Вера Яровенко
Проект «От значка ГТО к олимпийским медалям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение д/ с № 33 «Дельфин»
ПРОЕКТ
«ОТ ЗНАЧКА ГТО К ОЛИМПИЙСКИМ МЕДАЛЯМ»
2016-1019 уч. г.
Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.
Публикация «Проект „От значка ГТО к олимпийским медалям“» размещена в разделах
- ГТО в детском саду
- ГТО. Проекты
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада, олимпийские игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата.
Главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начнут внедрение именно в системе образования.
Возрождение системы ГТО повлияет на повышение уровня как психического, так и физического здоровья дошкольников. К сожалению, современные дети не отличаются отменным физическим и психическим здоровьем. У них недостаточно сформированы потребности в занятиях физической культурой, уже в дошкольном возрасте дети имеют зависимость от электронных игр, а родители зачастую не являются приверженцами ЗОЖ.
Приоритетное направление деятельности МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» - укрепление и сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Целью этого направления является разработка и реализация комплексного подхода к здоровьесбережению детей, родителей, педагогов детского сада, как успешного фактора сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Поэтому внедрение комплекса ГТО в детском саду решит многие проблемы в физическом и психическом развитии ребенка-дошкольника. Главное, что мы должны сделать сейчас как педагоги образовательного учреждения - это активно внедрять ГТО в нашу жизнь среди детей и родителей.
Интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1й ступени (от 6 до 8 лет) : воспитанники подготовительных к школе групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО. У воспитанников дошкольных образовательных учреждений необходимо не только развивать физические способности, но и формировать представление о ВФСК ГТО.
Именно такой подход к организации физического воспитания позволит максимально вовлекать и мотивировать детей и родителей в регулярные систематические занятия физической культурой с учетом их индивидуальных психологических и физических особенностей.
Таким образом, комплекс ГТО способствует не только физическому развитию дошкольников, повышению индекса здоровья, но и является центром системы спортивно - патриотического воспитания.
В нашем детском саду комплекс ГТО внедряется впервые.
В чем же заключаются нормативы для самых юных? Прежде всего, это различные виды передвижения. Челночный бег на дистанции 30 метров (или 3 раза по 10 метров, бег на лыжах (на дистанции 1 или 2 км, прыжок в длину с места, плавание. Выполняется и смешанное передвижение, в том числе и на лыжах. Также есть следующие упражнения: метание теннисного мяча в цель (дистанция 6 м, наклон вперед из положения стоя, подтягивание на перекладине и отжимания от пола. Комплекс упражнений для дошкольников построен так, чтобы детям самим было интересно его выполнять, а не делать упражнения только потому, что этого от них требует воспитатель. Ведь, уже с самого раннего возраста любимыми занятиями детей являются бег, прыжки, купание. Поэтому выполнение таких видов упражнений не только способствуют развитию ребенка, но и доставляют массу удовольствия во время прохождения испытания.
Данная работа нацелена на совершенствование двигательных навыков и улучшению показателей физического развития для подготовки к сдаче норм ГТО, воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью.
В систему работы детского сада включены оздоровительные мероприятия, обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья. Совокупно сочетаются методы профилактики и медицинской реабилитации, основанные на организации системной работы, включающее в себя: точечный массаж, дыхательную гимнастику, утренняя гимнастика с элементами корригирующей гимнастики, закаливающие процедуры, начиная летнего периода включаем оздоровительный бег, активный отдых на природе, проведение «Дней здоровья», «Недель здоровья», спартакиад, малых Олимпиад, праздников и развлечений оздоровительной направленности.
Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых, окружающих их.
В нашем детском саду эту работу мы начали с реализации проекта «От значка ГТО к олимпийским медалям»
1. Цель проекта :
Создать оптимальные условия, обеспечивающие охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни.
2. Задачи проекта :
2.1. Совершенствовать систему здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников;
2.2. Корректировать достигнутый уровень физического развития детей;
2.3. Создать условия для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей.
