Ирина Куликова
Проект «О чем расскажет волшебное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта :
- дети и родители старшей группы
Тип проекта : групповой (участники — дети, родители, воспитатели).
- долгосрочный (сентябрь 2020 – апрель 2021 г.)
Вид проекта : информационный, творческий
Содержание
1. Введение
2. Содержание проблемы и необходимость решения ее проектным методом.
3. Постановка цели и задач
4. Система проектных мероприятий
5. Ресурсное обеспечение
Публикация «Проект „О чем расскажет волшебное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
6. Оценка эффективности реализации проекта
7. Ожидаемый результат
8 Результат
9. Програмно-методическое обеспечение
Проект «О чем расскажет Волшебное дерево» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации: сентябрь 2020 год – апрель 2021 год
Деятельность по реализации проекта предусматривает вовлечение всех участников образовательных отношений (педагог-дети-родитель).
Направление по реализации проекта : экологическое, творческое
Целевые ориентиры:
-Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, бережное отношение к природе
-Расширять знания о временах года, о живой природе родного края
-Рассказывать детям о правилах поведения в природе
-Знакомить с добрыми делами и поступками своих сверстников
Новизна проекта :
- создание наглядно-дидактического пособия совместно с родителями «Волшебное дерево» по временам года (Осень, Зима, Весна, Лето)
-создание с родителями и детьми комплектов наглядного материала по временам года
-использование наглядно-дидактического пособия во всех видах детской деятельности
-Использование ИКТ презентации о методах и приемах использования собственных
материалов
-Оформление наглядного, информационного материала, обогащение предметно-развивающей среды, создание видео копилок на тему «Давайте все делать как мы»
_Акция «Сделал доброе дело, иди вперед смело»
-Презентация видеороликов на тему «Давайте все делать, как мы»
ВВЕДЕНИЕ
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Только такой человек может быть защитником природы родного края. Этот проект, включает в себя творчество детей, родителей, педагогов. Разные мероприятия в проектной деятельности, направлены не только на создание условий для формирования представлений детей о временах года, но так же призваны дать детям возможность отразить свои представления в разных видах деятельности. Родители убеждаются о значимости общих дел, добрых поступков.
Идея проекта такова : на основе информационной и творческой деятельности совместно с родителями развивать желание детей не только узнать о временах года, о природе родного края, о животном мире родного края, но и совершать добрые поступки и добрые дела по отношению к живой и неживой природе.
Проект предполагает интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, в соответствии с ФГОС
Д О. Реализация данного проекта способствует формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, развивает познавательный интерес к миру природы, любовь к природе, стремление заботится о ней и беречь ее.
2. Содержание проблемы и необходимость решения ее проектным методом.
Для детей старшего дошкольного возраста необычайно эффективным и действенным методом обучения являются интерактивная игра, а также наглядно дидактические пособия, сделанные руками родителей и детей. Это позволяет более интересно и продуктивно рассказать детям об окружающем мире, взаимодействовать друг с другом для достижения конечной цели.
Через проектную деятельность, решено было родителям доказать, что словесные методы на детей дошкольного возраста не действенны, им нужна наглядность, практические навыки, а это значит, появилась идея идти вместе с детьми и родителями, творить добро, развивая и воспитывая детей, реализуя разработанные мероприятия в проекте. В сентябре дети пришли в новую старшую группу, которая у нас в детском саду называется «Пчелка». Познакомились с новой средой, игрушками и играми. Новым было и поступление новеньких детей.
На первом же этапе, очевидным стало, какой у детей интерес к новому пособию, какое желание дополнять его новыми материалами с учетом времени года.
Новизна проекта : использование различных форм работы с детьми и родителями, использование ИКТ.
3. Постановка цели и задач
Цель проекта :
Формирование представлений об окружающем мире родного края, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человека через знакомство с новым настенным дидактическим пособием «Волшебное дерево». Приобщение детей к выполнению хороших поступков, бережного отношения к живой природе.
Задачи проекта :
-Закреплять знания детей о характерных признаках времен года,
-Закреплять знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных и зимующих птицах, раннецветущих растениях.
-Формировать умение отвечать на вопросы, отгадывать загадки.
