Оксана Сараева
Проект «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОСЕННИЙ ЛЕС»
в старшей группе №6 МБДОУ Детского сада №10
Подготовила и провела воспитатель: Маркович. О. О
Вид проекта : Познавательно - творческий
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель группы, родители воспитанников.
Направление проекта : Социализация, познание, коммуникации, чтение худ. литературы, художественное творчество, музыка, культурно – досуговая деятельность, физкультура.
Публикация «Проект „Осенний лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы заключается в том, что она помогает в познании окружающего мира ( Лес: растительность леса, животный мир, лес, как эко – система) и помогает выявить взаимосвязь между растениями и место обитания и питания животных.
Цель проекта : Познавательная деятельность по изучению природы во всех её проявления в осенний период времени.
Задачи:
Образовательные:
- формирования основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами. Наблюдения, познавательную работу и работу с дидактическим материалом;
- осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы;
- формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
- показ положительного и отрицательного влияние человека на окружающий мир.
Воспитательные:
- привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений, видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
- воспитание желания и умения сохранять окружающий мир природы;
- воспитание чувства ответственности за состояния окружающей среды.
Развивающее:
- развитие умений наблюдать за живыми объектами неживой природы;
- развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм;
Предварительная работа: знакомство с иллюстрациями леса, рассматривание картинок с изображение разных деревьев, кустов, ягод, животных, заготовка природного материала.
Взаимодействие с сотрудниками:
На муз. Занятии разучивание песен об осени, слушание муз. Произведений Чайковского «Времена года», хороводы и муз. Подвижные игры на занятиях по физкультуре.
Ресурсы:
Ожидаемый результат: расширение кругозора детей – знания о лесе и его растительности; знания животного мира и среда их обитания; знания о приспособленности животных в разные времена года; воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения детей к природе; повышение уровня компетентности родителей в изучаемой проблеме; умение детей составлять поделки из разнообразного природного материала; наработка материала о лесе (познавательные альбомы, книжки – самоделки, плакаты, гербарии, макеты).
Итог проекта : Экскурсия в осенний лес. Оформление выставок совместных работ детей и родителей: «осеннее дерево», «дары осени» - природный материал, овощи и фрукты.
Организация самостоятельной деятельности детей в центрах активности.
Образовательные области.
Виды детской деятельности. Формы работы с детьми
Познавательное развитие.
Познание. Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
• «Осенний лес. Дары леса»
• «Приметы осени»
• «В гости к осени»
Конструирование и ручной труд из природного материала:
• «Бабочка» (из листьев)
• «Жар – птица» (из листьев)
• «Лесовичок» (из шишек, желудей)
Беседы:
«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
— за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
— за цветником
— за перелетными птицами
— за насекомыми
— за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование:
«Опыты с глиной и песком»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое
Развитие.
Коммуникация.
Восприятие художественной литературы. Творческое рассказывание детей по темам:
• «Мы гуляли на участке»
• «Что я видел в парке?»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц.
Рассматривание иллюстраций об осеннем лесе, составление описательных рассказов по картине И. Левитана «Золотая осень». Составление описательных рассказов о грибах, лесных ягодах, животных леса. Рассказы из личного опыта «Что я видел в лесу?». Придумывание продолжения к сказке Д. Родари «Большая морковка». Творческое рассказывание «Интервью у леса». Пересказ худ. Произведения Я. Тайца «По грибы».
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Чтение художественной литературы:
• Пословицы, поговорки, загадки об осени
• А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
• А. Плещеев «Скучная картина»
• К. Бальмонт «Осень»
• Н. Сладков «Осень на пороге»
• Е. Благинина «Улетают, улетели»
• Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
• А. Ерикеев «Наступила осень
• Л. Толстой «Дуб и орешник»
• З. Федоровская «Осень»
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»
• Г. Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Социально – коммуникативное
развитие
Сооциализация.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».
Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…»
«С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию»,
«Знатоки осенней природы», «Следопыты».
Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева)
Настольно – печатные игры: «Времена года»
Трудовая деятельность:
• участие в субботнике «Чистый город»
• сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
• уборка опавшей листвы
• подготовка клумбы группового участка к зиме
• укрывание корней деревьев опавшей листвою.
