Марина Арзамасцева
Проект по профориентации «Шахтерский Кузбасс — могучий Кузбасс!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : обогащение знаний о природных богатствах Кузбасса; расширение представлений об угольной промышленности; формирование у воспитанников желания работать в Кузбассе; развитие мыслительных операций и способностей; поддержание тесной взаимосвязи ребенок-родитель-педагог, а также плодотворного сотрудничества семьи и детского сада в целях создания условий в ДОО, направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий; формирование и укрепление патриотических чувств воспитанников.
Темочки:
- Кемеровская область. Кузбасс
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
Задачи проекта : - организовать в образовательном пространстве ДОО, в условиях реализации ФГОС ДО, предметную игровую среду, соответствующую возрастным особенностям и современным требованиям к ранней профориентационной подготовке детей;
- знакомить детей с историей угольной промышленности, крупнейшими месторождениями угля в Кузбассе и особенностями труда работников шахтерских профессий;
- формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям;
- учить воспитанников обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности;
- развивать мыслительные операции и творческие способности детей;
- повышать мотивацию родителей воспитанников в процессе ознакомления с профессиями угольной промышленности;
- пробудить и поддерживать интерес детей к теме проекта, помочь ребятам осознать пользу и важность работы горняков;
- содействовать патриотическому воспитанию дошкольников, способствуя формированию устойчивого положительного отношения к развитию регионального рынка труда.
Срок реализации проекта : 1 месяц.
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группе, воспитатели, учитель-логопед, родители воспитанников.
Тип, вид проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой.
Актуальность.
Главные составляющие человеческого счастья просты – это дружная крепкая семья и любимая работа. Каждый человек мечтает идти на работу и понимать - здесь он - на своем месте. Поэтому вопрос профессиональной ориентации актуален всегда. Этот выбор является одним из самых главных в жизни. Каждый из нас когда-то с волнением стоял перед выбором профессионального самоопределения.
Большой удачей является возможность, как можно раньше понять - к чему лежит твоя душа. Получается это далеко не у всех, по крайней мере, с первого раза. Именно для реализации такой возможности необходимо начинать работу по профессиональной ориентации еще в детском саду, когда маленькая личность жаждет познавать мир во всем его многообразии.
Вопрос профессионального самоопределения тесно связан с чувством патриотизма, с ощущением привязанности к тому месту, где ребенок родился и подрастает.
Кузбасс является настоящей колыбелью ценнейших ресурсов: природных и человеческих. Мы гордимся нашей великолепной природой: богатством животного мира, лесами, горными массивами и неисчерпаемым запасом полезных ископаемых, хранящихся в недрах земля. А еще больше мы дорожим нашими земляками – трудолюбивыми и небезразличными людьми.
Одной из самых востребованных и перспективных в Кузбассе является угольная промышленность. Она так разнообразна, что реализовать свои профессиональные возможности здесь способен практически каждый человек.
Все эти чувства и знания необходимо передать нашим воспитанникам, научить ребят любить свой край так, чтобы захотелось прожить в нем всю жизнь. Именно тогда дети вырастут достойным будущим поколением Кузбасса, поддерживающим и укрепляющим свою малую Родину.
Идея проекта.
Профориентационную деятельность необходимо начинать именно в детском саду.
Вся работа по реализации проекта должна быть взаимосвязана. Реализация проекта должна пробудить желание детей включаться в разные виды деятельности – как самостоятельную, так и коллективную, а главное - зажечь в душах воспитанников огонь любви к малой Родине и, детский, а значит – неподдельный интерес к труду в угледобывающей промышленности. Мы хотим передать ребят в руки педагогов школы с положительным эмоциональным зарядом и заинтересованностью в дальнейшей профориентационной деятельности.
Гипотеза проекта.
При условии грамотной реализации проекта «Ларец шахтера» у воспитанников появится устойчивый интерес к профессиям людей горнодобывающей промышленности и чувство патриотизма. В дальнейшем это с большой вероятностью будет способствовать выбору воспитанниками образовательных организаций профессионального и высшего образования Кузбасса по данному направлению и трудоустройству молодых специалистов на малой родине.
Целевые ориентиры.
В ходе проектирования дети достигают целевых ориентиров образования:
- знают, свойства каменного угля; как его добывают и где их используют;
- проявляют познавательные способности;
- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; способы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой и профориентационной деятельности;
- готовы к индивидуальному самовыражению;
- совершенствуют мелкую моторику рук.
Стратегия реализации проекта
I этап: «Рождение проблемы».
