Инна Рожкова
Проект по экологии «Вторая жизнь ненужных вещей» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Публикация «Проект по экологии „Вторая жизнь ненужных вещей“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Тип проекта
познавательно-творческий
обучающий
игровой
Вид проекта
групповой
Участники проекта
дети подготовительной группы,
воспитатели,
родители
Продолжительность:среднесрочный (1 месяц)
ЦЕЛИ:Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру; создание условий для сохранения чистоты в доме и экологической обстановки в целом.
Задачи
Обучающие:
Формировать экологически верную позицию у взрослых и детей.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Научиться через практическую работу находить полезное применение разным упаковкам после их первичного использования.
Овладеть элементами исследовательской работы.
Развивающие:
Показать на примере работ, методы и технологии использования ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды.
Способствовать развитию творческих способностей.
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Расширять представления о современных способах утилизации отходов.
Закрепить знания детей о свойствах упаковочного материала и сортировке отходов.
Развивать умение найти полезное применение предмету, создавая из него различные поделки.
Воспитательные:
Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе.
Воспитывать активную позицию в деле сохранения окружающей среды.
Актуальность проекта
В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования мусора. А между тем, ежедневно мы выбрасываем всевозможные коробки, пластиковые бутылки, баночки (тюбики) из-под кремов и шампуня, одноразовую посуду, старые фломастеры, газеты и т. п. Что-то пришло в негодность, что утратило ценность, что-то просто надоело или стало ненужным.
В повседневной жизни человек не задумывается о том, сколько ненужных вещей и отходов он выбрасывает в контейнер. А почему вещи становятся ненужными? А что, если их не выбрасывать? Но тогда бытовые отходы загрязнят природу. В последнее время проблема переработки мусора стоит на первом месте в мировом сообществе. Если бытовые отходы загрязняют окружающую среду, то необходимо использовать их вторично, в виде полезных вещей для украшения интерьера (участка детского сада, сувениров, подарков, дидактических пособий.
Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Большая их часть имеет очень длительный срок разложения или совсем не разлагается в естественных условиях. Чтобы сохранить красоту планеты путем переработки ненужных вещей, нужно найти им применение и дать вторую жизнь.
ГИПОТЕЗА
Можно дать «вторую жизнь», или хотя бы продлить жизнь пластиковым бутылкам, консервным банкам и другому упаковочному материалу.
Принципы реализации проекта
принцип наглядности - т. к. дети очень любознательные, они должны сами все рассмотреть, попробовать, увидеть;
принцип непрерывности - т. к. дети могут отвлечься, переключиться на другой вид деятельности;
принцип деятельности (исследовать, познавать, творить, играть, общаться);
интеграция различных видов детской деятельности;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка;
взаимодействие с семьями детей (заинтересовать, вовлечь в проектную деятельность, объединить общей задачей).
Основные направления работы с детьми
Совместная деятельность педагога с детьми.
Самостоятельная деятельность детей.
Игровая деятельность.
Художественное слово.
Продуктивная деятельность.
Исследовательская деятельность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап подготовительный
Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов в непосредственно образовательной деятельности, бесед, консультаций для родителей, подбор материала).
Сроки: с 28.01- 31.01
История упаковки
Упаковка – очень важная часть товара. Её используют для обеспечения сохранности продукта. Основные функции упаковки: смягчающая (амортизирующая); предназначается для сохранения свойств предметов после их изготовления, а также придания им компактности для удобства транспортировки; в большинстве случаев является одним из носителей рекламы товара.
Упаковочные материалы
Для изготовления упаковки в разное время использовались различные материалы: от глиняных горшков до полиэтиленовых пакетов. Сейчас наиболее популярны пластик, целлофан, полиэтилен, бумага. Упаковки из этих материалов различаются по эко логичности и эффективности защиты товара.
Первые виды упаковки изготавливались из необработанного сырья: тростника, глины, растительных и животных волокон. Это характерно для античных времен. Первые изделия из стекла появились в Вавилоне в 2500 г. до н. э., а уже в 1500 г. до н. э. египтяне научились выдувать из стекла предметы утвари и различные сосуды. За Древним Египтом последовала Древняя Греция и Сирия.
Следующими появились деревянные бочки, первые из которых датируются 500 г. до н. э. и были найдены на территории Галлии (современные Северная Италия, Франция и Бельгия). 105 г. н. э. появилась бумага в Китае.
Виды упаковки.
1)Стеклянная упаковка. Стекло – один из древнейших искусственных материалов, созданных человеком, поэтому оно уже давно используется для хранения жидкостей. Различные стеклянные сосуды появились в Древнем Египте около 5 тысяч лет назад, а затем секрет производства стеклянных бутылок узнали в Европе. Изделия из стекла – бутылки, банки, различные флаконы – археологи до сих пор находят в раскопках.
