Светлана Сомкова
Проект «Народные праздники и традиции» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Народные праздники и традиции»
(«Рождество», Святки», «Масленица»).
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность:
Участники : дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Народные праздники и традиции“ в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Проблема:
отсутствие интереса у старших дошкольников к изучению культурных традиций своего народа.
Актуальность:
Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.
К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась
в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети
быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, Масленице петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.
Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.
Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Цель:
Пробуждение интереса детей к народным праздникам и приобщение детей к ценностям русской народной культуре.
Задачи:
- Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.
- Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.
- Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.
- Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)
- Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.
- Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.
- Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Закреплять знание детей о устном народном творчестве.
Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Основная часть:
Познание.
Беседа о народных традициях и обычаях «В гостях у Василисы Премудрой».
Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник», «По одёжке встречают», «Рождество и Святки», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
Д. И «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье».
Викторина «А знаем ли мы?».
Рассматривание «Детская библия».
Коммуникация.
Беседа «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках»,
«Бабушкин сундук», «Широкая Масляница».
Составление рассказа из опыта детей «Масленичная неделя».
Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.
Постановка театрализованных представлений «Рождественские встречи», «Петрушкины посиделки», «Двенадцать месяцев».
Рассматривание картин Б. И. Кустодиев «Масленица», А. А. Соловьёва «Тройка».
Социализация.
С/р игра «Маленькие помощники», «Семья - У нас праздник», «Родной дом».
Создание альбома «Русский народный праздник».
Д. И. «Кувшин доброты».
Художественное творчество.
Лепка из солёного теста «Масленичное солнышко».
Рисование «Зимние забавы», «Открытка к празднику».
Коллективный труд - создание чучела из соломы.
Ручной труд «Рождественская звезда», изготовление рождественских подарков.
Аппликация «Библейские животные».
Безопасность.
Беседа «Правила поведения во время проведения праздника».
Физическая культура.
П. И «Гуси – лебеди», «Филип и пташка», «Палочка – выручалочка», «Заря», «Горелки», «Пчёлка и ласточка», «Молчанка», «Кто быстрее соберёт игрушки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк».
Игровые упражнения «Санный поезд», «Перетягивание каната», «Попади в цель».
Русские народные игры «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Пугало», «Весёлый бубен».
Здоровье.
Беседа «Как не заболеть во время праздника!» «Осторожно - Конфеты, шоколад и другие сладости».
Чтение художественной литературы.
К. Лукашевич «Рождественский праздник», И. Токмакова «Самая красивая звезда», О. Гурина
«Святой вечер, добрый вечер!», Л. Пальмин «Рождественская звезда», А. Фет «Стихи о Рождестве», Д. Кузнецова «Блины» .
Разучивание потешек, пословиц, скороговорок, закличек.
Создание условий для самостоятельной деятельности.
Книги и открытки по теме «Народные праздники и традиции»,
Центр продуктивных видов деятельности: подбор материалов для изготовления карнавальных масок и костюмов, бумага разных видов, карандаши, краски, пластилин, кусочки ткани и т. д.
Центр строительно - конструктивных игр: природный материал, пластилин, бросовый материал.
Взаимодействие с родителями.
Консультация «Приобщаем детей е народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках, выставка детских работ «Масленица пришла»,
Мастер – класс от родителей «Печём блины на Масленицу», Консультация «Как мы встречаем Рождество», фотовыставка «Семейные увлечения», изготовление стенда для родителей «На пороге Рождества».
Заключительная часть.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.
Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.
Приобщили родителей к использованию традиций русской, народной культуры в семейном воспитание детей.
Итоговое мероприятие «Широкая Масленица».