В приемной группы дети рассматривают поздравительный стенд, оформленный совместно с родителями к празднику «День шахтера». На стенде размещены фотографии родителей, трудящихся в угольной промышленности.
Примерные вопросы:
- В честь какого праздника оформлен наш поздравительный стенд?
- Кто такие шахтеры?
- Что такое уголь?
- Где уголь находится в природе? Как его добывают?
- Какую пользу людям приносит добыча угля?
- Где мы можем узнать ответы на наши вопросы? (Спросить у родителей, узнать во время организованной образовательной деятельности; прочитать в энциклопедии, в Интернете.)
- Обратите внимание – как много родителей работают шахтерами. И это только в нашей группе. Друзья, предлагаю не только подробнее узнать о работе шахтеров, но и сделать свой собственный музей шахтерской славы! Вам это интересно? (Ответы детей.)
- Что такое музей?
- Что такое «экспонаты»?
- Как вы думаете, какие экспонаты могут находиться в музее шахтерской славы? (Книги, рисунки, фотографии, уголь, макеты горы, шахты, модели транспорта, добывающего и перевозящего уголь, одежда шахтеров, их орудия труда)
- Вот как много всего вы назвали! Что из перечисленного мы можем сделать сами? (Нарисовать рисунки, создать макеты, обратиться за помощью к друзьям и родителям)
- Все верно! Так мы и поступим. А для начала я предлагаю нам отправиться в группу и выбрать достойное место для нашего будущего музея…
II этап: «Разработка проекта».
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстраций, консультаций для родителей по теме проекта.
3. Чтение художественной литературы: «Почемучка» : Что такое подземные богатства? Сказка про каменный уголь. Что внутри шахты [1], М. Колосов «Уголек»[6], П. Байдебура «Дети шахтеров»[2].
4. Просмотр мультфильмов: «Крот и уголь», «Лелек и Болек в старой шахте», «Лелек и Болек у шахтеров»
5. Погружение в проблемную ситуацию родителей, ознакомление родителей с планом по реализации проекта.
6. Разработка занятий.
7. Разработка презентации «Добыча угля: история и современность».
8. Разработка содержания тулбокса «Ларец шахтера».
III этап: «Мероприятия и события».
1. Экспериментирование: «Происхождение и свойства угля».
2. Организованная образовательная деятельность: «Добыча угля: история и современность».
3. Беседа о шахтерских профессиях : «Кто нам уголь добывает».
4. Оформление в приемной группы выставки рисунков «Труд шахтеров».
5. Моделирование макета «Транспортировка угля в шахте».
6. Спортивное развлечение «Мы – Кузбасские шахтеры!».
III этап: «Заключительный».
Открытие музея шахтерской славы с презентацией тулбокса «Ларец шахтера».
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации проекта :
- успешно проведена организованная образовательная деятельность;
- изготовлен тулбокс «Ларец шахтера»;
- совместно с родителями и детьми сооружены макеты «Разрез», «Транспортировка угля в шахте».
- реализовано спортивное развлечение «Мы – Кузбасские шахтеры!»;
- разработана видеопрезентация «Добыча угля: история и современность»;
- оформлен и открыт мини-музей шахтерской славы;
- успешно активизируется речь у детей, пополняется словарный запас;
- развиваются познавательные и творческие способности детей, поддерживается их интерес к профессиональной деятельности работников угледобывающей промышленности;
- успешно реализовано становление гордости за малую родину, любви к ней;
- формируются предпосылки интереса к тому, чтобы в будущем посвятить себя работе в угольной промышленности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексин А. Почемучка (Текст)/А. Алексин, С. Михалков, Л. Разгон, В. Хелемендик. – М. :Педагогика-Пресс, 1987, 1990, 1991, 1992.
2. Байдебура П. А. Дети шахтеров/П. А. Байдебура. – СОИ, 1961.
3. Битютская Н. П. Проекты в дошкольной образовательной организации: технология и содержание проектной деятельности/ Н. П. Битютская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 207 с.
4. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду (Текст)/А. И. Иванова. – М., 2004.
5. Игнатьева Ю. Мой папа - шахтёр : (опыт работы по ознакомлению дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в подготовительной к школе логопедической группе) /Ю. Игнатьева, Г. Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание. - 2014г - №8.- С. 113- 116.
6. Колосов М. Уголек/М. Колосов. – Малыш, 1985.
7. Пасечников Т. В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: методическое пособие»/Т. В. Пасечникова – Самара:изд. ЦПО, 2013.
Интернет-ресурсы:
10. Шахтерские профессии - http ://miningwiki.ru.