Наталья Романова
Проект: «Насекомые малышки — наши меньшие братишки»
▼ Скачать + Заказать документы
Екатеринбургское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Семицветик» № 546 иследовательский творческий проект :
«Насекомые малышки - наши меньшие
братишки»
Составила: воспитатель средней группы
Романова Наталья Александровна
Вид, тип проекта : Групповой, долгосрочный, исследовательско - творческий.
Продолжительность проекта : 5 месяцев.
Образовательная область: познавательная (экологическое воспитание).
Публикация «Проект: „Насекомые малышки — наши меньшие братишки“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель и направление деятельности: Исследовательская деятельность по изучению жизни насекомых и значение их в экосистеме. Формирование представления у детей о насекомых в экосистеме и значение природоохранной деятельности.
Задачи проекта :
*воспитывать бережное отношение к живому. *развивать эмоциональную отзывчивость. *развивать коммуникативные навыки. *формировать навыки исследовательской деятельности. *Знать значение насекомых в природе и жизни человека.
Актуальность проблемы: Часто на прогулке весной наблюдала неординарное поведение детей по отношению насекомых. Одни дети садили жуков в коробочку. Другие просто топтали муравьёв ногами. Третьи увидев паука пугались и старались быстро его уничтожить. В беседе детьми выяснилось, что знания о значении насекомых в природе скудное. Таким образом возникла проблема: Нужны ли нам и природе насекомые? Какую пользу и вред они приносят? Таким образом, используя формы работы, как родители-дети; воспитатель-дети; воспитатель-родители и специалисты ДОУ, в этом проекте позволит сформировать представления у детей о насекомых, их пользе или вреде; любовь и бережное отношение к ним; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Краткое содержание проекта :
В рамках биологической экологии:
* Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке.
* Изучение назначение насекомых в окружающем мире, взаимосвязи в экосистеме, выявление пользы и вреда в ходе наблюдений и игр.
* Исследование строение насекомых и значение этого строения в жизни насекомых.
В рамках социальной экологии:
* Анализ поведения насекомых в природе.
* Изучение влияния деятельности человека на жизнь насекомых.
В рамках прикладной экологии:
* Отражение знаний, полученных опытным путем, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).
* Природоохранная деятельность (осуществление экологических акций и посильный труд по сохранению экологического равновесия для жизни насекомых на участке группы).
* Организация и проведение занятий и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.
Совершенствование экологической среды ДОУ:
* Сроки проведения: Апрель-Август.
* Этапы: ознакомительный (апрель-май, исследовательский трудовой (июнь-июль, продуктивно-практический (июль-август).
*Количество участников проекта : 22 ребёнка, 4 педагога ( из них 3 специалиста: музыкальный, физкультурный, изо). Родители.
* Возраст детей: 4-5 лет
Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни).
Ожидаемые результаты:
* повышение уровня экологической культуры воспитанников и родителей.
* осуществление в ДОУ образовательного процесса по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);
* формирование разных видов отношения детей к насекомым. (гуманного, эстетического, познавательного, природоохранного);
* развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — насекомым;
* развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем, родителями и специалистами ДОУ;
* освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
* развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
* успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников;
* совершенствование экологической среды ДОУ;
* пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию;
* вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
* оптимизация использования технических средств обучения;
Предварительная работа:
*поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
* знакомство с литературными произведениями: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; «Тараканище». Рассказы: В. В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала). В. Д. Берестова «Честное гусеничное», «Как найти дорогу». Михаил Фарутин «Вылечили» (о лечебных свойствах пчелиного яда, Михаил Пришвин «Голубая стрекоза». Сказки: Д. Н. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки» : «Сказка про комара Комаровича», «Сказка о том как жила последняя муха», «Сказка про козявочку». Басни: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». Нина Гали «Муравьиные истории». Михаил Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи».
*разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Паучок ползёт по ветке», «Летит комар», загадывание загадок о насекомых, словотворчество: (придумывание детьми сказок о насекомых)
* прослушивание аудиозаписи: Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
*просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Работа с родителями:
• Создание информационного уголка: «Берегите насекомых».
• Консультативные беседы по привитию интереса и бережного отношения к насекомым, заучивания стихов и чтение рассказов о насекомых дома.
• Родитель-ребё нок: создание папок с фотографиями насекомых, придумывания рассказов о насекомых, изготовление макета: «Полянка».
Взаимодействие со специалистами:
• Музыкальное развлечение: «Жучки-паучки».
• Физкультурное развлечение: «Папа, мама, я- насекомая семья».
• ИЗО: коллективная работа: «Полянка», лепка: «Паучок ползёт по ветке».
Продукт проектной деятельности : изготовление папок о насекомых, дидактические игры, фотографии, досугов, коллективная аппликация «На полянке», поделки из природного материала, выставка рисунков, изготовление макетов и презентация.
План реализации проекта :
Этап Название. Срок Цель. Задачи. Формы работы.
1. Ознакомите-льный Апрель-Май Уточнить и расширить представление детей о жизни насекомых. Развивать знания детей о насекомых. Воспитывать интерес и познание к насекомым. Обобщать и активизировать словарь. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; «Тараканище». Рассказы: В. В. Бианки «Приключение муравьишки», «Зелёный пруд», «Хвосты» (как муха себе хвост искала). В. Д. Берестова «Честное гусеничное», «Как найти дорогу». Михаил Фарутин «Вылечили» (о лечебных свойствах пчелиного яда, Михаил Пришвин «Голубая стрекоза». Сказки: Д. Н. Мамин- Сибиряк «Алёнушкины сказки» : «Сказка про комара Комаровича», «Сказка о том как жила последняя муха», «Сказка про козявочку». Басни: И. А. Крылов «Стрекоза и муравей». Нина Гали «Муравьиные истории». Михаил Пляцковский «Дневник кузнечика Кузи». разучивание стихов о насекомых «Муравьишка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковая гимнастика «Паучок ползёт по ветке», «Летит комар», загадывание загадок о насекомых, словотворчество: (придумывание детьми сказок о насекомых) прослушивание аудиозаписи: Виктор Пелевин «Жизнь насекомых», Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»; просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
2. Исследовательская трудовая Июнь-Июль Формировать понятие о насекомых, как неотъемлемой части в экосистеме. Развивать представление детей о насекомых, как части нашей жизни, значение насекомых на жизнь различных растений. Учить различать насекомых, закрепить их названия. Воспитывать умения вести себя в природе, не вредя его обитателям. Экскурсии в лес. Сбор природного материала для дальнейшей работы. Нахождение и наблюдение за насекомыми.
На участке: посадка цветов и уход за ними. Уход и бережное отношение к деревьям и кустарникам. Создания облагоприят-ных условий для жизни насекомых
Дневник наблюдений Записи наблюдения или зарисовки детей.
3. Продуктивно- практическая Уточнять и систематезировать знания о взаимосвязях леса и насекомых. Закреплять знания о взаимосвязи природы, насекомых и человека. Знакомство с понятиями: пространство, количество, размер. Учить сравнивать, повествовать, рассуждать. Рисование: коллективная работа: «Полянка».
Лепка: «Паучок ползёт по ветке. Конструирование: (аригами) : «Бабочка», «Гусеница». Выставка: «Насекомые». Создание макета: «Полянка-дом насекомых».
Изготовление игр: «Лото- насекомые». «Кто где обитает».
Музыкальное развлечение: «Жучки-паучки».
Физкультурное развлечение: «Папа, мама, я- насекомая семья».