Мартюшева Надежда
Проект по нетрадиционным техникам рисования в средней группе «Времена года»
Оглавление
1. Актуальность проекта
2. Цель, задачи проекта
3. Часть первая «Осень золотая»
3.1. Цель и задачи
3.2. Предполагаемый результат
3.3. План- схема осуществления проекта
4. Часть вторая «Зима серебристая»
4.1. Цель и задачи
4.2. Предполагаемый результат
4.3. План- схема осуществления проекта
5. Часть третья «Весна красна»
5.1. Цель и задачи
5.2. Предполагаемый результат
5.3. План- схема осуществления проекта
6. Практическая часть
7. Заключение
8. Приложение
Публикация «Проект по нетрадиционным техникам рисования в средней группе „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2020
9. Список используемой литературы
1. Актуальность
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются широко известными. В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Сроки проведения проекта «Времена года» : сентябрь 2019г. – май 2020г.
Вид, тип проекта : групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.
2. Цель и задачи проекта
Цель:
1. Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми средней группы для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
2. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду.
3. Воспитать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи в работе с детьми:
1. Сформировать у детей технические навыки рисования.
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
4. Познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;
5. Научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;
Часть первая «Осень золотая»
Цель: дать детям представление об осени, о том, как звучит осень в музыке и как её изображают художники.
Задачи проекта :
- работать над формированием следующих понятий – ранняя осень, золотая, поздняя;
- учить детей видеть красоту природы;
- познакомить с картиной известного художника И. И. Левитана «Золотая осень»;
- познакомить с музыкальным произведением Вивальди «Времена года. Осень» ;
- закреплять знания о признаках этого времени года;
- закреплять знания о деревьях, фруктах, овощах;
- познакомить с названием осенних месяцев;
- выучить стихи об осени;
- развивать любознательность, воображение, речь, чувство прекрасного.
Сроки проведения 1части проекта «Осень» : сентябрь - ноябрь 2019г.
Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий
Предполагаемый результат:
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• совершенствование экологической среды группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оформление картотеки наблюдений;
• праздник Осени;
План - схема осуществления проекта "Осень золотая"
Образовательные области программы Виды детской деятельности.
Познание Беседы об осени.
Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,
Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.
Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья», п\и «Тучи дождевые.
Коммуникация Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».
Рассматривание сюжетных картин.
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».
Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
Беседа по вопросам о времени года - осень
Чтение художественной литературы Пословицы, загадки, поговорки, потешки.
Чтение и заучивание стихотворений об осени.
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.
Художественное творчество Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Аппликация «Деревья осенью»
Рисование в нетрадиционной технике оттиск пленкой «Осень разноцветная»
Создание коллажа из осенних листьев.
Социализация Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка».
Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».
П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».
Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.
Музыка Слушание: Времена года в музыке. Вивальди «Осень»
«Времена года». «Осень». Чайковского.
Разучивание песен об осени
Взаимодействие с семьей Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
Сделать альбомы на тему: «Осень».
Выполнение поделок из природного материала.
Часть вторая «Зима серебристая»
Цель: дать детям представление о зиме, о ее погодных явлениях и как её изображают художники.
Задачи проекта :
- учить детей видеть красоту зимы;
- познакомить с картиной известного художника А. Пластов «Первый снег»;
- познакомить с музыкальным произведением Вивальди «Времена года. Зима» ;
- закреплять знания о признаках этого времени года;
- познакомить с названием зимних месяцев;
- выучить стихи о зиме;
- развивать любознательность, воображение, речь, чувство прекрасного.
Сроки проведения 2 части проекта «Зима» : декабрь - февраль 2019г.
Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий
Предполагаемый результат:
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• совершенствование экологической среды группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• праздник Новый год;
• План - схема осуществления проекта "Зима серебристая"
Образовательные области программы Виды детской деятельности.
Познание Беседы о зиме, ее погодных явлениях
Развлечения зимой
Д\и «Когда это бывает»,
Описание природы
Экскурсия по зимнему участку
Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей. Выставки-загадки
Коммуникация Рассматривание сюжетных картин и составление рассказа по картине
Составление описательных рассказов с помощью схем- матриц «С горы на санках», «Лепим снеговика»
Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
Беседа по вопросам о времени года - зима
Чтение художественной литературы Пословицы, загадки, поговорки, потешки.