2)Бумажная и картонная упаковка. Бумагу изобрели в Китае во 2 веке нашей эры. А еще через несколько веков секрет ее изготовления узнали в Европе. Однако, до начала 18-го века бумагу мало использовали для упаковки, так как изготовляли ее вручную и она была очень дорогой. Только в 1798 году был изобретен станок для ее производства.
Бумагу и картон делают из древесной целлюлозы – измельченной древесной массы. Для этого приходится использовать много огромных деревьев, вырубать целые леса. А ведь одно дерево, годное к переработке, растет, в среднем, 80 лет!
Картон был создан в 19 веке в Америке, из этого материала сделана складная картонная коробка, которую можно увидеть в любом магазине. Только около 30 лет назад человек начал использовать специальный многослойный материал – картон, покрытый тончайшим слоем полиэтилена. В коробках такого картона (он называется ламинированным) оказалось возможным хранить молоко, кефир, воду. Вскоре добавили еще один компонент — слой алюминиевой фольги. В такой упаковке молоко можно хранить без охлаждения несколько месяцев.
3) Металлическая упаковка.
Еще в начале 19 века люди стали использовать жесть для изготовления первых консервных банок, а также были изобретены и тубы, которые были немного похожи на тюбики с зубной пастой.
А в 20 веке стали широко применять алюминий. Из него сейчас делают тюбики для пасты и красок, банки для напитков и фольгу для кондитерских изделий.
4)Пластмассовая упаковка.
Первые пластиковые упаковки появились в 30-е годы 20 века. Однако, интенсивно этот материал стал использоваться после Второй мировой войны.
Пластмассы очень разнообразны по своему составу и свойствам. Чтобы было легче различать, из какого именно вида пластмассы изготовлена упаковка. На ней размещают специальные маркировочные знаки.
Второй этап основной
Дата № п/п
Совместная деятельность воспитателя и детей
Цели 01.02.
Утро
Вечер
1 «Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…» Цель: дать детям представление о проблеме мусора в городах.
Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе.
2 Просмотр развивающего мультфильма
«Планета Земля» Цель: формировать представление об уникальности планеты – Земля.
Задачи:
развивающие:
раскрыть понятие «Наша планета уникальна»; формировать знания детей о том, что ее нужно беречь; воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию; воспитывать чувство толерантного отношения к жителям Земли.
04.02.
Утро
Вечер
1 Дидактическая игра
«Что такое хорошо, что такое плохо» Цель: Расширять представления детей о взаимодействия человека с природой. Учить правила поведения в природе. Развивать наблюдательность и мышление.
2 Анкетирование родителей «Экологическое образование в семье» Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
05.02.
Утро
1 Беседа
«Какая бывает упаковка» Цель: научиться находить применение разным упаковкам после их первичного использования.
Вечер 2 Экологические загадки
Цель: развивать память, быстроту реакции, сообразительность.
31.01
Утро
Вечер
1 Игра по речевому развитию «Экологический светофор» Цель:формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней, уточнять и углублять знания детей о взаимосвязи человека и природы.
1 Квест – игра
«Береги природу»
Цель: Расширять представления о растительном и животном мире и формировать экологическую культуру у детей.
Задачи:
Обучающие: обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес,луг, водоем);
закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе.
Развивающие:способствовать формированию знаний воспитанников по экологии;развивать чувство сопереживания и участия в окружающей человека действительности.
Воспитательные:
воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе.
01.02.
Утро
Вечер 1 Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
2 Чтение стихотворения С. Михалкова «Прогулка» Цель: воспитание желания не загрязнять окружающую природу, заботиться о ней.
Задачи:
образовательные: на примере произведения С. Михалкова «Прогулка» дать представление о вреде, который может приносить человек окружающей природе;
развивающие: развивать мышление, речь, воображение;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любви и уважение к природе и ее обитателям.
06.02.
Утро
Вечер
1 Занятие «Почему нужно убирать мусор?» Цель:знакомить детей с природой и экологическими проблемами.
2 Конструирование
«Стаканчик для карандашей»
Цель: формирование самостоятельной, творческой деятельности детей; выполнение работы из бросового материала.
07.02.
Утро
Вечер
1 Чтение экологической сказки о мусоре
«Нет места мусору»
Цель:воспитание культуры поведения и бережного отношения к живому; доступным способом довести до сознания дошкольников знания о явлениях природы, о животных, о растениях и окружающем мире.
2 Игра – викторина на тему: «Берегите наш поселок от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
08.02.
Утро
Вечер 1 Рисование на тему: «Защитим природу»
Цель: показать значение целостности окружающего мира, раскрыть образ природы. Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков. Совершенствовать технические навыки в рисовании гуашью. Научить проявлять фантазию в рисовании, рисовать по представлению. Воспитывать интерес к родной природе, учить заботливому отношению к окружающему миру.
2 Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей в семье»
Работа с родителями
11.02.
Утро
Вечер 1 Беседа
«Отходы в доходы»
Цель:формирование экологической грамотности у детей по вопросам бережливого отношения к природным ресурсам и расширение представлений о возможностях переработки твёрдых бытовых отходов.
