ирина орехова
Проект «Природные дары для поделок и игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно - творческий проект
«Природные дары для поделок и игры».
Цель проекта : Развитие способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.
Задачи:
1. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
2. Использовать природный материал в занятиях по ФЭМП (в качестве счетного материала), в занятиях по развитию речи (составление рассказов, подбор прилагательных,глаголов и т. д.).
Публикация «Проект „Природные дары для поделок и игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
3. Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
4. Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Участники проекта : воспитатели, дети и родители.
Актуальность:
Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой, Камешки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации. Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения игры, свободная деятельность детей.
Методы и формы реализации проекта : Объяснение, показ, беседа, исследования, игровые приемы, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Механизм реализации проекта : данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения М. А. Васильевой и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.
Вид проекта : среднесрочный, групповой
тип проекта : познавательно – творческий
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
• Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей.
Основные этапы реализации проекта :
1 этап - Организационно - подготовительный:
- Подборка программно - методического обеспечения для реализации проекта, перспективное планирование творческой деятельности по использованию природного материала.
- Создание и пополнение предметно – развивающей среды для свободного и совместного творчества взрослых и детей, с учетом их потребностей и интересов. Оборудование в группе уголка «Природная мастерская»
2 этап – Основной
Работа с детьми:
- Познавательное развитие:
• Экспериментирование с природным материалом : «Путешествие в мир природы», для формирования у детей познавательного интереса к природному материалу и творческому применению его в самостоятельной деятельности («Волшебные камни», «Страна листопадия», «Цветочная страна», «Зеленое царство», «Загадочная скорлупа», «Водное царство»
• Исследовательская деятельность, наблюдения на прогулке, походы и экскурсии в природу, опыты и самостоятельная деятельность в уголке природы и ручного труда : «Художества в природе», «Скорлупа, песок и ветки, листья, палки и ракушки», «Соломка, какая она?» «Путешествие к старичку - лесовичку», «Окошко в природу»
• Создание коллекции раковин, и камней, сбор и оформление гербария.
• Беседы с детьми: «Я собираю гербарий», «Золотая соломка и золотые руки», «История одного листочка», «Что такое флористика», «О ракушках и камнях», «Природа и художник»
• Создание практического пособия-альбома «Природная копилочка» с образцами и эскизами поделок, аппликаций, аранжировок и коллажей из природных материалов, направленное на повышение интереса детей к работе с природным материалом.
• Создание и оформление библиотеки с наглядным и иллюстративным материалом (загадки, стихи, пословицы и поговорки)
-Продуктивная деятельность:
Раздел 1. Работа с растительным материалом:
«Листопад в ладошках» (аппликация, коллажи из осенних листьев и цветочных лепестков, сюжетные композиции, флористика). Аппликации из природных материалов : «Угощение для зайчика», «Грибная полянка», «Цветы на полоске», «Бабочка», «Веселые цыплята», «Красивый еж», «Кто спрятался в траве?»; «Букеты и приветы» - аранжировки из цветов, листьев, веток.
Раздел 2. Лесные скульптуры (конструирование из шишек, веточек). Художественные образы и композиции – инсталляции: «Лесная сказка», «Веселый лужок», «Карнавал», «Совушка - сова», «Шишка – это просто мишка, а может, и мышка», «Гнездышко».
Елочные игрушки и новогодние подарки из шишек, скорлупы орехов, яичной скорлупы и цветной бумаги.
Раздел 3. Игрушки из соломки, бересты. Картины – аппликации, игрушки и сувениры из «золотой соломки» : «Игрушка – забава «солнышко», «Пасхальное яйцо», «Туесок»
Раздел 4. Работа с ракушками. Композиции из ракушек и камней. Песочные картины.
«Рыбки из камушков», «Цветики-цветочки», «Красивая ваза», «Зверушки из камней». «Песочные картинки», «Украшения из раковин», «Подводное царство»
Раздел 5. Аппликации из опилок и стружки «Березка», «Нарядный домик», «Мышки у нас в гостях», «Цветик – семицветик» - коллаж из карандашных стружек.
