Наталья Викторовна Хазиева
Проектирование предметно-развивающей среды как «поискового поля ребенка» по теме «Вода! Без нее мы никуда!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта - дать представления детям о значении воды в природе и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Задачи:
1 формировать представлений о воде в мире природы, ее роли в природе и жизни человека, о ее агрегатных состояниях, свойствах;
2 развивать умения осуществлять разнообразные поисковые действия практического и мыслительного характера;
Публикация «Проектирование предметно-развивающей среды как „поискового поля ребенка“ по теме „Вода! Без нее мы никуда!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
3 развивать умение организовывать самостоятельную поисковую деятельность (ставить цель, планировать, устанавливать порядок действий, корректировать свои действия и др.);
4 развивать умение использовать поисковые действия для получения информации о воде в природе;
5 стимулировать желание получать информацию о воде в природе, использовать известные и осваивать новые способы познания;
6 стимулировать интерес к поисковой деятельности с водой;
7 стимулировать желание задавать вопросы познавательного характера о воде в природе, о поисковой деятельности
Перечень микроблоков:
1. «Уголок Любознайки»;
2. Лаборатория «Почемучка»;
3. «Игротека»;
4. «Мастерилка».
Первый микроблок:
Уголок «Любознайки»
Образовательные задачи:
-формирование умения самостоятельно работать с источниками информации, «добывать» нужную информацию;
- накопление новых знаний через рассматривание и чтение книг, работу с иллюстрациями.
Материалы и оборудование:
«Состояние воды» (карточки с иллюстрациями состояний воды в природе)
«Вода вокруг нас» (компьютерная презентация)
«Мировой океан» (иллюстрации)
Характеристика деятельности: дети вырезают картинки, придумывают текст для энциклопедии, составляют «папку исследователя».
Способ проведения: дети совместно с воспитателем организуют «Уголок Знайки», для этого они вырезают и наклеивают карточки в папку исследователя по теме «Состояние воды».
Второй микроблок
Лаборатория «Почемучка»
Задача:
овладение детьми средствами познавательной деятельности и расширение опыта при проведении элементарных экспериментов.
Опыты:
1. «Живая вода»
2. «Вода и огонь»
опыт №1. «Живая вода»
Образовательная задача: познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы и оборудование: дети собирают цветы, затем приносят их в группу. Ставят одну часть одуванчиков в вазу с водой, а другую - в пустую вазу. Затем наблюдают, комментируют и ведут дневник наблюдений несколько дней.
Характеристика деятельности: воспитатель вместе с детьми рассматривает одуванчики, которые они собрали. После этого ставят одуванчики в воду, а сосуд сними на видное место. Другую часть одуванчиков ставят вместе в пустой стакан. После чего, дети становятся наблюдателями того, что же произойдет с цветами в одной и другой колбе. Дети ведут дневник наблюдений, описывая каждый день, что происходит с цветами. В конце наблюдения дети увидят, что цветок без воды повял на третий день, цветок, в колбе с водой простоял пять дней.
опыт №2. «Вода и огонь»
Образовательная задача: формировать представления о том, как взаимодействуют огонь и вода.
Материалы и оборудование: широкий прозрачный сосуд с высокими краями заполненный водой; плавающая свечка; спички (зажигалка); пипетка, резиновая груша; чайная ложка; трубочка для коктейля; повязки пожарников (4 штуки)
Характеристика деятельности: дети по одному или в форме соревнования («Кто здесь лучший пожарный?») тушат свечку, которая плавает в сосуде, важно попасть водой из оборудования, описанным выше, на пламя свечи, чтобы потушить ее.
Способ проведения: воспитатель наливает в сосуд воду, зажигает свечу и опускает ее в сосуд с водой, предоставляет детям оборудование, с помощью которого они будут пытаться потушить пламя свечи. В конце можно показать короткий фильм как пожарные тушат огонь с помощью воды.
Третий микроблок
"Игротека"
Вид игры: Лото
Название: «Вода : хорошо или плохо!»
Образовательные задачи: познакомить детей с положительными и отрицательными воздействиями воды на живую и неживую природу, жизнь и жизнедеятельность всех живых существ.
Материалы и оборудование: мешочек с бочонками, на которых написаны явления природы, вызванные водой; карточки с клетками, закрашенными двумя цветами: черны и белый;
Характеристика деятельности: дети играют в увлекательную игру, расставляя бочонки, которые они достали из мешка на клетки. Клетки представлены в двух цветах : черный и белый. Каждый цвет несет свое значение: белый – полезные водяные явления природы, черные – вредные водяные явления природы.
Способ проведения: воспитатель берет в руки мешочек с бочонками, которым привязаны маленькие открытки с картинкой природного явления и его краткое описание, чтобы дать детям общее понятие о нем. Дети получают по карточке, формата А4, на которых изображены клетки черного и белого цветов, черные имеют значение «Плохо», белые – «хорошо». Дети поочередно подходят к воспитателю, достают из мешка бочонок, рассматривают картинку в открытке и читают название природного явления. Воспитатель читает описание, кратко обсуждает с детьми это явление (кто, что знает о нем). Затем ребенок определяет клетку для этого явления у себя на карточке, рассуждая, несет ли оно собой пользу для людей, животных и природы, или же наносит вред.
Четвертый микроблок
"Мастерилка"
Название: «Жители подводного мира»
Образовательные задачи: формирование познавательного интереса к использованию воды для творчества людей.
Материалы и оборудование: бумага (газета, вода, миска для воды, краски, палочки, картон клей.
Характеристика деятельности: дети разрывают бумагу или газету руками на мелки куски, опускают в миску с водой и оставляют примерно на 3 часа. По истечение 3-х часов перемешать полученную массу, добавляют клей и лепят фигурки рыбок и любых других жителей рек, морей и океанов, которых знают. Высохшие поделки раскрашивают в разные цвета. Для аквариума дети раскрашивают большой картон синими и голубыми красками.
Способ проведения: Воспитатель показывает уже готовые работы, выполненные в стиле «папье-маше». Предлагает им сделать таких же и поселить их в «аквариуме» их группы. Описывает метод выполнения поделок, может сделать малую деталь самостоятельно, для демонстрации процесса и наглядного примера