Ирина Дементеева
Проект по экологическому воспитанию «Будь природе другом»
▼ Скачать + Заказать документы
Будь природе другом
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем :
Удивиться, узнать, полюбить!
Н. Луконин
Актуальность проекта :
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Будь природе другом“» размещена в разделах
К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.
Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.
Я считаю, начинать экологическое образование можно и нужно с раннего возраста. Задача моя, как педагога в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понять о том, что и растения, и животные – живые существа. Они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре.
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Вид проекта : кратковременный (11.03-31.04.2013)
Цель проекта : изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта :
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
3. Воспитывать интерес к трудовому процессу, желание трудиться.
4. Приобщать родителей к жизни детей в детском саду. Объектами природы.
5. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Участники проекта : дети 2-й мл. гр., воспитатель Дементеева И. М., муз. руководитель Безмельникова Е. А., родители.
Содержание проекта
1 этап – подготовительный:
Подбор методической литературы, знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.
Оформление и оснащение природного уголка комнатными растениями, обитателями аквариума.
Пополнение дидактического материала: дидактических пособий, дидактических игр и атрибутов.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Составление тематического планирования мероприятий;
Оформление родительского уголка (консультации по сезону)
2 этап – продуктивный
Формирование целостной картины мира «Весна - красна!»
Интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес»,
Конспект комплексного занятия образовательной области «художественное творчество» по аппликации
«Мы ждём птичек в гости»,
Конспект по «Художественному творчеству» «Деревья весной»,
Художественное творчество «Букет цветов»
Познавательное развлечение «День птиц», «День Земли»
Вечер стихов «Весеннее вдохновение», знакомство с художественными произведениями о весне.
Наблюдение на участке за сезонными изменениями весной.
Беседы по картинам о весне: «Мое любимое время года», «Мои наблюдения», «К природе - с добротой» / д/в № 4 – 2010 г. /.
Экскурсия по экологической тропе.
Детская лаборатория, для опытов и экологических исследований.
Трудовая деятельность в уголке природы и на участке.
Консультация для родителей «Формирование основ экологической культуры в кругу семьи».
Работа с родителями на семинаре «Знатоки природы». Турнир знатоков природы. Тема: «Весна. Мозаика леса».
Акция «Подарок птицам». Изготовление скворечников и кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада.
Выставка поделок, сделанными всей семьёй «Мамиными ручками - «Цветочная полянка».
Разучивание песен «Пришла весна», «Весенний хоровод», песня-танец «Божья коровка», «Маленькие птички».
3 этап – заключительный:
Праздник «Как мы весну искали».
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и звери…
Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Развивающая среда
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой – это создание предметно-развивающей среды в группе и на участке детского сада.
В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей, его обитателями, а так же оборудованием в уходе за ними.
Разнообразный материал, игры доступны детям для активного участия в разных видах деятельности.
НОД
Представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На занятиях комплексного, обобщающего и познавательного типа у детей формируются обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе. Использование нетрадиционных форм занятий с детьми, интегрированное «Путешествие в весенний лес», познавательное «Весна - красна!», в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).
Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность, в которой дети осуществляют экспериментально-исследовательскую и практическую деятельность для изучения свойств различных природных объектов (песка, глины, воды, льда, почвы, магнитов, камней, древесины, семян и т. д.). Ведется работа по сбору и оформлению коллекций камней, семян, ракушек и др. Осуществляется практическая работа по выращиванию различных растений из луковиц, семян, корневищ, клубней.
В лаборатории дети проводят простейшие опыты с неживой природой, которые подводят дошкольников к умозаключениям, суждениям, что способствует развитию их мыслительных процессов и операций.
Наблюдение
Наблюдение – основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Ребятам интересно наблюдать за набухающими на ветках кустов почками — домиками для листьев. Их появление лучше наблюдать в помещении. Знакомство с многообразием растительного мира начинается с самого яркого и впечатляющего — цветов. На протяжении довольно длительного времени (с весны до поздней осени) детей неизменно привлекают их яркие краски, запахи, непрерывная сменяемость их видов.
Труд в природе
Дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных: в уголке природы поливают растения, рыхлят землю, кормят животных, меняют им воду, протирают крупные плотные листья; на участке вместе со взрослыми очищают почву от травы, камней и палок. При этом у детей воспитываю настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы.
Работа с родителями
Работу с родителями провела в форме семинара с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. С большим интересом родители проводили опыты, делали аппликацию цветка. Акция «Подарок птицам». Изготовление скворечников и кормушек и развешивание их на территории детского сада. Оформили выставку поделок, сделанными всей семьёй «Мамиными ручками - «Цветочная полянка».
Праздники и развлечения
Воспитания у детей любви к природе проводились различные тематические праздники и развлечения, в ходе которых ребята учились быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили музыкально-экологические развлечения и праздники: «День Земли», «День птиц», драматизация сказок. Проведение таких праздников способствует формированию у детей чувства сопричастности ко всему живому на планете, воспитывает бережное отношение к природе. Во время таких мероприятий проводились соревнования, игры, конкурсы.
Итогом проекта стал праздник «Как мы весну искали».