Чтение и заучивание стихотворений о зиме
Чтение сказки «Морозко», «Снежная королева»
Чтение стихотворений И. Суриков «Зима», Я. Аким «Первый снег»
Художественное творчество Рисование манной крупой «Первый снег»
Рисование в нетрадиционной технике методом набрызга «Животные зимой»
Лепка снежинок и составление коллективной композиции
Социализация Спортивная игра «Я на саночках качусь»
д/и «Оденем куклу по погоде»
Д\и «Чудесный мешочек»
П\и «С льдины на льдину», «Два мороза»
Игра эстафета «Передай снежок»
Труд «Зимние тропинки» - расчистка лопатами тропинки от снега
Музыка Слушание: Времена года в музыке. Вивальди «Зима»
«Времена года». «Зима». Чайковского.
Разучивание песен об осени
Взаимодействие с семьей. Привлечь родителей к оформлению альбомов на тему: «Зима»
Разучивание стихов с детьми о зиме.
Часть третья «Весна- красна»
Цель: дать детям представление о весне, о том, как художники и композиторы видят весну
Задачи проекта :
- учить детей видеть красоту весны;
- познакомить с картиной художника Остроухов И. С. «Ранняя весна»;
- познакомить с музыкальным произведением Вивальди «Времена года. Весна» ;
- закреплять знания о признаках этого времени года;
- закреплять знания о перелетных птицах;
- познакомить с названием весенних месяцев;
- выучить стихи о весне;
- выражать свои эмоции в нетрадиционном рисовании.
Сроки проведения 3 части проекта «Весна» : март - май 2020г.
Вид, тип проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий
Предполагаемый результат:
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• совершенствование экологической среды группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оформление картотеки наблюдений;
• праздник Весны;
• итоговая выставка работ «Времена года»
План - схема осуществления проекта "Весна красна"
Образовательные области программы Виды детской деятельности.
Познание Беседы о весне
Дидактическая игра “Времена года”
Рассматривание фотографий, открыток о весне
ФЭМП «Посчитай цветочки»
Коммуникация Приметы, пословицы, поговорки, стихи о весне.
Рассматривание сюжетных картин
Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».
Беседа по вопросам о времени года - весна
Чтение художественной литературы Пословицы, загадки, поговорки, потешки.
Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”, А. Майков “В мае”
Чтение сказок «Как весна зиму поборола», «Зайкина избушка», В. Сутеев «Как зима кончилась»
Художественное творчество Рассматривание картины Остроухов И. С. «Ранняя весна»
Рисование- оттиск «Салют победы»
Рисование пальцем «Волшебный первоцвет»
Выставка работ «Времена года»
Социализация Праздник «Масленица»
П\и «Гори, гори ясно», «Перепрыгнем через ручеек».
Труд «Клумба» - подготовка почвы к высадке цветов (рыхление, удобрение, высадка семян.
Музыка Слушание: Времена года в музыке. Вивальди «Весна»
Прослушивание музыкальных произведений: “Кулик – весна”, Н. Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
Разучивание песен о весне
Взаимодействие с семьей Привлечь родителей к оформлению альбома “Весна”.
Изготовление информационного стенда для родителей.
Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Практическая часть
«Осень золотая»
Аппликация Деревья осенью
Задачи:
- систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
- воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве;
Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона.
Предварительная работа: поход с детьми на экскурсию (обратить внимание на признаки осени); рассказ о том, что такое листопад; игры с листьями деревьев; сбор осенних букетов; рассматривание репродукций картин с изображением осеннего пейзажа; чтение стихотворений об осени.
Оборудование: альбомные листы; кисти для клея ПВА, салфетки, фартуки, клей ПВА, заранее приготовленная перфорация из цветной бумаги (осенняя палитра, репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», К. Моне «Осень»
Основная часть
Воспитатель. «Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Еще цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина еле слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грусное, прощальное слышится и видится в нем»
Воспитатель приглашает детей на прогулку в осенний лес. Дети вствют друг за другом и тихо под музыку «идут по тропинке»
Прекрасен лес осенью! Деревья оделись в разноцветные наряды. Вокруг тишина и только слышно шуршание листьев под ногами.
