Наталья Куприяненко
Проект «Мы — будущие первоклассники»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы будущие первоклассники».
(подготовительная группа №7 «Солнечные лучики»).
Проект проводится в рамках тематической недели
«Мы будущие первоклассники».
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский.
Актуальность:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Л. А. Венгер.
Публикация «Проект „Мы — будущие первоклассники“» размещена в разделах
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно - трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка.
Главное, что необходимо ребёнку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определённое представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый
обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.
Причём «оценка» и «пятёрка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребёнок уверен, что будет хорошим учеником, т. к. видел, что мама купила для него всё необходимое к школе. Подобные детские надежды таят в себе большую опасность: ребёнок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Не случайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
Проект школьной направленности способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы «Солнечные лучики».
- Воспитатель:
Куприяненко Наталья Ильинична.
- Родители.
Тип проекта: краткосрочный, информационно – ориентированный.
Длительность проекта: с 28 мая – 1июня 2019г.
Цель проекта:
Формирование положительного отношения к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника».
Задачи проекта:
- Способствовать развитию интереса дошкольников к школе и учебным навыкам.
- Формировать личностную готовность детей к школе, «внутреннюю позицию школьника».
- Развивать компетентности будущих первоклассников: социально - коммуникативную, информационную.
- Осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения
со школой в вопросах преемственности.
- Проводить педагогическое просвещение родителей будущих
первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Задачи по работе с родителями:
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе.
- Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности, эмоционально - положительного отношение к школе.
- Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Этапы проекта:
I. Подготовительный.
- Постановка цели и задач, приемов,
- предварительная работа с детьми и родителями,
- выбор и подготовка оборудования и материалов.
II. Информационно – ориентированный.
- Поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.
III. Обобщающий (заключительный).
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний.
- Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы — школьники».
- Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
- Развлечение «Путешествие в страну Знаний».
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка загадок и пословиц по теме проекта.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, стихи и рассказы о школе.
Кадровые:
Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М. А. Панфилова.
Материально-технические: фотоаппарат, телевизор, компьютер, иллюстрации, книги.
План реализации проекта:
Деятельность педагогов: подводят к теме, принимают участие в распределении обязанностей, помогают, уточняют, проверяют, обобщают, контролируют, оценивают результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей:
Беседы с детьми о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках.
Помощь в составлении рассказа по теме «Экскурсия в школу».
Помощь в составлении рассказа «Наши папы и мамы — школьники».
Помощь в оформлении фотовыставки «Наши папы и мамы — школьники».
Помощь в оформлении альбома «Моё представление о школе».
I этап – подготовительный.
Цель: Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, пословиц по теме проекта.
Оснащение развивающей среды.
Подбор методической и художественной литературы:
Ребусы, шарады, кроссворды по теме: «Школа».
Пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
Стихотворения о школе и школьной жизни.
Произведения литературы о школьной жизни и учебе в школе.
Коррекционные сказки «Лесная школа», автор М. А. Панфилова.
Л. Н. Толстого «Филлипок».
А. Барто «В школу».
С. Михалкова «Сашина каша».
В Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Заколдованная буква», «Удивительный день».
Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения».
Н. Носов «Фантазёры».
В. Осеева «Волшебное слово», «Почему?».
Ю. Коваль «Нулевой класс».
В. Голявнин «Не везёт», «Карусель в голове».
О. Хухлаева «Сказка про большого воробья Иришку».
И. Самойлов сказка «Собирание портфеля».
И. Костырь сказка «Школьные правила».
Т. Д. Зинкевич –Евстигнеев «Сказка как Яшок поступал в дом учености».
Подбор презентаций и мультфильмов:
Презентация «Первый раз — в первый класс!».
Мультфильм «Маша идет в школу».
Мультфильм «Первый урок».
Мультфильм «Лесная школа».
Мультфильм «Козленок, который умел считать до 10».