-Активизировать познавательную активность
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности через реализацию проекта «О чем расскажет Волшебное дерево»
-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада, установлению в семье правил, норм поведения, бережного отношения к окружающему миру
Особенность проекта заключается в том, что вместе с семьей мы не только познаем,
осваиваем новое, но и трудимся, создаем новое, интересное, доступное, эффективное, совершаем добрые дела и добрые поступки. Работаем в одной команде «Воспитатели - дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.
Ожидаемый результат.
-За время реализации проекта планируется повысить уровень знаний детей о временах года
- Дети будут знать об особенностях каждого времени года, о разных видах деревьев, о животных и птицах родного края
-Дети узнают, почему нужно беречь природу, как ее сохранять. Научатся составлять правила поведения в природе.
4. Система проектных мероприятий в рамках проекта
«О чем расскажет Волшебное дерево»
Работа с детьми
№ Содержание работы
ентябрь 2020 Подготовительный этап
1 неделя Обоснование актуальности, постановка проблемы, постановка целей, задач работы, составление плана реализации проекта «О чем расскажет волшебное дерево»
2 неделя Составление плана реализации проектов
Сбор и систематизация информации.
Проведение родительское собрание на тему «Воспитание бережного отношения к природе»
- анкетирование родителей «Природа родного края»
Подбор фотографий, выставка фотографий
Составление ИКТ презентаций о животном и растительном мире родного поселка
Создание странички для книги «Добрые дела»
Подбор видеороликов, ИКТ презентаций о добрых делах и поступках
Создание развивающей среды: изготовление дерева, изготовление комплектов дидактического материала по временам года (Осень, Зима, Весна, Лето (основной материал – фетр)
Составление правил бережного отношения к природе родного края
Основной этап сентябрь 2020год – май 2021 год
Содержание работы с детьми
Реализация проекта «О чем расскажет Волшебное дерево»
Волшебное дерево «Осень"
Срок Мероприятие Цель
Сентябрь
Игровое упражнение «Что такое дерево» Обращать внимание детей на особенности строения дерева (Ствол, ветви, листья)
Игра «1.2.3. к названному дереву беги» Формирование знаний о разных деревьях, растущих на нашем участке, береза, дуб, елка, клен)
НОД «Беседа «Осень наступила» Цель: Расширять знания о признаках осени (листья желтеют и опадают, часто идут дожди, солнце светит, но мало греет, звери готовятся к зиме, улетают перелетные птицы)
Выставка «Дары осени» Цель: Вызвать желание участвовать в проекте, изготавливать поделки
Беседа «Волшебное дерево»
Цель: обратить внимание на стену, на котором дерево. Дать возможность подумать, какое это может быть дерево, чем отличаются деревья
НОД
«Наряди дерево»
Формировать знания и умения различать деревья. Выбрать листочки для осеннего дерева и нарядить.
Игра-ситуация
«Дерево - живая природа»
Дидактическая игра
«Сосчитаем листочки»
Дать детям понятие, что деревья живые, они приносят пользу
Цель: Развивать интерес к новому пособию в группе. Закреплять умение считать до 10.
октябрь Игра «Ранка на дереве»
Поощрять попытки детей пожалеть дерево, закрыть ранку.
Разучивание физкультминутки
«Мы - листики осенние»
Цель: Продолжать использовать Волшебное дерево для игровой деятельности. (Дети снимают листочки и выполняют движения, согласно тексту.
НОД «Перелетные птицы» Цель: Найти на дереве перелетных птиц, правильно их назвать и рассказать, почему они улетают
Взаимодействие с родителями
- анкетирование родителей «Что знает ваш ребенок о деревьях?»
-Демонстрация ИКТ презентаций «Деревья нашего участка в разное время года
-Практикум «Как помочь дереву?»
ноябрь
Рассматривание
Волшебного дерева
Цель: Предложить рассказать о животных, которые спрятались около дерева. Цель: развитие связной речи, любознательности
НОД «Звери меняют шубки»
Развивать речь, мышление.
НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты»
Расширять представления о дарах осени. Вызвать желание участвовать в оформлении Волшебного дерева с разными фруктами.
Лепка «Угощения для любимых
Прививать любовь и заботу к близким, развивать моторику.
