Мордвинкова Юлия
Проект «Осень, осень в гости просим!» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно – творческий.
Тип проекта : групповой, краткосрочный.
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Время проведения: 26 октября по 30 октября 2020 г.
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
Публикация «Проект „Осень, осень в гости просим!“ для средней группы» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта :
• формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
• воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
• развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;
• охранять и укреплять здоровье детей;
• расширять представления детей о деревьях и кустарниках;
• развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений;
• пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты»;
• воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой;
• привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей задачи.
Предполагаемый результат:
• расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
• пополнится словарный запас;
• дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
• сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Подготовительный этап:
1. Определение темы, постановка цели и задач.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материалов для творческого труда.
6. Подбор дидактических игр.
7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Основной этап.
На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень, осень в гости просим!».
Наблюдения.
Цикл наблюдений (за деревьями и кустарниками на участке и территории детского сада, за клумбой, за птицами, за насекомыми, экологическая прогулка, экскурсия с родителями в лес.
Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь. Любоваться красотой природы родного города.
Выполнение проекта :
Образовательные области программы Виды детской деятельности
Познавательное развитие Ознакомление с окружающим - беседы по темам: «Что мы знаем про осень», «Перелетные птицы», «Что нам осень принесла?», «Витамины с грядки», «Листопад», «Растительный и животный мир осенью», «Правила поведения в лесу», «Осень – волшебница», «Природа родного края».
Упражнение ФЭМП: «Пересчитай листики», «Каких грибков больше?», «Чего больше – фруктов или овощей».
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций об осени.
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за цветником
- за перелетными птицами
- за насекомыми
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Найди с какого дерева листок».
Речевое развитие
Рассказывание по темам: «Что я видел в парке», «Мы гуляли на участке». Рассматривание альбома «Дары леса»», рассматривание сюжетных картинок по теме «Осень»
Словесные игры: «Один – много», «Хорошо – плохо», «Подбери признак», «Назови ласково», «Опиши словами осень», «Осень в лесу», «Во саду ли, в огороде».
Игры с речевым сопровождением: «Листья», «Дождик»
Работа в уголке природы – рассматривание иллюстраций осенней природы, обсуждение примет ранней и поздней осени, закрепление понятия «золотая» осень. Упражнение детей в составлении предложений об осени из нескольких слов и сложных предложений.
Пальчиковые игры: «Паучок», «Капуста», «Дождик».
Дыхательные упражнения.
• «Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.
• «Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
• «Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.
Разучивание пословиц отгадывание загадок про осень.
Чтение художественной литературы:
• И. Суриков «Осень, осень в гости просим!»
• Ю. Тувим «Овощи»,
• Н. Сладков «Осень на пороге»,
• Г. Снигерев «Как птицы и звери к осени готовятся»,
• В. Сутеев «Под грибом»,
• Г. Юдин «Как варить компот»,
• Р. Н. С. «Мужик и медведь»,
• А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,
• А. Барто «Осенью»,
• А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»
• К. Бальмонт «Осень».
• Л. Толстой «Дуб и орешник».
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д.
Заучивание стихотворных форм про осень.
Чтение дома произведений про осень.
Социально – коммуникативное развитие С/р игры «Магазин», «Семья», «Прогулка в лесу», «Всей семьёй в парк», «Убираем огород».
Игра – драматизация по сказке «Репка», «Под грибом».
Настольные игры: домино «Овощи – фрукты», «Лото», «Времена года», «Ягоды – фрукты», «Деревья – кустарники».
Д/игра «Что где растет», «Какое время года», «Овощи и фрукты», «Что изменилось?», «Что за птица?», «С какого дерева листок», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Что дерево рассказывает о себе», «Чей детеныш», «С какой ветки эти детки?».
Работа по составлению разрезных картинок из 4 – 8 частей по теме «Осенний урожай» и «Времена года»
Труд:
• Уборка опавшей листвы на участке, уборка клумбы.
• Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, каштаны, желуди, листочки для гербария).
• Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
• Сбор семян цветов.
Беседы по ОБЖ.
• «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
• «Как вести себя в лесу».
• «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование - «Яблоки на дереве», «Золотая осень», «Осенние деревья», «Осенние листья».
Аппликация: «Яблоня осенью», «Осенний ковер», «Грибочки».
Лепка: «Большие и маленькие морковки», «Ёжик», «Яблоки», «Грибы».
Раскраски: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осенью» и др.
Пластилинография: «Осенний листок», «Грибок».
Самостоятельно-художественная деятельность.
Физическое развитие
(здоровье) П/ и: «Гуси – лебеди», «Огуречик – огуречик», «У медведя во бору», «Листопад», «Раз, два, три – к дереву беги!»
Беседа «Прогулка для здоровья»
Пальчиковая гимнастика: «Осень», «Осенние листья», «Вышел дождик погулять», «1,2,3,4,5, в лес идем гулять», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Мы капусту рубим – рубим…», «Осенний букет»
Физкультминутки.
«Клён», «Листопад», «Грибы».
Хороводные игры.
• «Что нам осень принесла».
• «Огородная - хороводная».
Взаимодействие с семьей Сбор фотографий на осеннюю тематику
Распечатка раскрасок по теме «Осень»
Участие в выставке рисунков «Осень золотая»
Консультации для родителей «Воспитание у детей любви к родной природе», «Золотая осень», «Осенняя прогулка», «Осенние забавы», «Осень без простуды», «Учите детей наблюдать»
Папка – передвижка «Осень»
Совместные прогулки по улицам, наблюдения за изменениями в природе, экскурсия в лес, сбор природного материала для поделок.
Изготовление поделок из природного материала.
Заключительный этап.
Подведение итогов: выставка детских работ «Осенняя фантазия», выставка поделок из природного материала, фотоколлаж «Осень, осень в гости просим».
Результаты проектной деятельности :
• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
• на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой и словарный запас;
• укрепилось представление о необходимости бережного отношения к природе;
• большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.