Мультфильм «Остров ошибок».
Мультфильм «Наш друг Пиши-читай».
Познавательный цикл «У меня в портфеле…».
Беседы:
«Что можно сделать на уроке и переменке».
«Беседа о Знании».
«Трудности в школе».
«Правила поведения со сверстниками».
«Что такое школа?».
«Школьные профессии».
«Кто такие первоклассники?».
«Для чего нужно учиться в школе».
«Игры на перемене».
«Умные игры».
«Я умею» (дети называют, что они умеют делать; чужие высказывания поддерживаются аплодисментами).
«Чем школа отличается от детского сада».
«Школьная форма».
«Какие предметы помощники в школе?».
«Я хочу играть!».
«Каким я буду первоклассником?».
Ситуация:
«О чём нам могут рассказать ученики в школе».
«Опоздание в школу».
«Забыл дома сменную обувь».
«Родители не пришли встречать».
«Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?».
«Если тебя обидели старшеклассники».
Настольные игры:
«Собери картинку».
«Слоговые домики».
«Числовые домики».
«Лёгкий счет».
Лото «Ассоциации».
Ребусы, шарады, кроссворды по теме: «Школа».
Подбор дидактических игр:
«Береги предмет».
«Какое слово лишнее».
«Школьные принадлежности».
«Урок - перемена».
«Узнай и назови».
«Разрезные картинки».
«Найди пару».
«Собери картинку».
«Кто быстрее соберёт портфель».
«Первоклассник».
Пальчиковая игра
«Кто быстрее соберёт портфель».
Подбор сюжетно-ролевых игр:
«Школа».
«Магазин. Школьные товары».
«Школьная библиотека».
«Урок рисования».
«Урок физкультуры».
«Урок математики».
Словесные игры:
«Слушай счет».
«Скажи наоборот».
«Я начну, а ты закончи».
«Загадки-обманки».
Инсценировка:
«Как мышонок в школу собирался».
Подбор подвижных игр:
«Кто скорее соберёт портфель?».
«Игровая переменка».
«Я спортсмен!».
«Звучит сигнал!».
«Найди!».
«Весёлые старты».
Оформление родительского уголка:
Информация о проекте.
Рекомендации по теме проекта.
Фотовыставка «Наши папы и мамы — школьники».
Буклеты, папка - передвижка «Советы психолога».
Информация для родителей «Что должен знать ребенок 7 лет к концу года».
Н О Д:
Окружающий мир.
«Скоро в школу».
Развитие речи.
«До свидания, детский сад».
Природа «Мы защитники природы».
Чтение художественной литературы.
«Как хорошо уметь читать».
ХЭР:
Рисование.
«В первый раз, в первый класс».
Аппликация
«Ажурная закладка для букваря».
Конструирование.
«Наши подарки» (оригами).
Определение тематики проблемных вопросов и ситуаций:
«О чём нам могут рассказать ученики в школе».
«Опоздание в школу».
«Забыл дома сменную обувь».
«Родители не пришли встречать».
«Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?».
«Если тебя обидели старшеклассники».
Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:
Беседы с детьми о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках.
Помощь в составлении рассказа по теме «Экскурсия в школу».
Помощь в составлении рассказа «Наши папы и мамы — школьники».
Помощь в оформлении фотовыставки «Наши папы и мамы — школьники».
Помощь в оформлении альбома «Моё представление о школе».
II. II этап - информационно – ориентированный.
Интеграция образовательных областей по теме «Мы будущие первоклассники».
Образовательная деятельность с детьми.
Образовательная деятельность с родителями.
Понедельник.
Беседа
«Чем школа отличается от детского сада».
Просмотр презентации «Первый раз — в первый класс!».
НОД
Окружающий мир
«Скоро в школу».
Художественно эстетическое развитие
Рисование.
«В первый раз, в первый класс».
Дидактические игры:
«Что лежит в портфеле?».
«Доскажи словечко».