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»
Художественно-эстетическое
Развитие.
Музыка. Аппликация:
• «Осенние деревья»
• Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»
• «Что нам осень подарила»
Рисование:
• «Нарядные грибочки»
• «Золотая осень» (пейзаж)
Лепка
• «Деревья осеннего леса»
• «Овощи»
• «Грибочки»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень».
Рисовани
Самостоятельная ССамостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Ветка рябины»
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Наш участок осенью»
«Деревья осенью»
Иллюстрирование книжки – малышки «Осень бродит по дорожке…»
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Самостоятельная музыкальная деятельность:
«Сочини песню об осени»
«Сыграй песенку дождя»
Досуги, развлечения:
«Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень»
• «Осенний праздник»
• «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени)
Физическое
Развитие.
Физкультура. Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Съедобное — несъедобное!»
«Я знаю 5 названий!»
«Осенние листочки»
«Вороны и собачка!»
«Перелёт птиц»
«Гуси – лебеди»
Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»
Физкультминутки:
«Клён»
— Ветер тихо клён качает,
Вправо-влево наклоняет:
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
«Листопад»
— Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
— Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
ТЕМА «ОСЕНЬ»
Занятие «Осенний лес».
Цели: образовательные – обучать детей умению вслушиваться в звуки осеннего леса и рассказать об услышанном, используя определения и эпитеты; обогащение эмоционально – чувственной и познавательной сферы детей через установление простейших сезонных закономерностей в явления живой и неживой природы;
коррекционные: развитие умения детей использовать непосредственный опыт для решения речевых логических задач на тему осени; развитие зрительной и слуховой чувствительности;
Воспитательные: воспитание интереса и бережного отношения к природе, пробуждение чувственного отношения к красоте осенней природы; воспитание любознательности, внимания.
Оборудование: мольберт; картинки с изображением леса, дерева, лесных ягод, грибов; природный материал (шишки, пластилин; магнитофонная запись отрывка из произведения П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия:
Организация занятия.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём».
Дети: Это лес.
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо. Посмотрите, весь конверт в разноцветных листьях. Это письмо от лесных жителей. Мы его прочитаем, но сначала отгадайте ещё одну загадку:
«Пришла без красок и без кисти,
Разукрасила все листья».
Отгадайте, о каком времени года эта загадка?
Дети: Это осень.
Воспитатель: Когда наступает осень? Чем она отличается от лета?
Ответы детей
Воспитатель: Когда я смотрю на осенний лес, то вспоминаю вот такие строчки:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец,и золото одетые леса…»
Так увидел осень поэт А. С. Пушкин. Вот и мы отправимся в осенний лес, но с начало прочитаем письмо – загадку от лесного жителя.
«Гонит осень в небе тучки,
Пляшут листья на дворе.
Гриб, надетый на колючки,
Я тащу к своей норе».
Дети: Это ёжик.
Воспитатель: Ёжик просит прети к нему на помощь, он не успевает один готовить запасы на зиму. Давайте возьмём шишки, пластилин и слепим ему помощников – ежат.
Дети лепят ёжиков из шишек и пластилина.
2. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь ёжик со своими помощниками справиться быстро, успеют к зиме запастись.
А теперь пусть ваши пальчики немного отдохнут.
«Раз, два, три, четыре, пять, - Пальчики обеих рук «здороваются»
В лес идём мы погулять - Обе руки «идут» указательным и среднем пальцами
по столу.
За черникой, за брусникой - Загибают пальчики, начиная с большого.
За клюквой, за калиной.
И грибочки мы найдём
И домой всё отнесём»
3. Подвижная игра. «Мы идём дорожками».
Воспитатель: Ребята, давайте с вами отправимся в осенний лес. Но прежде чем отправиться в путь, вспомним, чего нельзя делать в лесу.
Дети: шуметь, рубить деревья, разводить костры, мусорить.
Воспитатель: Вставайте в кружок.
Дети встают в кружок, берутся за руки, двигаются по кругу и вместе с воспитателем произносят слова.
«Мы идём дорожками, - двигаются по часовой стрелке.
Мы идём тропинками.
Мы идём с лукошками, - дети двигаются против часовой стрелки.
