Ирина Набатникова
Проект «Под солнцем Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Под солнцем Родины моей»
МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБДОУ «Детский сад №….»
Обобщение опыта.
Тема: «Социальное и нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
(Проект «Под солнцем Родины моей».)
Автор: воспитатель
Набатникова И. А.
Город Бийск, Алтайского края.
20.… год.
Информационно - практико - ориентированный проект
«Под солнцем Родины моей»
Публикация «Проект „Под солнцем Родины моей“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Тип проекта: Информационно- практико - ориентированный.
Предметно содержательная область – социальный мир.
По количеству участников – коллективный.
Состав участников: Воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
По продолжительности – долгосрочный.
Длительность проекта: 1 год.
Актуальность.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание любви к близким людям, детскому саду, родному городу, родной стране. В детском возрасте формируются основные качества личности человека. Поэтому так важно наполнить восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного города.
Гипотеза:
Если процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста строить с учетом принципов системности, интегрированности, сотворчества детей, родителей и педагогов в совместном процессе освоения регионального культурно-исторического наследия, ориентацией на эмоционально чувственную сферу ребенка, то у детей будет развито чувство гордости за свою страну, родной любимый город, бережное отношение к родной земле, культурно-историческим и духовным ценностям.
Проблема: Ослабление позиций духовно-нравственного воспитания в обществе, привело к частичной, а зачастую, к полной утрате морально-нравственных ориентиров. В связи с этим фактом одной из важнейших задач современного общества необходимо считать гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Цель проекта – познакомить детей с достопримечательностями родного города, с историческим прошлым своего народа. Развить культурно - нравственные познавательные качества личности дошкольника, формировать основы гражданственности.
Основные задачи:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
- Зажечь любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре, к родному краю.
- Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
- Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
- Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
Принципы построения педагогического процесса
1. Принцип историзма
Осуществляется путем ознакомления с историческими событиями и проецируется на два исторических поколения: прошлое (было давно) и настоящее (происходит теперь).
2. Принцип гуманизма
Основывается на умении педагога оценить ситуацию глазами ребёнка, с уважением отнестись к его мнению, чувствам, эмоциям, руководствуясь общечеловеческими понятиями о гуманизме.
3. Принцип дифференциации
Осуществляется с помощью создания благоприятных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний, с учетом возраста, накопленного им опыта.
4. Принцип интеграции.
Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.
Для успешной реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет объединить разные направления педагогической деятельности: социальное, нравственно-этическое, естественнонаучное, художественно-эстетическое и др.
Условия реализации проекта
Знакомство дошкольников с родным городом является частью единого образовательного процесса, в основе которого лежат главные цели программы воспитания и обучения.
В работе с краеведческим материалом необходимо учитывать постепенность перехода в ознакомлении с историческими фактами. Так в начальном этапе изучается историческое прошлое в связи с близким окружением ребёнка (на примере семьи, улицы и т. д) и впоследствии более отдалённые от него, культурно - исторические факты.
При погружении ребёнка в культурно-историческую среду, как следствие, возникает личностно-эмоциональная связь с изучаемым материалом, формируется собственная оценка социальной действительности.
Так осуществляется деятельный подход к изучению истории, культуры, природы, родного города. Дети передают своё отношение к увиденному и услышанному через творческую игру, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок и т. д.
Познакомиться с жителями города - носителями культурных традиции в области ремесел, песен, танцев и т. п.
Создание развивающей среды в группе и ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)
Организация работы с родителями должна способствовать передаче их знаний и любви к родной стране, городу Бийску детям.
ОСНОВНЫЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ БЛОКИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
1. «Улица – красавица» - знакомство с достопримечательностями родного города. (Сентябрь)
2. «Под небом Родины» - знакомство детей с великой Россией. (Октябрь)
3. «Мы – россияне!» - Проведение НОД по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема: «Семейные обычаи на Руси». – Знакомство с обычаями родной страны, воспитание в детях чувства гордости за российский народ. (Ноябрь)
4. «Русская сказка» - приобщение детей к культурному наследию родной земли. (Декабрь)
5. «Ратная слава» - знакомство с героическим прошлым родной страны, с героями Бийска. (Январь – февраль)
6. «Красно солнышко» - ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа. (Март)
7. «Люди добрые» - знакомство с известными земляками. (Апрель)
8. «Славен мир!» - Проведение мероприятия на тему: «Какая наша Родина?» - воспитание любви к Отчизне через восприятие красоты в творчестве людей. (Май)
Тематический план работы в подготовительной группе по нравственно-патриотическому воспитанию (на 201… – 201… учебный год).