Дидактическая игра «В гостях»
Продолжать знакомить с новыми элементами пособия (еж, медведь). Закрепить представления о жизни диких животных. Обратить внимание, что у ежа на иголках. Воспитывать доброту, желание приносить радость.
НОД Лепка «Еж» Цель: учить применять навыки, полученные на занятиях
НОД «Волшебное дерево с птицами»
Цель: Расширять представления о перелетных птицах
Содержание работы с детьми
Волшебное дерево «Зима»
Срок Мероприятие Цель
Декабрь Дидактическая игра «Повесим снежинки»
НОД» Что такое снег?» Закрепить понятия о снеге, снежинках, снегопаде, метели.
НОД «Помощники природы»
Цель: Обратить внимание на сугроб около дерева. Расширять знания о деревьях, желание укрыть корни снегом.
Рассматривание сюжетных картинок на дереве. Дидактическая игра: «Хорошо – плохо»
Цель: Формировать представление о правилах поведения в природе (не ломать веточки, не стрелять в птиц, не разорять кормушки).
январь Дидактические и словесные игры:
«Дерево добра», «Доброе животное» Цель: Воспитывать желание помогать сверстнику, играть вместе, уступать, жалеть.
Февраль
НОД Рисование «Волшебное дерево с зимующими птицами». Цель: Учить отражать полученные представления в рисунках.
Игровая ситуация «Я помогаю птицам вместе с папой»
Выставка кормушек.
Цель: Продолжать воспитывать желание помогать взрослым, испытывать радость от сделанного
Цель: Поощрить активных детей и родителей в изготовлении кормушек.
Март
Апрель-май
Содержание работы с детьми
«Волшебное дерево Весна»
Беседа «Волшебное дерево проснулось»
НОД. «Будь добрым»
Цель: Уточнить признаки весны (набухают почки, бегут ручьи, расцветают первые цветы).
Цель: Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость. Нельзя много рвать цветов, топтать.
Просмотр ИКТ презентация «Первоцветы» Побуждение к добрым делам и поступкам
Рассматривание альбомов «Добрые руки» Побуждение к добрым делам и поступкам
Физкультминутка «Медвежата проснулись»
Чтение рассказа «Купание медвежат»
Волшебное дерево «Лето»
Июнь
Июль
Август
НОД «Лето пришло, всем радость принесло» Практическая мастерская: «Подари цветочек воспитателям» : Учить приклеивать детали цветка вместе, дарить, проговаривая подарок; поднять настроение детям и воспитателям других групп.
АКЦИЯ «Соберем мусор»
Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость. Планета нуждается в помощниках.
Просмотр ИКТ презентация «Убери мусор в разные контейнеры» Побуждение к добрым делам и поступкам. Закрепление знаний о разных видах мусора
Рассматривание альбомов «Добрые руки»
Побуждение к добрым делам и поступкам
Взаимодействие с родителями
Оформление семейных альбомов родителями: «Я и природа»,
Семейная выставка поделок «Дары осени»
Видеоролик «Презентация своих добрых дел для природы»
Видеоролик «Как я ухаживаю за животными»
Выставка материалов для Волшебного дерева «Умелые руки не знают скуки»
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании бережного отношения к природе ребенка дошкольного возраста»
Копилка советов для родителей «Как предотвратить проблему?»
-Открытие практической мастерской:
-изготовление материалов для дидактического пособия
-изготовление кормушек для птиц
- -Оформление альбома «Защитники природы»
- Акции: «Сделал доброе дело, гуляй смело», «Собери мусор»
Знаю правила как беречь природу
-Оформление альбома «Я природу защищаю, правила всем сообщаю»
-Оформление альбома : «Я и мое доброе дело в детском саду и дома»
Презентация наглядно дидактического пособия «Волшебное дерево» для
родителей, педагогов района
5. Соответствие проектных мероприятий в разделе «воспитанники» формам работы с детьми в соответствии с ФГОС Д О.
Проект предполагает тесную работу с родителями, их участие в образовательных областях: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие в соответствии с ФГОС Д О. Основные формы работы с детьми: беседы, НОД, акции, праздники, выставки детских работ.
