Анна Хохлова
Проект «Огород на даче дядюшки Матвея»
▼ Скачать + Заказать документы
Поисково-исследовательский проект
по экспериментально-исследовательской деятельности
«Огород на даче дядюшки Матвея»
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий, групповой
Длительность: краткосрочный (апрель -май 2021 г.)
Участники: дети подготовительной группы «Пчелки» 6-7 лет, педагоги, родители
Форма проведения: групповой
Актуальность:
Публикация «Проект „Огород на даче дядюшки Матвея“» размещена в разделах
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Проектная идея : Вместе с родителями, педагогами и детьми создать в группе детского сада огород на окне.
Руководитель проекта : Хохлова Анна Алексеевна – воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель проекта : формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитания у детей любви к природе, создания в группе огорода на подоконнике.
Задачи проекта :
• Обогащение и расширение представлений детей о растениях, учить ухаживать за ними в комнатных условиях.
• Выяснить, что нужно растениям для роста и развития? (обогащать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений). Способы выращивания.
• Развивать интерес к развитию и росту растений.
• Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счёт сказок, стихов, экологических игр.
• Развивать связную речь через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.
• Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
• Воспитывать любознательность и наблюдательность. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
Ожидаемые результаты.
1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, цветочную рассаду, рассаду томатов, перца, прорастим расточки у клубней картошки, семена огурцов. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста. Дети научаться наблюдать и делать первые выводы.
Методы проекта :
• игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
• словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки,;
• практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
• наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
•Повысить компетентность родителей по теме проекта;
•Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Продукты:
1. Дневник наблюдений за ростом рассады
2. Картотека алгоритмов посадки и рассадки и ухода за ней
3. Картотека экспериментов «Веселая фасолька»
4. Создание «Огорода на окне».
5. Создание мини-проектов об овощах.
Этапы реализации проекта. Подготовительно- проектировочный этап
05.04.2021 г. -09.04.2021г.
Определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, Определение цели и задач проекта, сбор информационного, наглядного и технического материала, сбор информации, материалов по теме; организация предметно- развивающей среды; создание условий для организации работы в «огороде на окне», закупка семян, оборудования для огорода на окне, составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Создание огорода на окне.
Практический этап 12.04. 2021 г. -07. 05. 2021 г.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Закрепление знаний детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике; формирование представления о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода; воспитание желания ухаживать за растениями; проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение, отгадывание загадок и т. д.).
Обобщающе-результативный этап 11. 05. 2021г. -14. 05. 2021г.
Защита проектов о растениях.
Высадка рассады на грядку в огороде.
Работа с родителями:
1. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
2. Подбор информации, иллюстраций стихов, загадок, пословиц, потешек для оформления проектных работ про овощи.
3. Консультация для родителей «Огород на окне».
4. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне, в творческом оформлении.
5. Совместная высадка рассады на огороде детского сада.
Материал и оборудование для оформления огорода на окне :
• Семена культурных растений – цветов: бархатцы, цинния, агератум, сальвия.
• Семена огородных растений : укроп, петрушка, салат, томаты, огурцы, кукуруза, семечки подсолнуха, клубни картофеля.
• Земля, контейнеры для посадки, лейка.
• Заборчик, творческое оформление огорода на окне.
Реализация проекта
Познавательное развитие
Рассматривание образцов семян овощей.
Цель: Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
Рассматривание алгоритма посадки, роста и ухода за растениями. Цель: Познакомить детей с алгоритмом роста и ухода за растениями.
Рассматривание дневника наблюдений за ростом рассады.
Цель: познакомить с дневником наблюдений за ростом рассады.
Просмотр презентации «Рост и развитие растений»
Цель: пополнить знания об особенностях роста и развития растений.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях
«Что растет на огороде»
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Эксперимент «Какая земля».
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется.
Эксперимент: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Эксперимент: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Эксперимент: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Эксперимент: «Пробуждение фасоли».
Цель: выяснить, как влияет вода на сухое семя фасоли.
Эксперимент: «Ты фасолька, не зевай, на весы скорей вставай».
Цель: определение веса пробудившегося семени фасоли, после насыщения её водой.
Эксперимент: «Фасолька разбухала, глубоко она вздыхала».
Цель: выяснить в ходе эксперимента, нужен ли воздух для семян фасоли.
Эксперимент: «Эй фасолька, не робей, прорастай у нас скорей».
Цель: выяснить какое семя быстрее прорастёт, сухое или пророщенное.
Эксперимент: «Эйфасолька выбирай, там где лучше прорастай».
Цель: выяснить в каком грунте условия для прорастания фасоли будут более благоприятными.
Эксперимент: «Фасолька развивайся, водицей напивайся».
Цель: выяснить тот факт, что растение фасоли действительно поглощает воду.
Эксперимент: «Фасольке всегда, нужна свежая вода».
Цель: выявить степень влияние водного полива на растение фасоли.
Эксперимент: «Фасольке хорошо, когда уютно и тепло».
Цель: выявить степень влияния температурного режима группы на всходы фасоли.
Эксперимент: «Без света - беда, а со светом - красота».
Цель: выявить степень влияния режима освещённости на всходы фасоли.
Художественно - эстетическое развитие
СДВД область «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) Раскрашивание изображений овощей цветными карандашами.
Цель: закрепление формы, цвета овощей, умений техники раскрашивания
цветными карандашами.
