Юлия Ирековна Васина
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Наши зеленые друзья»
▼ Скачать
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни»
Василий Александрович Сухомлинский
Пояснительная записка
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Наши зеленые друзья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поэтому работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Целью проекта является формирование предпосылок экологического сознания.
Сформировать потребность в изучении растений, положительное отношение к природе через наличие знаний о комнатных растениях, как о живых существах, опираясь на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость.
ЗАДАЧИ:
Разработать систему поэтапного формирования у дошкольников экологической ответственности и отзывчивости по отношению к комнатным растениям.
Научить детей не только видеть красоту комнатных растений, но и вызвать у них желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее.
Воспитать основы экологического мышления, проявляющегося в гуманном отношении к представителям растительного мира, как к живым, неповторимым организмам.
Наглядно показать детям зависимость растений от условий окружающей среды, закономерности в развитии растений, проследить взаимосвязь – комнатные растения и внешние факторы окружающей среды.
Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
Проект направлен на углублённое формирование предпосылок экологического сознания. Программа «От рождения до школы» под редакцией М. Е. Вераксы,М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, предполагает следующие знания, умения, навыки детей старшей группы по данной проблеме:
Расширять и уточнять представления детей о природе. Закреплять умение наблюдать.
Продолжать знакомить с комнатными растениями
Закреплять умение ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.
Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями: рассматривать растения не нанося им вред
Закреплять умение ухаживать за обитателями уголка природы.
Дать детям представление о том, что в природе все взаимосвязано.
Кроме этих задач, проект предполагает знакомство детей в совместной деятельности (ребенок-ребенок, ребенок-родитель, ребенок-воспитатель) с наиболее благоприятными условиями для роста и размножения растений; научить их определять состояние растения по его внешнему виду (нужно полить, растение погибает от перелива, скоро зацветёт - значит ему комфортно, научить ухаживать за растениями, бережно к ним относиться, ответственно подходить к трудовым поручениям, уважительно относиться к природе в целом, чувствовать свою ответственность перед ней.
В процессе беседы по знакомству с жизнью комнатных растений, в том числе этические; читать экологические сказки, энциклопедии и художественную литературу о наших соседях. Рассматривать растения, а полученные знания закреплять на практических занятиях: посев семян, высадка ростков, полив, протирание широких листьев влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листочками, наблюдение за растениями, которые растут в воде (гидропоника, составление описательных рассказов о вновь изученных комнатных цветах. Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя : под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами.
Тип проекта :
- исследовательский, групповой, долгосрочный.
План мероприятий по реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на 1 год и проходит в три этапа:
1. Предварительный этап – 2 месяца (июль - август)
2. Основной этап - 8 месяцев (сентябрь-апрель)
3. Итоговый этап – 1 месяца (май)
Теоретическая значимость:
Формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• составление картотеки комнатных растений в детском саду;
• составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
• создание альбома «Наши комнатные растения» (детские рисунки с описательными рассказами, составленными совместно с родителями).
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей
Предполагаемый результат:
развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
развитие эстетических чувств (замечают красоту формы и окраски листьев, эмоционально реагируют на появившиеся ростки и бутоны);
развитие познавательного интереса (самостоятельно рассматривают растения, задают вопросы;
умение не только видеть красоту комнатных растений, но и желание участвовать в создании этой красоты, оберегать и сохранять ее;
развитие восприятия комнатных растений как живых существ (замечают неблагополучное состояние растения, сочувствуют растениям, сообщают воспитателю о замеченных изменениях);
умение видеть и обнаруживать взаимосвязь состояния растений от условий обитания.
Методологическую основу исследования составили теории познанияи положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др., психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др., общетеоретические вопросы экологического воспитания старшего дошкольного возрастараскрыты в работах С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой; Методика ознакомления детей с природой в детском садуСаморукова П. Г