Ольга Кириленко
Проект по воспитанию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Цветок толерантности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по воспитанию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Цветок толерантности»
Авторы проекта : музыкальный руководитель
Репина И. А., воспитатель Кириленко О. В.
МБДОУ ДС ОВ №29 «Солнышко»
г. Туапсе МО Туапсинский район
1. Разработка инновационного проекта
Публикация «Проект по воспитанию основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста „Цветок толерантности“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
«Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира»
Всеобщая Декларации прав человека ООН
Актуальность проекта
Закон «Об образовании» закрепил за дошкольным образованием первую ступень общего образования. Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Именно в дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, чувства толерантности, солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями.
На эту актуальную тему нами разработан инновационный проект по воспитанию у детей основ толерантной культуры, реализованный в рамках МБДОУ.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой, в рамках МБДОУ
Участники проекта : дети, родители, педагог-психолог, воспитатели
Проблема: В условиях принятия ФГОС, гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
этика и стратегия ненасилия;
идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
ЦЕЛЬ проекта – формирование основ толерантной культуры у детей дошкольного возраста, осознания каждым ребенком понимания необходимости выстраивать отношения с людьми на основе уважения человеческого достоинства, создание образа толерантности, как необходимой жизненной ценности.
Задачи:
• Создать художественно-эстетические условия для более глубокого понимания детьми таких нравственных понятий, как: Дружба, Друг, Преданность, Милосердие.
• Показать на примере высокохудожественных произведений нравственную, этическую и эстетическую ценность этих чувств.
• Подчеркнуть необходимость особого труда Души Человека для построения и совершенствования толерантных межличностных отношений. Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручил.
• Воспитывать умение слушать и слышать собеседника, не стесняться высказывать собственную точку зрения, отвечать на вопросы, используя сложные предложения, развивать диалогическую речь, нарабатывать опыт в составлении творческих рассказов, развивать культуру речи, расширять активный словарь детей.
• Способствовать развитию образного мышления, интеллекта, эмоциональной сферы и культуры чувств детей.
• Развивать артистические способности, умение воспринимать и оценивать мир образов, создавать их в собственной художественно-творческой деятельности, свободно используя мимику, жесты, интонации, ритмопластику, формировать эстетический вкус.
Материалы и оборудование: конспекты занятий, бесед; наглядный материал по теме, подборка дидактических игр, музыкальная игра «Мы с тобой — друзья», ритмо-пластические этюды «Цветы», «Бабочка», «Гусеница»; детские; клип, материалы для консультаций, р/уголка;
Видеоклипы «Светлячок и звездочки» (проект Е. Матвиенко, «Крошка-Енот» (из одноименного мультфильма).
Музыкальный ряд: песня «Ты да я, да мы с тобой», танец «Мы — друзья»,
Литературный материал: сказка М. А. Андрианова «Философия для малышей», стихи, пословицы, мирилки, загадки, сказки, песни о дружбе и друзьях. Волшебный фонарь, атрибуты для творческой деятельности детей, материал для поделок-оригами.
Предполагаемые результаты работы по проекту :
1. Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
2. Снижение уровня агрессивности детей и родителей.
3. Сформированность представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности.
4. Повышение уровня знания о культуре своего народа и народов Кубани
5. Повышение уровня этнического самосознания педагогов и родителей.
Предполагаемый продукт проекта :
• Выставки творческих работ детей
• Систематизация литературного, иллюстративного материала по теме «На Кубани родной мы живем одной семьей»
• Создание слайд-шоу «Мы - друзья»
2. Реализация проекта :
1 неделя:
Экскурсия в Краеведческий музей – знакомство с национальными культурами
Цикл занятий по воспитанию у детей толерантности «В гостях у игрушек», «Мы все разные», «Учимся жить в мире и согласии».
Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, потешками, сказками о дружбе, любви, взаимопомощи, сострадании…
Занятия по изодеятельности «Портрет моего друга», «Подарок для друга»
Оформление выставки детских рисунков «Мой друг»
2 неделя:
Вечер поэзии для детей подготовительной группы «Поговорим о дружбе»
Фотосессия «Мы - друзья»
Разучивание стихов, мирилок, песенок о дружбе и друзьях
Тренинги педагога – психолога с детьми, педагогами, для родителей «Какие родители – такие и дети», «Каким вы хотите видеть своего ребенка»
3 неделя:
Занятия по конструированию - квиллинг, оригами
Выставка совместных поделок (воспитатели, дети, родители) «Сюрприз для друга»
Оформление стенда для родителей «Толерантность – путь к миру и дружбе», родительского уголка «Основы толерантной культуры»
4 неделя: заключительный этап, подведение итогов
Мастер-класс – Открытое итоговое проектное занятие из серии «Встречи в литературно-музыкальной гостиной» «Человек без друзей - что дерево без корней».
Создание слайд-шоу по итогам реализации творческого проекта по воспитанию у детей толерантности.
Оформление фотостенда и выставки детских рисунков и поделок «Подарок для тебя»
Результат проекта :
Какая была радость, когда дети увидели свои рисунки на выставке, в клипе, на экране! Мы уверены, что и родители испытали множество положительных чувств и эмоций, проведя некоторое время в творческой совместной деятельности со своими детьми.
Повысилась профессиональная компетентность и мастерство среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников, снизился уровень агрессивности детей и родителей.
Повысился уровень знания о культуре своего народа и народов Кубани, этнического самосознания педагогов и родителей.