Наталья Мелентьева
Проект «По тропинкам лета»
▼ Скачать
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8»
Проект
«По тропинкам лета».
Автор-разработчик: Мелентьева Н. А.
Вид проекта : творческий, игровой.
Актуальность темы:
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Публикация «Проект „По тропинкам лета“» размещена в разделах
- Лето
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или озеру. Но и у нас в детском саду есть много таких мест, где можно наблюдать за обитателями нашего родного края.
Цель проекта : вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательнее отношение к ней посредством знакомства с миром насекомых, растений и цветов. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с разнообразием мира насекомых, выделив их отличительные общие признаки;
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете и бережное отношение к природе родного края.
- Развивать творческие способности.
- Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
- Познакомить детей с особенностями жизни и развития растений.
- Формировать представление о том, что растение – это живой организм и нуждается в уходе.
- Способствовать у детей развитию познавательной активности.
- Помочь ребенку усвоить правила поведения и общения с миром природы.
- Формировать трудовые навыки и умения.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Участники проекта : дети 4 – 5 лет, воспитатели; родители.
Продолжительность проекта : средней продолжительности – 3 месяца
Основные формы реализации проекта :
- наблюдение;
- беседы;
- чтение художественной литературы,
- дидактические игры;
- пальчиковые игры;
- подвижные игры;
- продуктивная деятельность.
Обеспечение проекта :
• Материально-техническое: картинки; альбомы; элементы костюмов; игрушки насекомых; нагрудники с изображением насекомых, природные материалы; оборудование и материалы для продуктивной деятельности, книги про насекомых.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы;
- называть части цветка (стебель, листья, цветок).
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
знакомство с литературными гпроизведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук»,Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
-прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
-просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Сотрудничество с семьё й:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Изготовление из бросового и природного материалов поделок для оформления участка.
Консультация «Ребенок и природа» (основы безопасности детей дошкольного возраста).
Привлечение к участию в конкурсе «Вальс цветов».
Оформление стенгазеты «Вот оно какое, наше лето!».
Взаимодействие со специалистами:
Физкультурное развлечение «На полянке».
Продукт проектной деятельности : рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке»,
Продукт проектной деятельности :
- Выставка работ детского творчества «Удивительный мир насекомых»
- Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр
- Альбом «Насекомые»
- Поделки из природного материала
- Выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
- Сценарий КВН «Маленькие обитатели планеты Земля»;
- Консультация для родителей «Укусы насекомых».
Презентация проекта :
- КВН «Маленькие обитатели планеты Земля».
Перспективный план реализации педагогического проекта
«По тропинкам лета».
Июнь
1 неделя «Лети, коровка божая»
1. Беседа: «Шестиногие малыши».
2. Наблюдение за божьей коровкой.
3. Чтение стихотворения «Божья коровка»
4. Чтение сказки «Божья коровка»
5. Загадывание загадок о божьей коровке.
6. Пальчиковые игры «Божьи коровки»
7. П/и «Паук и мухи»
8. Загадки о насекомых
9. Пение «Добрый жук» сл. Е. Шварца, муз. Спадагвекиа
10. Продуктивная деятельность: оригами «Божья коровка»
11. Консультация для родителей «Оказание первой мед. помощи при укусах насекомых».
12. Рассматривание иллюстраций о цветах (формирование эмоциональной заинтересованности, показать многообразие произрастающих цветов).
13. Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок).
2 неделя «Муха-муха,Цокотуха»
1. Беседа о комарах и мухах.
2. Наблюдение за комарами и мухами.
3. Чтение сказки «Комары-толкуны».
4. Пение песни «Про лягушек и комара» (сл. Т. Волгиной, муз. Филиппенко) .
5. Загадки, пестушки, чистоговорки.
6. П/и «Зайцы и волк».
7. Д/и «Кто в домике живёт»
3 неделя «Жил на свете добрый жук»
1. Беседа о пользе и вреде жуков.
2. Наблюдение за жуками.
3. Чтение сказок «Дровосек», «Жужелица».
4. Инсценировка стихотворения «Штранная иштория».
5. Загадки, скороговорки, пестушки.
6. П/и «У медведя во бору грибы, ягоды беру»
7. Пальчиковая игра «Жук».
8. Д/и «Какой первый звук»
9. Продуктивная деятельность-поделка из природного материала «Жук».
10. Дидактическая игра «Мир цветов» (уточнить знания детей о садовых и дикорастущих цветах).
4 неделя «Мохнатый шмель»
1. Беседа об осах и шмелях.
2. Наблюдение за осами и шмелями.