-Игровая деятельность:
• Тематические игры с природным материалом «Природа и мы»;
• Сюжетно-ролевые игры с поделками;
• Дидактические игры с природным материалом;
• Самостоятельная игровая деятельность детей.
Работа с родителями:
1. Анкетирование родителей «Совместный труд детей и родителей».
2. Творческие задания для совместной деятельности детей и родителей с целью развития творческих способностей детей.
3. Консультации для родителей:
• «Осенняя мастерская»
• «Поделки из натуральных материалов»
• «Всестороннее развитие детей в процессе работы с природным материалом».
• «Как развить творческие способности у детей»
• «О пользе ручного труда для детей»
• «Тайные дары природы, или что дает и как развивает ребенка общение с природным материалом»
• памятки для родителей: «Занимательные прогулки в природу», «Сбор и подготовка материала», «Мастерим вместе с детьми»
4. Рубрика в родительском уголке: «Сделайте дома с детьми», где даются советы и рекомендации родителям по выполнению различных поделок.
5. Организация выставки детских и семейных работ на тему: «Природа и мы»
3этап - Заключительный:
• Выставка семейных и детских творческих работ.
• Фоторепортаж из жизни группы «Мы делаем сами».
• Мультимедийная презентация «Природные дары для поделок и игры»
Познавательно - творческий проект
«Природные дары для поделок и игры».
Цель проекта : Развитие способностей дошкольников через использование природного материала в детском саду.
Задачи:
6. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творческие способности.
7. Использовать природный материал в занятиях по ФЭМП (в качестве счетного материала), в занятиях по развитию речи (составление рассказов, подбор прилагательных,глаголов и т. д.).
8. Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от совместной творческой деятельности.
9. Обучать способам конструирования из природного материала. Учить детей самостоятельно задумывать тему для поделок.
10. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Участники проекта : воспитатели, дети и родители.
Актуальность:
Сегодня общение ребенка с природой является большой проблемой, Камешки разного размера и формы, шишки, плоды и семена, сухие листья – все это материалы для экспериментирования, игры, творчества. Самодельные скульптуры и аранжировки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом. Но и невидимое для глаз развитие восприятия, мышления и воображения. Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу, тем больше мы начинаем любить её.
Межпредметные связи: проект реализуется в регламентированной деятельности в занятиях по: ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, изодеятельности; конструированию и аппликации. Внерегламентированной деятельности: прогулки, экскурсии, наблюдения игры, свободная деятельность детей.
Методы и формы реализации проекта : Объяснение, показ, беседа, исследования, игровые приемы, самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Механизм реализации проекта : данный проект согласуется по содержанию с программой воспитания и обучения М. А. Васильевой и осуществляется посредством проведения занятий по различным видам деятельности.
Вид проекта : среднесрочный, групповой
тип проекта : познавательно – творческий
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня познавательной активности детей, художественно - творческое развитие детей и раскрытие индивидуальных творческих способностей.
2. Осуществляя воспитательные задачи, сформировать в детях такие качества личности, как:
• Умение одухотворять (очеловечивать) живую и неживую природу;
• Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
• Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом - выразительное, любоваться уголками родной природы;
3. Эффективное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения.
4. Формирование ощущения удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности детей, воспитателей, родителей
Заключение
Природа - замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Разнообразие природных материалов таит в себе необыкновенные возможности. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или игрушки, а настоящие произведения искусства.
Доступность природных материалов, находящихся рядом с нами в городе,парке или на садовом участке, на морском побережье или в лесу, дают возможность творить и быстро достигать прекрасных результатов.
В поделки из природного материала дети вкладывают и вкус, и фантазию, и умения - это процесс воплощения творческого замысла, предполагающий развитие ребенка. При работе с природными материалами дети получают большой положительный эмоциональный заряд, возможность проявить свои творческие возможности. Каждое такое занятие - это занятие вдохновения и радости. Прелесть этих работ - в их неповторимости.
Список используемой литературы
Голубева Н. Н. Аппликация из природных материалов. - М. : Культура и традиции, 2002. - 112 с.
Гульянц Э. К., Что можно сделать из природного материала-М. : Просвещение, 2004г.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству - СПб: Детство-Пресс, 2004г.
Панфилова Т. Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. - Издательство «Школьная пресса», 2004.