2.4. Формирование у всех участников образовательного процесса осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой,
2.5. Подготовить детей старшего дошкольного возраста к выполнению нормативов первой ступени Физкультурно - спортивного комплекса ГТО.
2.6. Создать единое воспитатсльно-образоватсльное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
2.7. Повысить нравственное воспитания граждан, воспитание патриотизма.
3. Участники проекта :
педагоги МБДОУ д/с № 33 «Дельфин»;
дошкольники МБДОУ д/с № 33 «Дельфин»;
родительская общественность;
социум;
Возраст дошкольников: от 4до 7 лет;
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Сроки реализации: 2016 – 2019 г.
4. Проблемы проекта :
недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой;
невысокий уровень пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;
здоровый образ жизни ещё не стал нормой для большей части общества;
недостаточная работа по пропаганде ценностей физкультуры и спорта в средствах массовой информации.
5. Новизна проекта :
Создание в дошкольном учреждении системы по подготовке к проведению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Совместная деятельность дошкольного учреждения, спортивно-оздоровительных центров и семьи с целью приобщения ребенка к здоровому образу жизни и обогащению его социального опыта.
С раннего возраста у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к спорту. Актуальность проблематики подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
6-7 лет – это возраст, когда закладываются основы физического совершенства при одновременном становлении основных движений, развития важных функций и систем растущего организма. В связи с преемственностью между детским садом и школой, с введением сдачи норм ГТО в школьную программу, именно дошкольное образование ориентирует детей на сдачу комплекса ГТО в дошкольном возрасте.
6. Реализация проекта
Первый этап (сентябрь-ноябрь)
Постановка проблемы и задач исследовательской деятельности.
Что такое ГТО?
Значки ГТО.
Участники ГТО.
Нормативы ГТО.
Здоровьесберегающие технологии:
народные игры, подвижные игры, спортивные игры
игровые упражнения, игровые задания
гимнастика пальчиковая
гимнастика для глаз
динамическая пауза
релаксация
прогулка
утренняя гимнастика
закаливание
бодрящая гимнастика
свободная двигательная активность.
Второй этап (декабрь-февраль)
Организация деятельности детей в рамках проекта
Виды деятельности:
1. Экспериментальная деятельность
«Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»
«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»
«Каковы мои физические возможности?»
2. Сбор и систематизация информации
1. Рассматривание картинок и фотографий с изображением значков и др. символики ГТО.
2. Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование», «Отгадай движение», «Узнай и покажи».
3. Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в группах).
4. Беседы: «Что такое ГТО?», «Участники ГТО», «Нам со спортом попути, ГТО ждет впереди».
3. Творческая деятельность детей
1. Создание рисунков о спорте.
2. Оформление альбома «Любимый вид спорта».
3. Мир музыки: Использование на занятиях и развлечениях песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва», «Вдох глубокий», «Герои спорта», «Все на футбол» и т. д.
Работа с родителями
Собрания в группах
1. «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?»
2. «Как провести выходной день с детьми».
3. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка». Анкета «Спорт в жизни людей».
4. «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?»
5. «Как укрепить и сохранить здоровье детей»
6. «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»
7. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
8. «Веселые уроки здоровья»
9. «От значка ГТО к олимпийским медалям» Возрождение традиций.
Беседы, консультации, папки-передвижки.
Практические задания
1. Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».
2. Систематизация стихов и загадок о спорте (в форме альбома);
3. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»;
4. Разработка символики ГТО. Выставка работ;
5. Участие в спортивных развлечениях «Папа, мама, я – спортивная семья», «От норм ГТО – к олимпийским медалям».
6. Участие в мероприятиях с применением современных игровых технологий в ДОУ (Квест –игра, Геокешинг);
Работа с педагогами
1. Оформление альбомов, папок по теме проекта.
2. Перспективное планирование по теме.
3. Конспекты занятий по теме проекта.
4. Альбомы с художественным словом.
Третий этап (март-май)
Презентация материалов проекта
1. Выставка рисунков детей на тему «Мы любим спорт»;
2. Сборник стихов, загадок о разных видах спорта (при участии родителей);
3. Выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
4. Презентация проекта.