3. Чтение стихотворения «Шмель» Т. А. Шорыгина.
4. Чтение сказки «Оса – амофила».
5. Краткие сообщения: «Бронзовка», «Короед».
6. Загадки, пословицы и поговорки.
7. Пальчиковые игры.
8. Считалки.
9. П/и «Не намочи ног».
10. П/и «Ромашка», «Весенние цветочки» (стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств).
Июль
1 неделя «Пчёлочка златая»
1. Беседа о пчелиной семье. «Насекомые. Какие они?»
2. Наблюдение за пчелой, шмелём, осой.
3. Заучивание наизусть стихотворения «Пчёлка».
4. Загадки, народные приметы, пословицы и поговорки.
5. Пальчиковые «Улей», «Осы», «Оса».
6. Считалка + приговорки, чистоговорки.
7. Д/и «Четвёртый лишний»
9. П/и «Медведь и пчёлы»
10. Поделка из природного материала: «Пчёлка»
11. Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
2 неделя «Муравейка, милый мой»
1. Беседа «Ядовитые насекомые».
2. Наблюдение за муравьём.
3. Рассказывание сказки «Муравей».
4. Заучивание стихотворения «Муравьиный терем»
5. Загадки.
6. П/и «Кого назвали, тот ловит мяч»
7. Д/и «четвёртый лишний».
8. Продуктивная деятельность: рисование «Гусеничный домик»
9. Работа в цветнике (уход за посаженными цветами, наблюдение за развитием растений).
3 неделя «В траве сидел кузнечик»
1. Беседа о кузнечиках.
2. Наблюдение за кузнечиками.
3. Чтение сказки «Кузнечик».
4. Стихотворение «Серенада кузнечика» (Т. А. Шорыгина).
5. Загадки, народные приметы.
6. П/и со скакалкой «Я знаю пять названий насекомых».
7. Пение в траве сидел кузнечик (слова Н. Носова, муз. В. Шаинского) .
8. Д/и «Угадай по описанию».
9. Продуктивная деятельность: аппликация из пуговиц «Гусеница».
10. чтение и пересказ (русская народная сказка «Вершки и корешки», рассказ В. Катаева «Цветик-семицветик);
4 неделя «Бабочки-красавицы»
1. Беседа о бабочках.
2. Наблюдение за бабочками.
3. Сообщение: «Насекомые-маскировщики».
4. «Жужжащие слова»
5. Нетрадиционное рисование: «Бабочки».
6. Стенгазета «Вот оно какое, наше лето!».
7. Психогимнастика «Я растение»
На фоне музыки звучит текст. Дети выполняют указанные в нем движения.
«Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в черную, значит, плодородную землю. Ты еще очень маленький росточек, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои лепесточки подросли, стебель становится крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить вместе с другими красивыми цветами».
Вам понравилось быть растениями? Почему? (За нами ухаживали, о нас заботились).
Август
1 неделя.
1. Наблюдение за бабочкой. (Программа в д/с, с. 92)
2. Чтение сказок «Адмирал», «Апполон», «Златоглазка», «Зорька»
3. Инсценировка «Три бабочки»
4. Загадки.
5. Пальчиковая гимнастика «Гусеница», «Бабочка»
6. Д/и «Я знаю пять названий насекомых».
7. П/и «Ловля бабочек»
8. Рисование «Бабочка-красавица» (моно-типия)
9. Пальчиковая гимнастика «Цветы»
2 неделя «Попрыгунья-стрекоза»
1. Беседа о стрекозах.
2. Наблюдение за стрекозой.
3. Чтение И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
4. Инсценировка «Стрекоза и муравей».
5. Загадки.
6. П/и «Кто самый меткий».
7. Д/и «Стук да стук, найди слово, милый друг».
8. Нетрадиционное рисование «Стрекозы».
3 неделя «Паучки»
1. Беседа о паукообразных.
2. Наблюдение за пауком.
3. Чтение сказки «Паук-бродяга»
4. Стихотворение «Паучок» Т. А. Шорыгиной.
5. Загадки, приговорки.
6. П/и «Кто быстрее перенесёт предметы».
7. Д/и «Пищевые цепочки в лесу».
8. Продуктивная деятельность «Картонные паучки».
4 неделя «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»
1. Презентация «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир»
2. Д\и «Бегает, прыгает, летает».
3. П/и «Летает, не летает»
4. Д/и «Пищевые цепочки на лугу»
5. Конкурс знатоков.
6. Аппликация салфетки «Прилетели бабочки».
7. Драматизация отрывка сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».