I раздел «Бийск»
Подготовительная группа 6-7 лет
§ Рассматривание карты г. Бийска. (Сентябрь)
§ Знакомство с героями гражданской и отечественной войн. (октябрь, май)
§ Экскурсия по улицам города (ул. Горно - Алтайская, Ул. Г. Васильева, Ул. Воинов - Интернационалистов.) (Сентябрь, май)
§ Посещение библиотеки - «Город над Бией» (Сентябрь)
§ Экскурсия в краеведческий музей «Русская изба». (Октябрь, Апрель)
§ Экскурсия в ГДК. (Сентябрь)
§ Занятия из цикла «Путешествие в Бийск» (Сентябрь)
§ Занятия «История нашего города» (Октябрь)
§ Знакомство с гербом и гимном нашего города. (Октябрь)
§ Создание альбома «Достопримечательности города Бийска» (Август)
§ Фотовыставка «Наш город сегодня» (Сентябрь)
§ Выставка детских работ «Мой любимый город» (Ноябрь)
§ Создание в ДОУ мини–музея. (Август)
II раздел «Природа Алтая»
Подготовительная группа 6-7 лет
§ Обобщающая экскурсия в парк. (Сентябрь)
§ Беседа о труде хлеборобов и садоводов осенью» (Сентябрь)
§ Сравнительная беседа о подготовке зиме домашних и диких животных (Октябрь)
§ Беседа «Зима в лесу…» (Ноябрь)
§ Составление зимних композиций. (Декабрь)
§ Сравнительная экскурсии в парк при разной погоде (Солнечный день, дождь, оттепель, снегопад). (Весь год)
§ Рассматривание пейзажей местных художников. (Апрель)
§ Подкармливание птиц на территории детского сада. (Холодное время года)
§ Беседа «Как зимуют домашние животных» (Ноябрь)
§ Беседа «Весной на озере». (Апрель)
§ Сравнительная экскурсия в парк и на водоем. (Май)
§ Беседа «Осенние краски» (Сентябрь)
§ Экскурсия в лес, парк и на водоем при разных погодных условиях. (Весь год)
§ Беседа «Насекомые» (Август)
§ Занятия «У кого дом в лесу». (Май)
§ Беседа «Съедобный, несъедобный (полезные и вредные ягоды и грибы) (Август)
III раздел «Культурное наследие Алтая»
Подготовительная группа 6-7 лет
§ Занятия в библиотеке «Писатели Алтайского края - детям» (Декабрь)
§ Чтение произведений В. Бианки «Зелёный пруд», «По следам: Снежная книга», «Синичкин календарь» (январь)
§ Познавательное мероприятия в библиотеке «День рождение В. Бианки» (Февраль)
§ Просмотры презентаций, видеофильмов. (Весь год)
§ Рассказ о художниках Алтайского края. (Апрель)
§ Посещение выставок местных художников в музее и выставочном зале. (Май)
§ Встречи с интересным человеком. (Сентябрь)
§ Знакомство с алтайскими пейзажами. (Май)
IV раздел «Народное декоративное искусство»
Подготовительная группа 6-7 лет
§ Знакомство с Урало - Сибирской росписью. (Ноябрь)
§ Знакомство с русской вышивкой (украшение полотенец). (Октябрь)
§ Знакомство с украшением русской избы – «деревянное кружево». (Октябрь)
§ Посещение выставок декоративно-прикладного искусства в музее. (Ноябрь)
§ Выставка народно-прикладного искусства детей и родителей. (Ноябрь)
§ Встреча с рукодельницей. (Сентябрь)
§ Выставка работ: «Прекрасное - своими руками» (кружковая работа).
(Май)
V раздел «Сибирский фольклор»
Подготовительная группа 6-7 лет
§ Знакомство с народным фольклором: загадки, потешки, заклички, считалки, пословицы, сибирские песни и хороводы. (Весь год)
§ Алтайско - сибирская традиционная кухня. (Декабрь)
§ Фольклорный праздник «Осенины» (Ноябрь)
§ Рождественские гадания. (Январь)
§ Развлечения «Святки», «Масленица», «Троица». (Январь, Февраль, Май)
§ Праздник «Русской березки». (Май)
§ Встречи с фольклорной группой из ГДК. (Сентябрь).
§ Разучивание с детьми хороводов, народных песен. (Весь год)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Дети имеют представления о городе, в котором они живут. Знают, что их малая родина, испытывают чувство гордости за свой край.
2. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности.
3. Имеют представления об исторических памятниках.
4. Проявление интереса к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
5. Дети знают культуру, обычаи и традиции родного края; Дети могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения.
6. Дети знают праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.
7. Дети могут назвать ремесла, которыми владели наши предки и народных умельцев наших дней.
8. Дети знают традиции - старинные игры, забавы, песни, частушки, колядки и др.
9. Дети знакомы с историей своей Родины.