5. Спортивные развлечения;
6. Сдача норм ГТО — итог проекта
7. Ожидаемые результаты
Для детей:
Повышение интереса детей и родителей к здоровому образу жизни;
Повышение у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Сформировано у детей представления о комплексе ГТО, как о мероприятиях, направленных на укрепление здоровья с помощью систематической физической подготовки.
Развитое у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
Воспитанная у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Для педагогов:
Создана информационная база.
Созданы условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.
Повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
Создание единого воспитательно–образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
Участие социума в спортивной жизни ДОУ;
Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
Пополнение знаний о комплексе ГТО;
Создание картотеки подвижных игр для детей дошкольного возраста;
Участие социума в спортивной жизни ДОУ;
Систематическое использование здовьесберегаюших технологий;
Повышение уровня физического развития детей с ослабленным здоровьем;
Выявление физической и психологической предрасположснности
дошкольника к какому-либо виду спорта.
Для родителей:
• Информированность о комплексе ГТО;
• Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
8. Условия для реализации проекта
Проект разработан на основе анализа современного состояния территории и помещений детского сада.
Детский сад находится в рабочем поселке Гремячево, который посещают 217 воспитанников.
Приоритетное направление деятельности образовательного учреждения — физическое развитие.
Для успешной реализации проекта «От значка ГТО к олимпийским медалям» в МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» созданы благоприятные условия: оборудован спортивный зал, бассейн и спортивная площадка, приобретено необходимое спортивное оборудование, в группах создана комфортная пространственная среда, центры двигательной активности во всех возрастных группах.
9. Оптимизация режима:
Учет индивидуальности и возрастных особенностей детей.
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима.
Определение оптимальной индивидуальной образовательной нагрузки на ребенка.
Распределение двигательной нагрузки в течение дня.
Организация правильного питания;
Введение овощей и фруктов в обед и полдник.
Строгое соблюдение питьевого режима.
10. Организация двигательной деятельности:
Утренняя гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Прием детей на улице при благоприятных погодных условиях.
Физкультурные занятия.
Музыкальные занятия.
Оздоровительный бег на прогулке.
Ходьба на лыжах.
Катание на коньках.
Занятия в бассейне.
Бодрящая гимнастика после сна.
Спортивные праздники и досуги.
Дни здоровья.
Индивидуальная работа с детьми.
11. Охрана психического здоровья:
Игра – основной вид деятельности.
Уважительный стиль общения.
Положительный эмоциональный фон в группе и коллективе сотрудников.
Оптимизация моторной плотности занятии.
Чередование и интеграция видов детской деятельности.
Использование приемов релаксации (минута тишины, музыкальные паузы).
12. Система закаливания:
Воздушные ванны.
Прием на улице в теплое время года.
Игры с водой.
Умывание рук и лица прохладной водой.
Полоскание рта водой комнатной температуры.
Упражнения для профилактики нарушения осанки.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Босохождение летом.
13. Мониторинг:
а). Мониторинг уровня физического развития.
б). Объема двигательной активности.
в). Заболеваемость.
14. Описание проекта
В связи с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО, положением «О всероссийском физкультурно – оздоровительном комплексе (ГТО, утвержденном постановлением правительства РФ № 540 от 11.06.2014 г., был разработан проект «От значка ГТО к олимпийским медалям», который направлен на обеспечение эффективной работы физкультурно-спортивной организационной модели детского сада и воспитание здорового, физически развитого поколения дошкольников.
Проект разработан с учетом возрастных особенностей дошкольников, ФГОС дошкольного образования. В ходе реализации проекта на спортивной площадке на территории детского сада, будут проводиться соревнования между командами и группами детского сада, праздники здоровья, спортивные развлечения, тренировки дошкольников.
Созданные нами условия позволят развить у наших воспитанников выносливость, смелость, физические качества.
План мероприятий для реализации проекта
«От значка ГТО к олимпийским медалям» в средней группе
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
Работа с детьми
1. «Наши глазки».