Как называется осеннее явление, когда листики опадают?
Дети. Листопад!
Воспитатель раздает детям листочки осенних деревьев и предлагает поиграть в игру «Листопад»
Воспитатель. Дует легкий ветерок: у-у-у-у-у-у-у (тихо) листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер У-У-У-У-У-У (громко) заблудились мы в лесу, закричали мы ау (сначала громко, потом тихо)
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки с нами говорят а-о-у-и Дети кружатся под музыку с листочками в руках
Налетел ветер и листочки стали опадать
Листопад, листопад листья желтые летят Дети, у которых желтые листочки, бросают их на пол и приседают
Листопад, листопад листья красные летят Дети, у которых красные листочки бросают их на пол и приседают
Затем воспитатель предлагает изобразить осеннее дерево через аппликацию. Детям при помощи кисточки нужно покрыть ветки деревьев клеем и присыпать перфорированной цветной бумагой.
Заключительная часть: рассматривание и обсуждение работы
Рисование в нетрадиционной технике оттиск пленкой «Осень разноцветная»
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционном способом рисования : оттиск пупырчатой пленкой;
- вызвать у детей эмоционально-положительное отношение к природе осенью средствами художественного слова, музыки, произведений живописи
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.
Материалы, оборудование: листы а4 с нарисованным «голым» стволом дерева, палитра, краски гуашевые (осенней цветовой гаммы, кисти крупные, стаканчики с водой, влажные салфетки, клеенки.
Воспитатель раздает пупырчатую пленку разных размеров.
Ребята, возьмите любой круг, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это будем на отдельном листе бумаги.
Окрашенной стороной положим круг на ствол дерева и плотно прижмём к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Аккуратно отделим пленку от листа бумаги
Возьмите следующий кружок пленки, покрасьте его в другой цвет и отпечатайте в другом месте альбомного листа. Пленку можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным. (В процессе рассказа, воспитатель все показывает).
Но прежде чем мы приступим к работе, предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультьминутка: «Листики».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. Дети покачивают листиками в руках над головой.
Дунул ветер – полетели. Бег на месте.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. Приседают.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. Встают, поднимают руки с листочками вверх, покачивают ими.
Закружились, полетели. Бег на месте.
И на землю снова сели. Садятся на свои места
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь давайте сядем на свои места, возьмем кисть, и аккуратно приступим к работе. (Дети работают под музыку Чайковского «Времена года. Осень»). Дети выполняют отпечатки пленки каждый на свой лист и у них получаются красивые картины с осенними деревьями
Итог:
По окончании занятия все рисунки рассматриваются, с детьми, обсуждаются, признаки и цвета осени.
«Зима серебристая»
Рисование манной крупой «Первый снег»
Задачи:
- уточнять и расширять представление детей о зиме;
- учить отображать состояние погоды (снег, используя в работе манную крупу;
- вызывать интерес к экспериментированию в художественном творчестве;
Предварительная работа
Наблюдение за падающим снегом на прогулке; проведение «снежных» игр; ознакомление с репродукциями картин, изображающими зиму; чтение стихотворений о зиме.
Оборудование: листы бумаги а4 с заранее нарисованными стволами деревьев; кисти для ПВА, клей ПВА, емкости под крупу, крупа манная, клеенка, салфетки; репродукции картин Б. Кустодиева «Морозный день», И. Грабаря «Февральская лазурь».
Воспитатель приглашает детей поиграть в «снежный ком»
Ребята становятся в круг. Один из игроков представляется: «Меня зовут Дима», второй повторяет и добавляет «его зовут Дима, меня зовут Катя». Третий повторяет имена предыдущих игроков и добавляет свое имя и т. д. как только ребенок сбивается и не может повторить цепочку, игра начинается заново.