2 Просмотр мультфильма: «Переработка мусора»
12.02.
Утро
Вечер
1 Дидактическая игра
«Что лишнее?», «Что я видел» Цель:научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов;
развивать внимательность.
2 Мастер-класс
«Веселые ромашки», «Гусеницы». Цель: развитие художественно – творческих способностей детей.
Задачи: развивать интерес детей к художественному конструированию;
учить создавать из бумаги (картона) объёмные фигуры;развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, восприятие;
совершенствовать конструкторские навыки и умения, умение пользования ножницами, клеем;воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
13.02.
Утро
Вечер 1 Сюжетно-ролевая игра
«Магазин» Цель:вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, обращать внимание детей на упаковку товаров, воспитывать дружеские взаимоотношения.
2 Рисование на тему
«Не засоряй планету» Цель:развивать творчество, образные представления, воображение детей. Учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали.
14.02.
Утро
Вечер 1 Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок.
Цель:знакомить с принципами системы раздельного сбора мусора и его утилизации.
2 Видео-альбом «Что можно сделать из упаковки» Цель: научиться находить применение упаковке после ее первичного использования.
15.02
Утро
Вечер 1 Игры с пальчиками с использованием бросового, хозяйственно –бытового материала Цель: пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников, развитие тонких движений пальцев рук.
2 Опытно – экспериментальная деятельность
«Мусор в земле», «Разный мусор» Цель: показать на примере как мусор, грязь попадает в почву и далее в подземные воды и происходит ее загрязнение и отравление окружающей природы.
18.02.
Утро 1 Индивидуальная работа.
(Дарина, Саша, Алсу)
Изготовление поделки «Бабочка» Цель: показать ребенку на примере работ, как можно вторично использовать упаковочные отходы в целях бережного отношения к окружающей среде.
Вечер 2 Чтение экологической сказки о мусоре
«Сказка про хламище-окаянище»
Цель:развивать познавательный интерес к миру природы;посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения.
19.02.
Утро
Вечер
1 Конструирование «Тролль» Цель: закрепить навыки конструирования сказочного персонажа, закреплять умение детей аккуратно наклеивать, вырезать; развивать творческое воображение.
2 Консультация для родителей
«Как обращаться с отходами дома?»
Цель:формировать семейную экологическую культуру жизненной позиции у взрослых по отношению к важным экологическим проблемам.
21.02.
Утро
Вечер
1 Аппликация объемная «Скворечник» (из спичечных коробков) Цель:научить создавать композицию из отдельных деталей как вторичного использования упаковочного материала (спичечных коробков).
2 Чтение экологической сказки о мусоре
«Маша и Медведь»
Цель:познакомить детей с новой сказкой,систематизировать и закреплять знания детей о проблеме загрязнения окружающей среды.
22.02. Оформление выставки поделок.
- Поделки детские
- совместно с родителями
- педагога
Цель: изготовление различных поделок из упаковочного материала и их применение в повседневной жизни.
Заключительный этап
Сроки: с 25.02- 28.02
Ожидаемые результаты
У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
Дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
У детей развит интерес к явлениям и объектам природы;дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
Повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей.
Продукт проекта
1) Портфолио проекта.
2) Выставка поделок из вторичного материала и их презентация.
3) Проведение квест – игра «Береги природу».
4) Проведение игры – викторины на тему: «Берегите наш поселок от мусора».
5) Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»,
«Как обращаться с отходами дома?».
ВЫВОД
Таким образом, в результате совместной деятельности было установлено, что мусор появляется в результате работы промышленных и сельско-хозяйственных предприятий, транспорта и хозяйственной деятельности человека. Бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку нашего поселка. Чтобы этого избежать необходимо:
• Воспитывать культуру поведения у детей. Не сорить на улице, выкидывать мусор только в специальные контейнеры.
• Поддерживать чистоту территории.
• Использовать упаковку, которая растворяется в почве.
• Использовать вторично некоторые предметы. Предлагаем вашему вниманию работы, выполненные из тех вещей, которые становятся ненужными.
Список литературы:
1. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьев А. Г., Гущина Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие [Текст]/Под ред. С. В. Алексеева. - М. :ОА МДС, 2000. – 192с.
2. Википедия свободная энциклопедия
3. Вторая жизнь вещей. Н. П. Коноплева, «Просвещение», Москва, 1993 год.
4. Гомозова Ю. Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел» серия «Умелые руки» / Ю. Б. Гомозова, Ярославль: Академия развития, 2001. – С. 190-194.
5. Долгоженко Г. И. «Сто поделок из бумаги» Ярославль 2004.
6. Коноплева, Н. П. «Вторая жизнь вещей» серия «Сделай сам». [Текст]/
Н. П. Коноплев, М. : Просвещение, 2003. – С. 3-20.
8. Сайт «Экология»
9. Цамуталина Е. Е. «Сто поделок из ненужных вещей» Ярославль: Академия развития 2003г. – 230с.