Гимнастика для глаз (Пополнить картотеку гимнастик для глаз)
Беседа «Для чего нужны глаза», «Чтобы глазки не болели»
Д/И. «Что я вижу одним глазом», «Жмурки», «Чудесный мешочек» (Пополнение картотеки)
Развлечение: «Путешествие в осенний лес» Сентябрь
Октябрь
Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
2. «Носики-курносики»
Игры на развитие дыхания. (Пополнение картотеки игр и упражнений).
Беседа-рассуждение: «Зачем нам нос?»
Упражнение, закаливающее носовое дыхание «Поиграем с носиком».
День Здоровья «Путешествие на остров Здоровья» Ноябрь
Декабрь
Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
3. «Мои ушки»
Дидактические игры на слуховое восприятие (пополнение картотеки).
Беседа «Мои уши»
Спортивный досуг «В гости к бабушке Яге»
День Здоровья «Мы играем, мы играем и здоровье укрепляем!» Январь
Февраль
Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
4. Рот, язык и зубы
Беседа –рассуждение «Зачем нам язык? зубы?»
Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Что ты съел?», «Вредно полезно» (пополнить картотеку).
Артикуляционная гимнастика (Пополнить картотеку)
Фотовыставка «Спорт – мой лучший друг!»
День Здоровья «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!» Март
Апрель Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
5. Моё тело
Дидактические игры «Я и мое тело» (пополнить картотеку).
Подвижные игры на различные части тела (пополнить картотеку).
Развлечение «Играем вместе» Май Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
Работа с воспитателями
1. Консультация для воспитателей на тему: «Все об утренней гимнастике».
Сентябрь Инструктор по ФИЗО
2. Семинар – практикум
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ».
Ноябрь Инструктор по ФИЗО
3. Консультация «Реализация ФГОС ДОУ в области физкультурно-оздоровительной работы» Январь Инструктор по ФИЗО
4. Круглый стол «Роль детского сада в формировании здорового образа жизни дошкольников.
Март Инструктор по ФИЗО
Работа с родителями
1. Консультация «Много движений – много радости» Сентябрь Инструктор по ФИЗО
2. Информация на стенд «Катание на лыжах» Ноябрь Инструктор по ФИЗО
3. Мастер-класс Квест-игра
«Здоровьесберегающие технологии.
Готовимся к сдаче норм ГТО» Январь Инструктор по ФИЗО
4. Развлечение на улице совместно с детьми «Зимние игры на улице» Февраль Инструктор по ФИЗО
План мероприятий для реализации проекта
«От значка ГТО к олимпийским медалям» в старшей группе
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
Работа с детьми
1. Картотека дидактических игр по формированию здорового образа жизни. «Если ты простудился»
Беседа «О правильном питании».
Игра-беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
День Здоровья «Путешествие на остров здоровья» Сентябрь
Октябрь Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
2. Сказка-беседа «В стране Болючке».
Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека.
"Беседа о здоровье, о чистоте"
Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
Развлечение «Смотр спортивной формы». Ноябрь
Декабрь Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
3. Спортивный досуг:"В стране здоровья"
«Мой веселый звонкий мяч» картотека дидактических игр с мячом.
Подвижной игры с мячом (пополнение картотеки).
Спортивный досуг «В гости к бабушке Яге»
День Здоровья «Мы играем, мы играем и здоровье укрепляем!»
Январь
Февраль Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
4. Беседа «Я и мое тело».
Рассматривание иллюстраций «Тело
человека», «Органы человека».
Загадывание загадок про части тела.
Д/и «Зеркало», «Фоторобот».
Папка-передвижка «Без лекарств и докторов».
Подбор пословиц, стихов и загадок по теме проекта.
Развлечение «В здоровом теле – здоровый дух».
Март
Апрель
4. Беседа с детьми «Что такое ГТО?»
Загадки и пословицы о спорте.
Работа в спортивном уголке: рассматривание дид. материала «Виды спорта».
Развлечение: «С физкультурой дружить - здоровым быть!»