Подвижные игры:
«Найди свой цвет».
«Спящая лиса».
Настольная игра. Лото «Ассоциации».
Рассматривание и обсуждение иллюстрации Т. Н. Сытая «До свидания, детский сад!».
Чтение рассказов В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано», «Удивительный день».
Решение проблемных вопросов:
«Придя первый день в школу, я увидела, что нет никого знакомых. Как я познакомлюсь?».
Конструирование. «Школа».
Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов «Наши папы и мамы — школьники».
Вторник.
Беседа
«Какие предметы помощники в школе?».
Просмотр мультфильма «Чебурашка идет в школу».
НОД
ФЭМП
Аппликация «Ажурная закладка для Букваря».
Дидактические игры:
«Береги предмет».
«Какое слово лишнее».
«Школьные принадлежности».
Подвижные игры:
«Найди!».
«Весёлые старты».
«Не попадись».
Конструирование «Школьный стадион».
Настольные игры:
«Слоговые домики».
«Числовые домики».
Проблемная ситуация:
«Родители не пришли встречать».
«Опоздание в школу».
Чтение и обсуждение коррекционных сказок «Лесная школа», автор М. А. Панфилова.
Сюжетно - ролевая игра
«Урок физкультуры».
Привлечь родителей к оформлению фотовыставки «Наши папы и мамы — школьники».
Среда
Беседа
«Режим дня будущего первоклассника».
Просмотр мультфильма «Первый урок».
Дидактические игры:
«Урок - перемена».
«Узнай и назови».
НОД
ФЭМП
Развитие речи «До свидания, детский сад!».
Подвижные игры:
«Игровая переменка».
«Я спортсмен!».
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Решение проблемных вопросов:
«Если тебя обидели старшеклассники».
Просмотр мультфильма «Остров ошибок».
Экскурсия в школу.
Составление рассказа по картине «В школу».
Сюжетно – ролевая игра
«Школьный урок».
Настольная игра
«Слоговые домики».
«Числовые домики».
Предложить родителям помочь подобрать материал к оформлению альбома по теме «Моё представление о школе».
Четверг
Беседа
«Каким будет мой первый день в школе».
Просмотр презентации «Мой первый день в школе».
Дидактические игры:
«Путь в школу».
«Доскажи словечко».
НОД
Обучение грамоте.
Ребусы, шарады, кроссворды по теме: «Школа».
Природа «Мы - защитники природы».
Физминутка
«Переменка».
Экскурсия на школьный стадион.
Инсценировка:
«Как мышонок в школу собирался».
Просмотр мультфильма «Наш друг Пиши-читай».
Обсуждение пословиц:
«Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется».
«Знание собирается по капле».
Сюжетно – ролевая игра «Школьная библиотека».
Привлечь родителей к подборке пословиц, поговорок русского народа об учении, труде и книгах, стихотворений о школе и школьной жизни.
Пятница
Беседа
«Трудности в школе».
«Правила поведения со сверстниками».
НОД
Чтение художественной литературы.
«Как хорошо уметь читать».
Экскурсия в библиотеку. Викторина «Мы будущие первоклассники».
Конструирование из бумаги «Наши подарки».
Дидактические игры:
«Разрезные картинки».
«Найди пару».
«Собери картинку».
Подвижные игры:
«Найди!».
«Весёлые старты».
Чтение Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
Просмотр и обсуждение мультфильма «Маша идет в школу».
Итоговое мероприятие. Викторина «Загадки, пословицы и поговорки о школе».
III этап - заключительный.
Цель: Обобщение знаний и представлений детей о школе.
Продукты проекта:
Составление связных рассказов «Наши папы и мамы — школьники».
Выставка рисунков «В первый раз, в первый класс».
Фотовыставка «Наши папы и мамы — школьники».
Альбом «Моё представление о школе».
Итоговое мероприятие. Викторина «Мы будущие первоклассники».