Светлана Мирошниченко
Проект по развитию речи «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Публикация «Проект по развитию речи „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Проблема: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Как правило, у таких детей беден активный словарь и, используемые предложения, простой конструкции. Им трудно выразить свою мысль (восхищение или удивление, донести её до собеседника.
Цель проекта: развитие речи и интеллекта детей, обогащение словаря по теме «Осень».
Задачи:
научить наблюдать за жизнью живой и неживой природы, сравнивать и обобщать полученную информацию;
отражать свои наблюдения в речи, составлять связный рассказ;
воспитывать моральные качества: доброту, чуткость, сострадание, умение сопереживать;
Предполагаемый результат: участие детей в проекте «Осень» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Тип проект: творческий, среднесрочный – 3 месяца.
Участники: дети подготовительной группы.
Подготовительный этап:
1. Подобрать детскую и методическую литературу (картины, дидактические, подвижные, пальчиковые игры);
2. Подготовить для родителей информационные листы по лексическим темам: «Осень в лесу», «Овощи. Фрукты», «Труд взрослых осенью на полях, в садах».
Основной этап:
Взаимодействие с детьми
1. Беседа с детьми на тему «Осень разноцветная». Рассматривание картин В. Поленова «Золотая осень», И. И. Левитана «Осень», Б. М. Ольшанский «Осень» и др. (развивать эстетическое восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передавая красоту родной природы.)
2. Ведение календаря природы.
3. Пальчиковые игры: «Осенние букет», «Дождик», «Паучок», «Мы капусту рубим…», «Птичка», и др.
4. Экскурсия в осенний лес, парк. (продолжать знакомить с правилами поведения в лесу, учить наблюдать, анализировать, делать выводы.)
5. Дыхательная гимнастика «Чей листик улетит дальше?», «Лети птичка», «Чем пахнет?» и др.
6. Подвижные игры: «Раз, два, три к … (дереву) беги!», «Чей лист?», «Детки на ветке», «Найди такой же» (развитие двигательной активности, смекалки)
7. Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени. (Ю. Тувим «Овощи»; сказки «Колосок»; Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»)
8. Заучивание стихов: И. Винокуров «Подарки осени», А. Плещеев «Осень», И. Токмакова «Сентябрь», Е. Трутнева «Осень»
9. Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Узнай по описанию», «Чего не стало?», «Варим борщ и компот», «Оденем куклу на прогулку» и др. (формировать у детей наблюдательность, смекалку, сообразительность.)
10. Прослушивание и разучивание музыкальных произведений на осеннюю тематику.
11. Составление описательных рассказов с помощью схем: овощи – фрукты, готовим салат, осень в лесу.
12. Словесные игры: «Один - много», «Подбери слово», «Назови ласково», «Посчитай-ка», «Подскажи словечко», «Назови правильно», «Скажи по-другому» и др. (для развития речи)
13. Интегрированные занятия по развитию речи (рисование нетрадиционным способом, аппликация, ручной труд с использованием природного материала)
14. Посадка саженцев различных пород деревьев (забота об окружающем мире)
15. Детское творчество в составлении рассказов об осени с опорой на мнемотаблицу и с использованием личного опыта.
16. Участие в развлечении «Осень в гости к нам пришла» (закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью; создать эмоциональный настрой, формировать эстетический.)
17. Участие в выставках, конкурсах.
Использование ИКТ
Презентации
• «Осень в картинах русских художников»
• «Природные явления осени»
• «Животные осенью»
• «Осень в городе»
• «Труд людей осенью»
Мультфильмы: «Времена года от тётушки Совы – Осенние заботы», «Мешок яблок», Смешарики «Фанерное солнце».
Взаимодействие с семьёй
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству были организованы: консультации для родителей «Осенние прогулки», «Что за окном?»; папка – передвижка «Осень в лесу», «Овощи. Фрукты», «Труд взрослых осенью на полях, в садах», также родителям были предложены экскурсии с собственным ребёнком в магазин или на рынок, в осенний лес, парк.
Родители с большим энтузиазмом откликнулись принять участие в фотовыставке «Осень в нашем краю» и в выставке семейных работ из природного материала под названием "Осенние фантазии".
Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, позволило лучше узнать собственных детей.
Итоговый этап:
Выставка поделок «Осенние фантазии»;
Выставка детских рисунков «Красавица осень».
Составление фотоальбома «Осень в нашем краю».
Презентация детских рассказов об осени.
Дима А. «Наступила осень. Высохли цветы. Чаще идёт дождик, а солнышко прячется. Листья становятся красными, жёлтыми и падают на землю. Получается листопад. Люди одеваются теплее и гуляют на свежем воздухе. Дети собирают листья и делают поделки.»
Алина С. «Когда приходит осень, то деревья сразу становятся разноцветными. С них падает много листьев, и это очень красиво. Птицы улетают в тёплые страны. А животные меняют летние шубки на зимние. Белочка собирает орешки, грибочки. Ежик и медведь впадают в спячку. Они будут спать до самой весны. Люди собирают урожай и готовятся к зиме. А школьники идут учиться в школу.»
Вадик Т. «Мне осень не очень нравится. Я люблю зиму. А осенью становится скучно. Птицы улетают в тёплые края. Солнышко светит, но слабо. Идёт дождик. Надо надевать куртку, шапку, резиновые сапоги. Кругом грязь. У деревьев листья красные, оранжевые, жёлтые и зелёные. Когда листья падают, то это листопад. Я люблю собирать листья и подбрасывать их вверх. Это весело.»
Максим М. «Жили-были мама и папа. Были у них дети: Максим и Вадим. А у Максима были друзья: Ой и Ай. Ой всегда говорил: «Ой-ой-ой!», а Ай говорил: «Ай-ай-ай!» И вот однажды Ой и Ай выглянули в окно и увидели, что все деревья разноцветные. Ой говорит: "Ой! Кто это деревья разукрасил?» А Ай ему отвечает: «Нет-нет! Я догадался! Ай-ай-ай! Это кто-то много конфет повесил на деревья!» Выбежали они из дома и хотели попробовать разноцветные сладости. Хорошо, что в это время на улице гуляли мама, папа, Вадим и Максим. Остановили они Оя и Ая и рассказали, что это не конфеты на деревьях, а разноцветные листья. Наступила осень. Солнце светит мало. Листья опадают и получается листопад. Есть листья нельзя. С ними можно играть, собирать в букеты и потом делать поделки. Набрали они много красивых листьев, принесли домой и сделали интересные поделки. А потом отнесли на выставку.»
Обновление парка детского сада.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения и экскурсии, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры - путешествия, эксперименты и опыты, экологические задачи.
Анализируя результаты проекта, можно сказать, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других, речь стала более правильной, объёмней, содержательнее. В рассуждениях, в рассказах дети стали использовать предложения сложной конструкции, чаще применять художественные обороты.
Информационные ресурсы
• Доронова Т. А. Программа Радуга - М., 2005.
• Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. - М., 1993.
• О. В. Мариничева, Н. В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать» - Я., 2002.
• Т. А. Чохонелидзе журнал «Конфетка» Осень – М., 2009.
• Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинкам: Осень»