Шигина Наталья Сергеевна
Проект «Моя семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ — родительский дом.
Участники проекта : дети средней группы №6, воспитатель, родители.
Длительность проекта : краткосрочный (1.05.2022-15.05.2022).
Тип проекта : информационно-творческий, поисковый.
Публикация «Проект „Моя семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём. Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции! В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. Проектная деятельность проходит под девизом:
«Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!»
Цель проекта : формирование представлений детей о ценностях семейных
традициях.
Задачи проекта :
Образовательные:
1. дать представление о понятиях: «родители», «родные», «семья», «традиции»;
2. расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
3. формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
Развивающие:
1. развивать познавательную активность детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность;
2. развивать коммуникативные навыки детей;
3. развивать интерес к семейным традициям, реликвиям.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к традициям, обычаям старшего поколения;
2. воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях;
3. воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения друг с другом, с родными;
4. побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий.
Задачи по работе с родителями:
1. повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и развития семейных традиций;
2. привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
3. обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Предполагаемый результаты:
Дети будут знать:
1. прошлое своей семьи;
2. профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
3. значение своей фамилии;
4. смогут полностью назвать свое имя и отчество;
5. смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
6. будут хорошо ориентироваться в традициях своей семьи;
7. пополнят словарный запас (род, родословная, традиции);
Родители:
1. приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
2. укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
3. будет развито чувство гордости за свою семью;
4. будут уважительно относиться к своим предкам;
5. научатся организовывать семейные праздники;
Педагоги:
1. расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
2. разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
3. будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;
4. будут уважительно относиться, и интересоваться традициями семьи.
Реализация проекта.
I этап. Подготовительный.
1. Подбор и анализ методической, научно-популярной и художественной литературы по теме, наглядных пособий, иллюстрационного материала по теме проекта.
2. Анкетирование родителей.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Совместное обновление атрибутики для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин».
II этап. Основной.
Образовательная область Содержательный раздел Срок реализации
Социально-коммуникативное
развитие Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Дочки — матери», «Семья», «Парикмахерская». В вечернее время.
Познавательное развитие Рассматривание фотоальбомов «Моя семья», «Семейные увлечения», «Мы на даче». В течение всего проекта.
Речевое развитие Беседа на тему: «Традиции нашей семьи». 4.05.2022
Физическое развитие Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники». В течение всего проекта.
Художественно-эстетическое
развитие Лепка «Цветок для мамы». 5.05.2022
Социально-коммуникативное
развитие Дидактические игры «Семья», «Кому, что нужно для работы», «Разные профессии». В течение всего проекта.
Познавательное
развитие НОД «Моя семья – это радость». 11.05.2022
Познавательное
развитие Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик», «Кукушка», «Снегурочка», «Морозко». В течение всего проекта.
Художественно-эстетическое
развитие Конструирование «Мой дом моя крепость». 12.05.2022
Физическое
развитие Подвижные игры «Гуси-гуси», «Горелки», «Карусель». В течение всего проекта.
Речевое развитие Беседа на тему: «Я и мое имя». 13.05.2022
Речевое развитие Чтение художественных произведений: Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик — семицветик», «Дедушка и внучка», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». В. С. Михалков «А что у вас?», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», «Печенье», Л. Толстой «Косточка», чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди». В течение всего проекта.
Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребенка», «Семейные традиции». Анкетирование «Семейные традиции».
III этап. Заключительный.
Создание семейного альбома.
Фотоотчет по проекту.
Вывод:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания о своей семье, семейных традициях. Родители активно участвовали в проектной деятельности, через совместную познавательную деятельность. Произошло сближение семей в достижении общей цели в создании тематических страничек. Педагоги повысили свой профессиональный уровень, пополнили развивающую предметно-пространственную среду.
Приложение.
Рассматривание альбома «Семья и семейные традиции»
Беседа на тему: «Традиции нашей семьи»
Давайте познакомимся с традициями, которые существуют в семьях.
Издавна одной из традиций семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д.