Принципы построения проекта :
- принцип последовательности и регулярности в работе над проектом;
- принцип доступности: вхождение в проблемную ситуацию, доступную для понимания детьми и с опорой на их личный опыт;
- принцип индивидуального подхода: создание атмосферы сотворчества с ребенком с учетом индивидуальных, возрастных и типологических особенностей ребенка;
- принцип эстетической организации предметно пространственной развивающей среды: обеспечение эмоционального благополучия и комфорта каждому ребенку;
- принцип сотрудничества с семьей: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
5. Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо следующее ресурсное обеспечение:
1. Планирование – изготовление наглядно дидактического пособия «Волшебное дерево», разработка конспектов ОД, ИКТ презентаций, наглядно-демонстрационного материала
2. Кадровые ресурсы: воспитатель,, подменный воспитатель, музыкальный руководитель
3. Создание соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.
-настенное наглядно дидактическое пособие «Волшебное дерево»
- уголок книги
- оформление уголка для родителей.
- ИКТ презентации «Мои добрые дела, «Животные и растения родного поселка»
-выставки семейных коллекций
- игровые пособия для игровых ситуаций и сюжетно – ролевых игр
4. Информационные ресурсы.
- сеть интернет.
- использование печатной продукции (советы, памятки, буклеты, информационные стенды, сайт образовательного учреждения.
6. Оценка эффективности реализации проекта!
Блок «Воспитанники»
Цели и задачи Мероприятия
1 Проанализировать уровень знаний детей 1 Беседа
2. Определить отношение и заинтересованность родителей проблемой формирования бережного отношения к природе 3 Анкетирование родителей по заявленной проблеме
3. Определить выполнение запланированных мероприятий данного проекта 4 Анализ выполненных мероприятий проектов.
Блок «Родители»
- Включенность родителей в деятельность возрастной группы.
- Участие в акциях, праздниках
-Участие в изготовлении наглядно дидактического настенного пособия «Волшебное дерево»
создание ИКТ презентаций, о природе и животных родного края видеороликов о семье и их добрых делах
7. Ожидаемый результат
• Представить собранный материал на родительском собрании и педагогическом совете
• Сохранить интерес к проектной деятельности через реализацию мероприятий
• Создание ИКТ презентаций, видеороликов «О чем расскажет Волшебное дерево», «Времена года», «Животные родного края», «Правила для добрых дел»
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Результативность:
1. В группе созданы необходимые условия воспитанию экологической культуры дошкольника, по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения на улице.
2. Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по экологическому воспитанию.
3. Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь в формировании бережного отношения к окружающему, природе.
4. У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки.
5. Активное использование нового пособия в совместной, индивидуальной работе с детьми.
Перспективы дальнейшего развития проекта
1. Постепенно в процесс сбора информации, все больше семей изъявило желание принимать участие в организации проекта. Поэтому, данный проект имеет место продолжаться, дополняя новым содержанием, новыми мероприятиями. Он будет всегда актуален, для детей старших возрастов, с усложнением задач и постановкой новой цели.
2. Имеет место и распространять опыт использования эффективных форм и методов работы с родителями в формирование первоначальных представлений у детей о бережном отношении к родной природе, нравственных чувствах и эмоциях, понятий «доброта», «экологическая культура» для повышения роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка, желание трудиться на благо родины, беречь и умножать ее богатства; уважать труд. Приобщение детей к выполнению хороших поступков в детском саду и дома.
Таким образом, особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
8. Програмно-методическое обеспечение
1. ВВ Гербова Развитие речи в детском саду 2015.-96с.
2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-80с.
3. О. А. Соломеннкова Ознакомление с природой в детском саду: Старшая группа. -Мозаика-Синтез, 2015.-64с.
4. Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности 2015.-144с.
5. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ «Сфера», 2004
6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
7. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : 2006. – 96 с. ;
8. Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М. : Просвещение, 1984.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014
10. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
11. Кочкина Н. А. Метод проектов в долшкольном образовании:Методическое пособие. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-72с.
12. Сидорова А. А. Как оргпнизовать проект с дошкольниками/-М. :ТЦ СФЕРА,2016.-128с. (Управление детским садом. (2)
Нормативно – правовое обеспечение проекта
• Конституция Российской Федерации.
• Закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30. 08. 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
• Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н. г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)
• Проект национальной образовательной стратегии «Наша новая школа»