Рисование «Мы со спортом крепко дружим!» (с привлечением родителей)
Май Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
Работа с воспитателями
1. Консультация «Двигательная активность как важнейшее средство формирования физического и психического здоровья дошкольника» Сентябрь Инструктор по ФИЗО
2. Консультация «ГТО в детский сад. Возрождение традиций» Ноябрь Инструктор по ФИЗО
3. Мастер-класс «Выполним нормативы ГТО вместе» Январь Инструктор по ФИЗО
4. Конкурс буклетов для родителей «ГТО в дошкольном возрасте» Март Инструктор по ФИЗО
Работа с родителями
1. Консультация «Зачем нужно сдавать ГТО в дошкольном возрасте?» Сентябрь Инструктор по ФИЗО
2. Папка-передвижка «Готов к труду и обороне!» Инструктор по ФИЗО
3. Фотовыставка «Готовимся к сдаче норм ГТО» Декабрь Инструктор по ФИЗО
План мероприятий для реализации проекта
«От значка ГТО к олимпийским медалям»
в подготовительной к школе группе
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
Работа с детьми
1. Беседа с детьми о пользе занятий спортом и физическими упражнениями.
Школа мяча. Подвижные и спортивные игры с метанием.
Подготовка к сдаче норм ГТО по метанию в цель теннисного мяча.
Поход в лес «День Рождения бабы Яги»
День Здоровья «Путешествие на остров здоровья» Сентябрь Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
2. Беседа на тему «С физкультурой дружить - здоровым быть!» Презентация «Легкая атлетика – королева спорта»
Рисование «Мы со спортом крепко дружим!» (с привлечением родителей)
«Веселый кросс!» Неделя бегуна. Подвижные игры с бегом, эстафеты
(подготовка к сдаче норм ГТО в беге на 30 метров.
Спортивный досуг «Чемпионы среди нас»
Октябрь Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
3. Неделя гибкости. Подвижные игры и упражнения на развитие силы и гибкости. (пополнение картотеки).
Подготовка к сдаче норм ГТО в наклоне вперед и подтягивании лежа в висе на низкой перекладине.
Развлечение «Страна Спортландия» Ноябрь
Декабрь Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
4. Неделя прыгуна. Подвижные игры и упражнения с прыжками (длинная и короткая скакалка, резинка, классики)
Спортивный досуг «Снеговик-лыжник в гостях у ребят»
День Здоровья «Мы играем, мы играем и здоровье укрепляем!» Январь
Февраль Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
5. Спортивно-игровой квест «Путешествие по спортивному городу»
Фотовыставка «Спорт – мой лучший друг!»
Спортивный досуг «Герои спорта» Игры и упражнения с включением обязательных испытаний (тестов) ВФСК ГТО.
Геокешинг «Тридевятое царство» Март
Апрель Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
6. КВН «Горжусь тобой Отечество!»
Спортивный праздник «От значка ГТО к олимпийским медалям»
Сдача норм ГТО детьми. Май Инструктор по ФИЗО
Воспитатели
Работа с воспитателями
1. Консультация «Что такое ГТО?» Ознакомление педагогов с требованиями и методическими рекомендациями ВФСК ГТО. Сентябрь Инструктор по ФИЗО
2. Семинар-практикум «Физкультурно-образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО» Октябрь Инструктор по ФИЗО
3. Консультация «Развитие скоростно-силовых качеств для детей дошкольного возраста»
Работа с родителями
1. «Нормативные испытания комплекса ГТО и как их проходить» Сентябрь Инструктор по ФИЗО
2. Мастер-класс «Делай как я!» для детей и их родителей по разным видам нормативов ГТО Ноябрь Инструктор по ФИЗО
3. Организация выставки совместного творчества детей и родителей «От значка ГТО к олимпийским медалям» Декабрь Инструктор по ФИЗО
4. Геокешинг «Сдаем нормы ГТО вместе» Январь Инструктор по ФИЗО
5. Папка-передвижка «ГТО – путь к здоровью» Март Инструктор по ФИЗО
Рекомендуемая литература для педагогов реализующих проект
1. Аверина И. Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
2. Занозина А. Е., Гришанина С. Э. – Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 80 с.
3. Картушина М. Ю. – Сценарии досугов для детей 3-4 лет. М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
4. Пензулаева Л. И. – физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа детского сада. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.
5. Пензулаева Л. И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.