Чтение р. н. с. «Репка». Цель: формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь, развивать артикуляцию, речь, внимание и память.
Чтение р. н. с. «Вершки и корешки».
Цель: формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь, развивать артикуляцию, речь, внимание и память.
Чтение бел. Сказки «Пых».
Цель: формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь, развивать артикуляцию, речь, внимание и память.
Чтение Ю Тувима «Овощи».
Цель: продолжать способствовать формированию интереса к литературе расширение представлений о выращивании овощных культур.
Чтение И. Токмаковой «Купите лук»
Цель: продолжать способствовать формированию интереса к литературе расширение представлений о выращивании овощных культур.
Чтение Э. Мошковской «Чужая морковь»
Цель: продолжать способствовать формированию интереса к литературе расширение представлений о выращивании овощных культур.
Чтение Н. Егоров «Редиска, тыква, морковка».
Цель: продолжать способствовать формированию интереса к литературе расширение представлений о выращивании овощных культур.
Слушание детских песен: «Урожай собирай», «Урожай созрел», «На машине, на машине, едет с поля урожай», «Огуречик, огуречик», «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку».
Просмотр м/ф «Веселый огород»
Речевое развитие
Беседа «Что мы знаем об овощах». Цель: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах. Научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
Беседа «Труд овощеводов и садоводов». Цель: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Беседа «Что необходимо для роста растений?»
Цель: Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Беседа «Все начинается с семечка».
Цель: уточнить представление о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена некоторых растений, отличать их друг от друга.
Беседа «Наш огород на окне».
Цель: расширять представления детей о саде и огороде; обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
привлечь к работе как можно больше детей.
Отгадывание загадок об овощах.
Цель: научить отгадывать описательные загадки, закрепить знания о характерных признаках овощей, воспитывать усидчивость, умение внимательно слушать и понимать смысл услышанного.
Защита проектов об овощах.
Цель: создать условия для творческой самореализации, учить обрабатывать и усваивать информацию, обосновывать ее и представлять результаты своей работы.
Социально – коммуникативное развитие
Практическая деятельность
«Посадка огорода на окне»
Цель: развивать умение планировать процесс посадки огородных культур, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать познавательный интерес и желание ухаживать за посадками. Вызвать желание помогать взрослым.
Практическая деятельность
«Творческое оформление огорода на окне»
Цель: воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
Практическая деятельность
«Выращивание рассады»
Цель: продолжать формировать навыки ухода за растениями.
Труд в уголке природы
«Работа на огороде в группе».
Цель: продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).
Труд в уголке природы
«Уход за рассадой» (полив, рыхление, прореживание).
Цель: учить ухаживать за растениями.
Труд в уголке природы
«Высадка окрепшей рассады на участке и территории детского сада»
Цель: учить детей оказывать посильную помощь взрослым.
Дидактическая игра
«Вершки и корешки»
Цель: Закреплять знания детей о растениях и плодах.
Дидактическая игра
«Что сначала, что потом»
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Дидактическая игра «Подбери пару»
Цель: научить детей сравнивать предметы по форме, размеру, цвету и назначению; приучить их сообща выполнять задание.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Цель: научить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению, развить быстроту мышления, слуховое внимание.
Сюжетно – ролевая игра
«Овощной магазин»
Цель: создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.
Сюжетно – ролевая игра
«На даче»
Цель: создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.
Сюжетно – ролевая игра
«Повара»
Цель: создать положительно – эмоциональный настрой и хорошее настроение у детей.
Физическое развитие
Комплекс утренней гимнастики «Урожай»
Пальчиковая игра «Приглашаем в огород»
Цель: развитие мелкой и общей моторики
Пальчиковая игра «Морковка»
Цель: развитие мелкой и общей моторики
Пальчиковая игра
«Капуста»
Цель: развитие мелкой и общей моторики
Пальчиковая игра
«Картошка»
Цель: развитие мелкой и общей моторики
Пальчиковая игра
«Щи-талочка»
Цель: развитие мелкой и общей моторики
Подвижная игра
«Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Подвижная игра
«Мышкины запасы»
Цель: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь.
Подвижная игра
«Помидор в руке»
Цель: организация детского досуга.
Подвижная игра
«Зайка и капуста»
Цель: организация детского досуга.
Подвижная игра
«Кабачок»
Цель: организация детского досуга.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети:
1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили
необходимые условия для роста растений.
4. Дети увидели многообразие посевного материала.
5. Дети стали бережно относится к растительному миру.
6. В группе был создан огород на окне.
7. Дети стали более уважительно относится к труду.
Родители.
1. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
2. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Выводы:
На основании этих результатов можно сделать вывод, что уровень интереса детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список литературы
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева. Н. А. Ноткина [и др. ] – Изд. 3-е перераб. - Спб: Детство-Пресс, 2007.
2. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З. А. Михайловой. – Спб, 1997
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : Книга для воспитателей детского сада/А. К Бондаренко – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1991. С. 90-121
4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология [Текст] : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – С. 29.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию [Текст] : Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста/ О. А. Воронкевич – Спб: Детство-ПРЕСС, 2003. -336 с.
6. Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О. Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст] : Книга для воспитателей детского сада/ С. Н. Николаева – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 208 с.
8. Николаева, С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С. Н. Николаева. И. А. Комарова. – М. : Гном и Д., 2005.
9. …Швайко, Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. С. Швайко – М. : ВЛАДОС, 2000. – 160с