Черныш И. В. Поделки из природных материалов. «АСТ ПРЕСС» 1999.
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный
№ Направление предварительной работы Содержание деятельности
1 Работа с детьми • Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, рассказов, сказок, отгадывание загадок, прослушивание музыки.
2 Взаимодействие с родителями • Консультация для родителей «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты».
• Буклет для родителей «Природные дары для занятий и игры»
3 Работа педагогов Воспитатели: Рассматривание картин «Времена года», альбома «Осенний пейзаж».
Муз. Руководит : Прослушивание песен о весне, музыки Чайковского, Вивальди из альбомов «Времена года»
II этап - Внедренческий
Сроки проведения Формы работы
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Предметно-развивающая среда
НОД ОД в режимных моментах
Составление рассказа по картинкам «Как собирают урожай»
Беседы : «Что нам осень подарила?»
«Где и как растут овощи?»
«Хлеб всему голова» Отгадывание загадок об овощах, фруктах и грибах
Цель :вспомнить и закрепить названия овощей и фруктов, грибов
Рассматривание альбома «Овощи», «Фрукты»
Рисование «Нарисуй, какой хочешь овощ.»(по замыслу) Иллюстрации с изображением овощей, фруктов, грибов, осенней природы.
Познавательное развитие: Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах.
ФЭМП «Форма предметов» Игра: «Чудесный мешочек»
цель: закреплять умение детей определять фрукты и овощи на ощупь,
Чтение и заучивание стихотворений об осени. Складывание пазлов
Чтение стихотворений Ю. Тувима «Овощи», «Яблоко»
Слушание Б. Можжевелова «Огородная-хороводная» Д / и «Разложи по тарелкам» ( цель: закреплять представления детей о фруктах, овощах и ягодах)
. Раскрашивание раскрасок Привлечение родителей к участию в выставке «Поделки из природного материала».
Аппликация: «Яблоко-спелое, красное, сладкое»
Создание совместно с детьми дидактических игр: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний»
Инсценировка р. н. с. «Репка»
Подвижные игры : «Огуречик-огуречик», «Урожай», «Картошка»
Наблюдение за красотой осенней природы во время прогулок. Составление картинок из кубиков Информационный материал для родителей: «Овощи и фрукты ценные продукты»
Познавательное развитие Рассказ воспитателя «В лес за грибами»
Рисование «Мухомор»
Д/игры «Съедобное-несъедобное» ( цель: закрепить представление об особенностях съедобных и несъедобных грибах).
Разучивание песен об осени. Настольные игры : «Моё первое лото», «Овощи,фрукты».
Домино «Фрукты». Информационный материал для родителей «Не все грибы съедобны».
Чтение Русских народных сказок «Мужик и медведь», «Вершки и корешки»
Цель : Познакомить детей со сказками.
Изготовление книжки –раскраски «Овощи и фрукты» Сюжетно-ролевые игры «Делаем салат», «Машины везут фрукты в магазин.», «Продавец овощей и фруктов» Информационный материал для родителей «Живые витамины»
Познавательная деятельность «У бабушки в огороде»
ФЭМП «Один-много» Рассматривание альбомов
Цикл наблюдений "Изучаем жизнь природы осенью".
Игра с массажными мячиками «Слива» Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
Аппликация: «Цветы в вазе» с использованием сухих листьев
Рисование овощей и фруктов по трафаретам.
Лепка : «Морковки для зайчика».
Чтение стихов В. Степанов, «Доброе утро»,
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». Для лепки из пластилина необычных овощей Информационный материал для родителей «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты»
Лепка: «Ежик с грибами», с использованием семе.
Составление описат. рассказов : «Овощи-фрукты», «С какого дерева лист». Пальчиковая гимнастика «Домик», Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу», «По грибы»,
Дидактическая игра «Собери урожай»
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
Итог проекта :
Выставка из природного материала «Дары осени».
