Мария Балакирева
Проект «Осенний лист» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Этой осенью работу по организации и проведении школьного проекта я (педагог-психолог) разделила с учителем-логопедом Е. Ю. Касьяненко
,
учителями НШ- Т. В. Юлиной, А. С. Галкиной, Н. М. Хромовой,
старшим воспитателем И. П. Пивоварчик.
Публикация «Проект „Осенний лист“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Предлагаем Вашему вниманию положение о осеннем проекте :
Название проекта - «Осенний лист»
Тип проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный : 28.09 - 05.10.2023г.
Актуальность:
В этом году осенний проект в нашей школе был посвящен 1160-летию возникновения славянской письменности (863г. - равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку) .
Современные алфавиты имеют многовековую историю происхождения и образовались из нескольких древнейших языков мира. Прародителем многих из них стал древнегреческий алфавит. Русских язык произошел от древнегреческого и старославянского языков. На протяжении нескольких веков он постоянно менялся, как и название русского алфавита.
Изучая историю развития русского алфавита, учёные пришли к выводу, что изначально алфавит назывался Глаголицей в честь одной из первых букв церковнославянского алфавита "Г".
А наш проект был посвящен первым буквам Кириллицы - усовершенствованной версии глаголицы. В этом удивительном алфавите каждая буква имела своё название, которое что-то означало.
А - "аз" (Я)
Б- "буки" (буквы)
В - "веди" (знать)
Мы до сих пор пользуемся кириллическим алфавитом, которым, по большому счету, мы обязаны святому Кириллу. Как известно, сам алфавит был создан уже его учениками, но главное – не написание букв. Главным является то, что не имевший ранее письменности славянский народ эту письменность получил. А это качественно новый шаг в истории цивилизации любого народа. Любая письменная культура стоит существенно выше той, которая письменности лишена. Благодаря тому, что появляется письменность, народ знает гораздо больше о своих предках, об истории своей родины, и сам может оставлять свои собственные следы в истории. Что и сегодня для нас крайне актуально.
Создание письменности – это эпохальное событие для всех славянских народов и для нашего, естественно, тоже. Поэтому не случайно во многих славянских государствах День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечают не только как церковный праздник, но и как государственный – День славянской письменности.
Письменность действительно имеет геополитическое значение, потому что с появлением славянской письменности можно говорить о том, что славянские народы на равных вошли в европейское культурное, экономическое и политическое пространство. В настоящее время на славянских языках в мире разговаривает 400 миллионов человек.
Поэтому понятно, что тема нашего проекта затрагивает важные темы и может быть полезна для воспитания и развития основного адресата проекта - старших дошкольников.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с первыми буквами кириллицы может способствовать воспитанию уважения и гордости за свою страну и людей, живущих в ней, формированию познавательного интереса детей.
Проектный продукт : раскраски для детей ДГ «Школы Ломоносова», нарисованные учащимися НШ; модель дерева, изготовленная ребятами дошкольных групп.
Цель проекта : познакомить детей с первыми буквами кириллицы, как с частью духовного наследия.
Задачи:
• Способствовать формированию познавательных интересов;
• Активизировать словарь по теме с помощью игр и упражнений.
• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Ожидаемый результат:
1. Формирование интереса к истории своей страны.
2. Активное участие родителей в осенних прогулках и совместной с детьми деятельности, помогая реализации проекта.
3. Развитие коммуникативных навыков и самооценки ребят.
Этапы работы над проектом :
1. подготовительный этап:
Методическая работа с педагогами-психологами, учителем-логопедом, учителями НШ, старшим воспитателем :
- подбор детской художественной литературы;
- консультация: возникновения славянской письменности - содержание в ООП;
- организация работы Telegram канала @list1530 и проведение вводного тематического занятия для дошкольников.
2. основной этап:
Проект разделен на три равные части и каждая посвящена одной из букв «А-Б-В». Основной адресат проекта - старшие дошкольники. Но некоторые игры и конкурсы могут быть интересны и доступны как малышам, так и более взрослым:
А (аз) - игра "Близкие люди" – фото выполненного дома портрета воспитанника или человека из его окружения (формат А4, маркер+ осенние листья, совместное выполнение приветствовалось) лучшие работы были выложены в канале проекта;
Б (буки) - акция "Слово!" - посещение музей Славянской письменности на ВДНХ совместно с ребенком и фотографией одного из интересных экспонатов успеть поделиться в канале. Тематические раскраски, скопированные на плотной бумаги дети дорисовывают под руководством учителя и подписывают пожелания для дошкольников.
Разгадывание загадок о буквах; Школьники записывают АУДИО загадки о буквах для дошкольников. Чтение отрывков из стихотворений о буквах и представление образа буквы под руководством педагога ДГ. Самодельные буквы для викторины «А-Б-В» подготовили дошкольники - школьники собирают предложение на время
В (веди) - конкурс коллективных работ "Древо знаний" под руководством педагога ДГ ребята с участием родителей выполняли поделки.
Сотрудничество с родителями:
- изготовление портретов из осенних листьев вместе с детьми;
– изготовление «Древа знаний» (творчество детей ДГ под руководством педагогов)
-обмен информацией и изображениями в канале проекта.
3. заключительный этап: Выставка детских работ в формате публичного Telegram канала @list1530
Презентация выставки на сайте школы. Объявление благодарностей педагогам, детям и родителям принявшим участие в проекте.