СВЕТЛАНА РЯЗАНОВА
Проект-программа для старшей, подготовительной группы «Я познаю мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : творческий, познавательный, экологический, групповой.
Продолжительность: долгосрочный
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Актуальность проекта :
Публикация «Проект-программа для старшей, подготовительной группы „Я познаю мир“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызвать интерес? Прежде всего это место, где он родился и живет. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родная природа - один из сильных факторов воспитания любви к Родине. Ближайшее окружение, природа и мир животных родного края. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе на благо общества, на процветание Родины.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Участники: педагог и дети группы «Непоседы» МБДОУ «ЦРР - №12»
Образовательная область ОП: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Экспериментальная деятельность», «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка»
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, родной страны. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края и страны, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родному городу, родной стране; - познакомить с символами государства (герб, флаг, гимн); - развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны; - воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Советской Армии, к ветеранам; - развивать интерес к доступным пониманию ребенка явлениям общественной жизни, русским традициям; - формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям; - формировать бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли; - дать первые представления и знания о нашей планете, как о нашем общем доме; - развивать умение наблюдать за природой, делать сопоставления и выводы из наблюдений, проводить аналогии; - знакомить с доступными возрасту экологическими понятиями и проблемами города, края, планеты; - накапливать и углублять знания о причинно-следственных связях и процессах в природе; - развивать осознанное восприятие красоты природы и способность к самовыражению; - формировать чувство сопричастности и личной ответственности за сохранение природы, судьбу и будущее своей Родины и планеты в целом;
- развивать социальную и коммуникативную компетентность;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат реализации проекта
Наличие у детей знаний об истории родной страны, её достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Приобретение детьми навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру, природе и животному миру Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Опытно-экспериментальная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Дети должны:
• Знать свой домашний адрес, название города, края, страны.
• Иметь представление о символике.
• Знать название близлежащих улиц.
• Иметь представление о жизни и быте русского народа
• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, различать некоторые рода войск, о ветеранах ВОВ.
• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках.
• Знать стихи, произведения искусства поэтов и художников.
• Знать правила безопасности поведения в природе и на улице города.
• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
• Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках.
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Итоговый анализ
• Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
• Оформление результатов работы.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный
• Составление паспорта проекта
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста.
• Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы, .детской художественной литературы для чтения детям
2 этап. Выполнение проекта
• Проведение с детьми бесед, занятий, наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности, моделирование, ОБЖ, музыкально-культурная деятельность, труд, изодеятельность, экскурсии, просмотр слайдов, фильмов
• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
• Совместные мероприятия детей и родителей: экскурсии, туризм
3 этап. Результаты
• Альбомы: «Моя семья», «Мой любимый город», «Планета Земля»
• Проанализировать и оценить результаты работы по формированию патриотизма у детей
Используемая литература
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада», Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007.
2. Дерягина Л. Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
3. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
4. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с. 118-121.
5. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 11-13.
6. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с. 3-8.
7. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с. 3-10.
8. Казакова Н. В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с. 31-36.
9. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 10-19.
10. Пряхина С. А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с. 27-29.
11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
12. Татаринкова Л. Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
13. Татаринкова Л. Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.