Затем воспитатель предлагает детям сесть за столы и приступить к работе. Дети наносят клей ПВА на ветки дерева, могут сымитировать сугробы и нанести клей на нижнюю часть листа, также можно изобразить снежинки. На слой клея наносится манная крупа. После высыхания лишняя крупа стряхивается сухой кистью.
Итог: дети рассматривают свои работы, называют признаки зимы.
Рисование в нетрадиционной технике методом набрызга «Животные зимой»
Задачи:
- расширять представление детей о жизни животных зимой;
- совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом;
- развивать координацию движений, мелкую моторику рук
Вводная часть
Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Предварительная работа
Рассказ о зимних явлениях природы; чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи- зимы»; беседа о художественном образе зимы.
Оборудование: листы формата а4; заготовленные шаблоны животных; гуашевые краски (синяя, белая); палитры для смешивания цветов (получение голубого цвета, кисти; баночки с водой; клеенки; салфетки.
Воспитатель раздает детям шаблоны животных и показывает технику набрызга. Дети приступают к работе под присмотром воспитателя.
Итог: обсуждение новой техники рисования, рассматривание собственных работ, обсуждение признаков зимы.
«Весна красна»
Рисование- оттиск «Салют победы»
Задачи:
- учить нетрадиционному способу рисования оттиск;
- развивать чувство композиции;
- способствовать сплочению детского коллектива
Оборудование: листы формата а4; гуашь разных цветов; втулки с прорезями для оттиска; палитра; салфетки
Основная часть
Воспитатель проводит игру- приветствие.
Давайте поздороваемся друг с другом не словами, а рукопожатиями. Главное правило: здороваясь с кем- либо, руку можно освободить только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то
Ребята под музыку ходят по комнате и жмут друг другу руки.
Затем воспитатель предлагает детям нарисовать «салют победы». С помощью разрезанных втулок делают оттиски на бумаге.
Итог: дети рассматривают рисунки и обсуждают цветовую гамму.
Рисование пальцем «Волшебный первоцвет»
Задачи:
- учить детей анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности;
- знакомить с техникой пальчикового рисования;
- формировать чувство ритма и цвета.
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстрации с изображением первоцветов; чтение стихотворений о первых весенних цветах.
Оборудование: альбомные листы а4; гуашь разных цветов; кисти; стаканчики с водой; палитра; салфетки
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и нарисовать яркие, красивые, необычные первоцветы.
Итог: все ребята любуются получившимися цветами и радуются, что скоро лето.
Итоговая выставка
Заключение
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Поспособствовало накапливанию у детей конкрето-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Дети ближе познакомились с растительным и животным миром, особенностями наступления времен года. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Выводы:
Проект помог детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской деятельности и природоохранной активно – нравственной позиции.
Использование художественного творчества позволило приобщить к изобразительному искусству, музыке. Продуктивная, театральная деятельности, пение способствовали развитию у детей воображения, формированию творческого образного мышления, развитию мелкой моторики.
В процессе проекта формировались умения детей отвечать на вопросы, связанные с изменениями в природе.
В конце проекта у детей появился интерес к явлениям, происходящим в природе, их взаимосвязи. Дети поняли, что природа- это целостный организм, где с изменением одного компонента, происходят изменения и в других. Теперь они не просто выходили на улицу погулять, поиграть – каждый день они замечали какие – то новые изменения, происходящие на участке или по дороге в сад
Вся эта работа помогла нам разнообразить познавательный процесс с детьми. Различные задания доставили удовольствие не только детям, но и родителям. Что позволило ещё больше активизировать родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы, сблизить родителей с педагогами дошкольного учреждения. Чаще принимать участие в творческой деятельности детей в домашней обстановке. Вследствие этой работы, считаем все поставленные задачи выполненными.
Список использованной литературы и других источников (сайты)
1. Шаляпина И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно- игровых занятий. - М: издательство «ТЦ СФЕРА»,2009
2. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.
4. Масленникова О. М., Филиппенко А. А--- Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель,2011
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие /. – 4-е издание, стереотипное. – Москва : Академия, 2009.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой 6-е изд., испр. и доп. М. : Мозаика-Синтез, 2009.
7. Рыжова Н. А. – Экологическое образование в детском саду. М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001