Татьяна Сатдарова
Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Проблема: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Проект „Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Приобщение к здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — является одной из главных задач. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития и укрепления здоровья детей, повышение осознанности и понимания дошкольниками необходимости заботы и активной деятельности по формированию своего здоровья.
Задачи:
- формировать представления о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья.
- формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, желание у детей заботиться о своем здоровье.
- формировать осмысленное отношение к необходимости занятий физкультурой и спортом, важных для нормального роста и функционирования всех органов и систем организма
- формировать уравновешенное активное поведение и преобладание бодрого, хорошего настроения, способности быстро адаптироваться к новой обстановке;
- формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности и развитие способности принимать правильное решение в опасных для жизни ситуациях;
- развитие у дошкольников познавательных и исследовательских интересов, творческих способностей, самостоятельности и активности;
- развитие коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности детей и взрослых.
Участники проекта :
-Воспитатели;
-Дети подготовительной речевой группы;
-Инструктор по физическому воспитанию;
-Родители;
-Музыкальный руководитель;
Сроки реализации:
Сентябрь 2013- май 2014гг.
Место реализации: Детский сад КВ №27.
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный этап:
Задачи этапа: проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;
1)Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2)Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Аналитический
Задачи этапа: выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг их интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети старшего дошкольного возраста, их родители).
Родители – анкетирование
Дети – мониторинг
III «Планирование
Задачи этапа: разработать систему интеграции образовательной деятельности познавательного характера и занятий физической культурой, способствующих формированию первичных представлений о человеческом организме как важном условии формирования здорового образа жизни»
IV «Организация»
Этап включает в себя интеграцию образовательных областей : «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Работа с детьми:
-Непосредственно образовательная деятельность.
- Интеграция образовательной познавательно-исследовательской деятельности и занятий физической культурой 1 в неделю.
- Дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики (ежедневно в чередовании).
-Сюжетно - ролевые игры.
- народные игры, подвижные игры, спортивные игры и игровые упражнения, игровые задания.
- индивидуальная профилактическая работа.
Ожидаемый результат реализации проекта :
Ценностное, бережное отношение ребенка к своему здоровью, развитость интегративных качеств личности
-Комплексный интегрированный подход в содержании и организации образовательной деятельности.
-Наличие теоретических и практических навыков у педагогов.
-Накопление и систематизация материала по здоровье сбереженью и созданию здоровье сберегающей среды в группе.
-Активное сотрудничество с семьей.
План работы с детьми по физкультурно-оздоровительной работе
на 2013-2014 год.
Время проведения
Форма работы
Цели и задачи
Сентябрь
Беседа «Путешествие в страну Здоровья!» Выделить компоненты здоровье человека и установить их взаимосвязь. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни
Октябрь Игра - эксперимент «Путешествие пирожка» Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта, воспитывать интерес к занятиям физической культурой, стремление изучать и заботиться о своем организме.
Ноябрь Беседа «На столе у нас всегда лишь полезная еда» Уточнить представления детей о полезных для организма продуктах питания, формировать представление о витаминах, в каких продуктах питания они содержатся, их назначение в организме.
Декабрь Беседа: «Главный мотор организма»
Уточнить представления детей о роли сердца для организма человека. Систематизировать знания о строении сердца и кровеносной системы, о необходимости ведения здорового образа для поддержания работы сердца.
Январь:
Досуг «Дорога к доброму здоровью» Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Определить и закрепить знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены.
Февраль Родительское собрание «Береги здоровье смолоду» Систематизировать знания родителей о правильном питании, о профилактике и лечении заболеваний, о чистоте.
Март Игра – эксперимент «Наши помощники - глаза, уши, зубы» Расширить знания детей о строении, назначении органов чувств. Привести к пониманию о необходимости бережного отношения к органам чувств.
Апрель Развлечение совместно с родителями
«Путешествие в страну Здоровья» Воспитывать привычку к здоровому образу жизни
Май Игра – эксперимент «Мои помощники – мышцы и скелет» Познакомить детей с функцией мышц и скелета. Воспитывать уважение и бережное отношение к себе через познание себя, частей своего тела. Научить правильному порядку выполнения обще развивающих упражнений. Учить ощущать и чувствовать процесс движения любой частью тела.