проекта программы
Проект программы будет успешно реализован, если:
будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
будут учитываться возрастные, личностные и психофизиологические особенности обучающихся;
будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Возможные критерии результативности
1. Активность учащихся во внеурочное время.
2. Вовлеченность учащихся в систему дополнительного образования.
3. Положительная тенденция роста участников школьных выставок, викторин.
4. Уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
Показатели результативности
1. Активное участие во внеклассной работе.
2. Активное участие школьников в играх и конкурсах.
3. Высокий уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы.
4. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
5. Оптимальный уровень воспитанности.
Проект программы построен на принципах:
• коррекционно-развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
• дифференцированного и индивидуального обучения;
• действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
• свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальных классов, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, работников библиотек, краеведческого музея. Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность школьнику утвердиться в поиске новых идей и новых знаний.
Представленный проект программы «Знаю и оберегаю свой край» рассчитан на применение в специальной (коррекционной) школе VIII вида при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Программа ориентирована на учащихся 3-5 классов. Продолжительность занятий отвечает гигиеническим требованиям для данного возраста детей – 30 минут, при проведении дальних экскурсий возможно объединение часов.
Программа рассчитана для педагогов коррекционных классов. Срок действия программы 3 года.
Благодаря реализации данного проекта программы, осуществляется максимальное использование потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.
Широко используются местные ресурсы: музей, памятные места, библиотека.
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.