Наталья Виноградова
Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Н. Н. Виноградова
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Публикация «Проект „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Цель проекта : способствовать развитию речи детей через игровую деятельность.
Задачи проекта :
- активизировать и расширять словарный запас детей;
- развивать разговорную и связную речь;
- развивать коммуникативные и познавательные интересы;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.
Участники проекта :
- Дети старшего дошкольного возраста;
- воспитатели группы;
- родители;
- музыкальный руководитель.
Тип проекта : обучающий, игровой.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь 2012 – апрель 2013 г.)
Интеграция образовательных областей в данном проекте :
- физическая культура;
- здоровье;
- познание;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- труд;
- безопасность;
- социализация;
- музыка;
- художественное творчество.
Виды игр:
- Дидактические: настольно-печатные, словесные, игры с предметами.
- Сюжетно-ролевые;
- игры-драматизации, игры инсценировки;
- режиссёрские игры;
- подвижные;
- хороводные;
- музыкальные.
Этапы:
I. Подготовительный.
- определение целей и задач проекта;
- изучение необходимой литературы;
- подбор методического материала;
- разработка тематического плана для реализации проекта.
- приготовление необходимого инвентаря.
II. Практический.
- Дидактические игры: «Весёлые буковки», «Полслова за вами», «Опиши предмет», «Я знаю», «Сочини сказку о предмете», «Подружи букву» и т. д.
- Инсценировка – «Рождественская ёлочка».
Инсценирование песен: «Патока с имбирём», «Скок, скок, поскок.», «Где был Иванушка».
- Режиссё рские игры: «Инопланетный гость», «Волшебный огород».
Русские народные игры: «Ваня-прстота», «Селезень и утка», «Репка».
Игры под инструментальную музыку: «Птички и ворона» муз. А. Кравцович, «Козочки и волк» муз. из кинофильма «Звуки музыки», «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева.
- Сюжетно-ролевые игры: «парикмахерская», «шоферы», «школа», «день рождения», «буфет» и т. д.
- Художественное творчество «Рисование» : «Как мы играем». Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
- Лепка : «герои сказки «теремок»», для разыгрывания сказки. Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.
- Физическая культура: игра «Путешествие на лесную полянку» (с элементами развития речи)
III. Заключительный
Подготовка и проведение викторины «Вопрос на засыпку»
Цель: активизировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать развитию интереса к интеллектуальным играм.
Задачи:
• Развивать умение логично излагать материал, отвечать на вопросы точно, кратко, понятно.
• Формировать способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .
• Развивать смекалку, зрительную память и воображение, внимание и сообразительность.
• Формировать умения делать выводы и умозаключения.
• Воспитывать умение работать в коллективе, формировать умение выстраивать конструктивное взаимодействие.
• Прививать дружеские отношения к партнерам по игре, уважение друг к другу.
Результаты работы:
- у детей увеличился словарный запас;
- улучшилась разговорная и связная речь;
- дети научились работать в коллективе, действовать слаженно, соблюдать правила.
Вывод проекта :
Интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей и воспитателя происходит постоянное и непрерывное формирование грамматического строя речи у детей, в результате чего познаётся целостная картина мира.