III этап – итоговый
№ Направление работы Содержание деятельности
1 Работа с детьми Составление рассказа по картинкам «Как собирают урожай» Познавательное развитие: Рассказ воспитателя об овощах с огорода, о фруктах и ягодах, собираемых в садах. Чтение стихотворений Ю. Тувима «Овощи», «Яблоко» Рисование: «Овощи на зиму» Познавательное развитие Рассказ воспитателя «В лес за грибами» Чтение Русских народных сказок «Мужик и медведь», «Вершки и корешки»
Аппликация: «Грибы на поляне»
Рисование : «Мои любимые фрукты».
Лепка: «Фрукты на тарелке».
Отгадывание загадок об овощах, фруктах и грибах
Создание совместно с детьми дидактических игр: «Собери овощи из частей», «Четвертый лишний»
Игра-инсценировка «Таня и овощи».
Участие в выставке из природного материала «Дары осени».
Пальчиковая гимнастика «Домик», Мы капусту рубим», «Пальчики в лесу», «По грибы»,
2 Взаимодействие с родителями Помощь родителей в подборе материалов для создания тематических альбомов «Овощи», «Фрукты Сбор природного материала, экскурсии со своими детьми в лес,».
Участие в выставке «Поделки из природного материала».
3 Работа педагогов Проведение осеннего праздника.
Результаты проектной деятельности :
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
• появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Конспект непосредсвенно — образовательной деятельности в средней группе по теме» Дары осени»
Цель: Формирование представлений об осени.
Задачи. Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений. Воспитывать в детях эстетическое восприятие окружающего мира.
Оборудование: Сюжетные картины с изображением осени, магнитофонные записи с осенними песнями, муляжи фруктов и овощей, краски, кисти, листы, салфетки, листья деревьев.
Содержание организованной деятельности.
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети входят в группу, их встречает воспитатель в костюме осени.
Воспитатель.
-Здравствуйте, мои детушки, мои ребятушки!
Здравствуйте мои хорошие, мои пригожие!
Узнаете вы меня? Послушайте загадку про меня.
Несу я урожаи
Поля вновь засеваю
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен.
А зовут меня все…
Дети хором (Осень).
Воспитатель. Правильно, угадали, молодцы! Дети а вы любите осень?
(Да). А за что вы любите это время года? (Ответы детей).
-Послушайте, пожалуйста песню про осень.
Воспитатель. Дети о чем поется в песенке? (о листьях).
А какого цвета листья осенью (Желтые, красные, оранжевые).
Молодцы! А у меня, посмотрите, сколько листьев разноцветных!
-Давайте ребята с ними поиграем в игру «С какого дерева лист»
(Показываю детям листья, они называют деревья).
Воспитатель. А сейчас, ребята давайте мы с вами превратимся в осенние листья. Раздаю каждому ребенку листья.
Физминутка.
Мы- листочки
Мы- листочки (Дети стоят с поднятыми вверх руками)
Мы-осенние листочки
Мы на веточках сидели (Покачиваются из стороны в сторону)
Ветер дунул-полетели (Разбегаются по группе)
Мы летали, мы летали
А потом летать устали (Бегают, кружаться, приседают на корточки).
Воспитатель. Ребята, а что бывает осенью? А что собирают осенью?
Дети. Урожай фруктов и овощей.
Воспитатель. Правильно, молодцы! А у меня есть фрукты и овощи.
Расскажите мне о них. Какие они на вкус? Какого цвета, формы?
Показываю детям муляжи фруктов и овощей. Дети рассказывают про них.
Воспитатель. Дети, теперь посмотрите на иллюстрации. Что вы там видите?
Дети. Красавицу осень. Расскажите как художник изобразил это замечательное время года? (Дети рассказывают).
Воспитатель. А вы хотите быть художниками и сами нарисовать картину про осень?.
Дети. Да!
Воспитатель. Перед вами лежат листочки, краски, кисти. Нарисуйте пожалуйста осень. Дети под музыку рисуют.
Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Да, вы настоящие художники! Спасибо вам. Мы с вами откроем выставку и пригласим ребят из других групп, посмотреть на ваши работы. Дети, скажите, сколько осенних месяцев вы знаете? Как они называются? Может кто-нибудь стихотворение нам расскажет про осень.
Ребенок.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый-осинке,
Бусы красные-рябинке
Зонтик желтый-тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Воспитатель. Молодцы! А за вашу работу я хочу вас угостить вкусными фруктами. (Раздача яблок).