Екатерина Яковлева
Проект на тему: «Азбука дорожного движения».
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема
Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему мной была организована работа в этом направлении.
Публикация «Проект на тему: „Азбука дорожного движения“,» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
Актуальность
Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств. Автомобили паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. Маленький ребенок может действовать парадоксально: услышав сигнал, испугаться и побежать или закрыть уши и зажмуриться. По статистике Госавтоинспекции за 2014 год в Чувашской Республике зарегистрировано 219 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 6 детей погибли и 213 получили ранения. Один из основных видов дорожных происшествий – наезд на пешеходов- 50 случаев по вине самих детей. По Шемуршинскому району за 2014 год зарегистрировано 4 ДТП, в результате которых 4 детей получили ранения, погибших нет. В 2015 году по этой причине в чувашской Республике зарегистрировано 26 дорожных происшествий, из них погибли 2 детей, раненных 24 детей. По Шемуршинскому району за 2015 год ДТП не совершалось. Самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов – переход проезжей части детьми вне пешеходного перехода. Рост происшествий с участием детей пешеходов приходится на малышей с момента рождения до 5 лет. Игра детей на проезжей части дороги стала причиной ДТП, в которых погибают и получают ранения дети. О чем говорят цифры? Делайте выводы.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Поэтому с дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я как воспитатель МБДОУ детского сада «Ромашка» особое внимание уделяю подготовке воспитанников к нестандартным ситуациям на дорогах. Но как? Этот вопрос мы поставили перед собой в начале работы над долгосрочным проектом «Азбука дорожного движения».
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.
Исходя из поставленной цели, в работе решаю следующие задачи: Образовательные:
• Обучать детей 5-6 лет безопасному поведению в дорожной среде
• Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах
Развивающие:
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
• Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил дорожного движения
• Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения
Воспитательные:
• Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.
По намеченным задачам, составлен план работы с детьми. Перспективный план составлен с учетом требований программы, возрастных особенностей по разделам:
1. Продуктивная деятельность – моделирования, рисования, аппликация дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.
2. Художественная литература - использование на занятиях стихов, загадок.
3. Физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток.
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Профилактическое
• Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
• Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.
• Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.
Организационное
• Обогащение предметно – развивающей среды группы.
Гипотеза:
Если дети с ранних лет поймут и усвоят Правила дорожного движения, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Основные формы работы с детьми:
•организованные формы обучения в НОД;
•совместная деятельность взрослого и ребенка;
•самостоятельная деятельность детей;
•экскурсии и наблюдения;
•ознакомление с окружающим;
•развитие речи;
•художественная литература;
•викторина, КВН по ПДД;
•конструирование;
•изобразительная деятельность;
•игра;
•встречи с инспектором ГИБДД;
•досуги и развлечения.
Модель реализации проекта :
Мною подобран методический инструментарий:
•картотека подвижных игр по ПДД;
•картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
•подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
• экскурсии, целевые прогулки по улице, к перекрестку;
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок “Дорожного движения”.
2. Наглядный материал:
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- мультимедийная картотека по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
Систематическая и последовательная деятельность позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности дошкольников и уровень их психического и физического развития, а также воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.
Ожидаемые результаты:
• сформированность навыков спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
• знание правил дорожного движения, умение применять эти знания в дорожных ситуациях
• умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
• умение свободно пользоваться дорожной лексикой : автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
• повышение знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
• инсценировка сказки «Мишка на посту» для детей младшего возраста.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
• Постановка цели и задач.
• Анкетирование родителей по теме.
• Подбор материала по Правилам дорожного движения.
• Подбор рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
• Подбор мультфильмов о правилах дорожного движения.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
• Создание картотеки дидактических игр.
• Создание картотеки подвижных игр по теме.
• Оформление настольного макета дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами.
• Подбор материала для продуктивной деятельности
Основной этап:
• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.
• Выставка детских рисунков.
• Непосредственная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
• Аппликация по теме.
• Чтение художественной литературы по теме.
• Мультимедийные презентации по ПДД.
• Акция «Зебра».
• Мастер-класс для детей
• Целевые прогулки, экскурсии.
• Создание буклетов, папки-передвижки для родителей.
• Просмотр обучающих мультфильмов по ПДД.
• Разгадывание ребусов.
Заключительный этап:
• инсценировка сказки «Мишка на посту» для детей младшего возраста.
• вручение медалей детям,
благодарственных писем родителям.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.