Мы идём с корзинками
Ручеёк по дорожке - идут на носочках, руки на поясе.
Перейдём.
На лесную полянку мы придём».
Вот мы с вами в осеннем лесу. Здесь столько звуков! Вот подул лёгкий игривый ветерок (дети слегка дуют, листья шелестят (дети произносят звук «ш»). Давайте ещё прислушаемся (дети прислушиваются). А может вам услышать звуки осени поможет вот это стихотворение:
«В тишине лесной глуши
Шёпот к Шороху спешит.
Шёпот к Шороху спешит
Шё пот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу:
Шу – шу – шу да ши – ши – ши… (В. Суслов)
4. Игра «Отдохнём под музыку».
Воспитатель: Ребята, где мы можем услышать звуки леса? Поможет нам П. И. Чайковский. Он написал музыку «Осенние песни». Давайте послушаем.
Дети садятся на ковёр, закрывают глаза, представляют картину осеннего леса.
Воспитатель: Ребята, чем пахнет в осеннем лесу?
Дети: Грибами, ягодами, листьями, сыростью.
Воспитатель: Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
5. Речь с движением:
«Из лесу мы идё м:
Поднимаем ноги выше
Через кустики, пенёчки,
Через веточки и кочки…»
6. Итог занятия.
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали об осеннем лесе. Давайте будим беречь наш лес. А пока мы с вами были в лесу, ёжик прислал нам угощения.
Дети: Спасибо ёжик.
Приложение№1.
1. Беседа об осени
ЦЕЛЬ:
расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
2. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ:
упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
4. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
5. Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах
6. Пересказ произведения Я. Тайца «По грибы»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе
7. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
8. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
ЦЕЛЬ:
учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
9. Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ:
учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
10. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
11. Составление описательного рассказа по схеме: «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
12. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ:
продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Приложение №2
Рекомендации родителям.
Дорогие наши мамы и папы!
Просим Вас:
- Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
- выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
- рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
- погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
- составить букет из осенних листьев (для дома)
- посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
- сходить в лес за грибами;
- заучить приметы и загадки об осени;
- почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
- собрать семена разных растений;
- прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
- сделать фотографию со своим ребё нком на тему: «Осенние деньки»;
- сделать поделки из природного материала;
Приложение №3
Е. Трутнева «Осень»;
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое
У берёзки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды.
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
А. С. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А. Фет
Задрожали листы, облетая,
Тучи неба закрыли красу,
С поля буря ворвавшися злая
Рвет и мечет и воет в лесу.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна.
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна.
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
Е. Трутневой «Листопад»
Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки - невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло.
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят.
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад
И. Бунина «Лес, точно терем расписной»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
К. Бальмонта «Веселая осень»
Щебетанье воробьев,
Тонкий свист синиц.
За громадой облаков
Больше нет зарниц.
Громы умерли на дне
Голубых небес.
Весь в пурпуровом огне
Золотистый лес.
Ветер быстрый пробежал,
Колыхнул парчу.
Цвет рябины алым стал,
Песнь поет лучу.
В грезе красочной я длю
Звонкую струну.
Осень, я тебя люблю,
Так же, как Весну. А. Плещеев «Осенняя песенка»
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
М. Ивенсен «Падают, падают листья»
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем,
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осеннним грибом
«Лежебока рыжий кот»
Лежебока рыжий кот
отлежал себе живот.
Кушать хочется,
но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет -
может миска приползет?.
С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А. Плещеев «Скучная картина»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
К. Бальмонта «Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
А. Толстой «Осень»
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю.
В. Сутеев «Под грибом»
Как-то застал Муравья сильный дождь.
Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.
А дождь идёт всё сильнее и сильнее.
Ползё т к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.
А дождь ещё сильнее идёт.
Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. — Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт.
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится. — Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — Муравей задумался и говорит:
— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то.
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?
Список использованной литературы :
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В Солнцева и др. - СПб. ;ООО «Издательство «Детство-пресс», Издательство РГПУ им. А. И Герцена, 2014, - 321 с.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008
5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009
6. .Швайко Г. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
7. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009
8. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
9. Представлены фотографии из личного архива автора.