Вам раньше приходилось когда – ни будь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Каждая семья, словно огромное дерево с могучими ветвями и крепкими корнями. Это семейный род. Наши прадеды составили основу рода, дали фамилию и продолжили его.
Чтобы история твоей семьи не забывалась, а славные имена не стерлись в памяти – составляется родословное древо семьи. Главное правило родословного древа – четкое расположение линий, соединяющих родословие. (Учащийся рассказывает о своей семье).
Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.
Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Дидактические игры «Профессии»
Игры с макетом «Изба»
Цель пособия: Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и
обрядах русского народа.
• Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
• Обогащать словарь детей названиями и выражениями русского словаря.
• Формировать первоначальные знания об истории жилища, научить
ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно
стремился улучшить свое жилище.
• Вести работу по духовному и нравственному воспитанию детей
Макет представляет собой сундук, который открывается и превращается в интерьер русской избы. Это своего рода мини – музей. Сундук сделан из двух коробок. Бока коробки оформлены брусками, которые вырезаны из картона и обклеены самоклеющейся пленкой. Крышка обтянута коричневым флисом и оформлена тесьмой.
Мебель в избе сделана из картона. Стены покрашены под дерево гуашью.
Вся утварь слеплена из самозатвердевающей массы и расписана гуашевыми красками. Куклы сделаны из кусочков ткани, колыбелька из спичечного коробка.
В углу божница с иконкой, у окна прялка с куделью.
У окна стол, на столе самовар чашки, тарелки, ложки и кувшин.
В левом углу избы – печь. Печь так же сделана из картона и покрашена белой краской. У печи утварь, в печи дрова. На печи одеяло и матрасик.
Всю мебель в комнате можно переставлять. Все предметы можно потрогать, поиграть с ними.
Лэпбук – это дополнение к макету. В нем собраны картинки народных игрушек, музыкальных инструментов, домашней утвари. А так же описание народных игр, тексты колыбельных песен, загадки, описание домашней утвари. На боковых стенках лэпбука расположены 2 игры: «Найди по цифрам», «Лото».
Дидактические игры «Семья»
Конструирование «Мой дом – моя крепость»
Цель: познакомить детей с разными типами домов и частями дома; пополнить знания о конструкциях домов.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в видах жилых строений, закрепить умение строить по предложенному плану-схеме, продолжать учить детей составлять творческие рассказы, сложные распространенные предложения.
- Развивать мышление, творческое воображение, мелкую моторику.
- Воспитывать у детей уважение к труду строителей; воспитывать бережное отношение к своему дому.
Материалы: картины с изображением домов, мелкий и крупный строительный материалы (лего, бруски, схемы фундамента.
Словарная работа: кухня, ванная комната, зал, прихожая, дупло, нора, многоэтажный дом, одноэтажный дом.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня очень добрый день! Хоть за окном холодная поздняя осень, но в нашей группе тепло и уютно. А в лесу тоже уютно и тепло? Где звери прячутся от холодов (ответы детей).
Жилища, к которых живут звери, называются по разному.
Воспитатель: Давайте вспомним еще раз, где живут звери. Я буду читать начало стихотворения, а вы – заканчивать его:
Медведь живет в (берлоге,
Лиса, барсук – в … (норе,
Бобер построил … (хатку,
Белка живет в … (дупле,
Крот под … (землей) ютится –
Там он с семьёю всей.
А где живем мы с вами,
Кто скажет мне скорей? (Ответы детей.)
Воспитатель: правильно, ребята, мы с вами живем в домах, в квартирах. У каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Дома бывают разные и называют их по-разному: деревянные, кирпичные, панельные. Как вы понимаете эти названия? Какой у вас дом? (Ответы детей, воспитатель выставляет картинки с изображением домов).
Воспитатель: Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные — из блоков. Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей. В каких домах живете вы? Расскажите, пожалуйста. (Несколько детей рассказывают о своем доме).
Воспитатель: Вот видите, ребята, кто-то из вас живет в квартире многоэтажного дома, кто-то живет в своем собственном доме (на земле, частный дом)
Воспитатель: Ребята, для чего нужен дом и какой он бывает, мы с вами выяснили. Расскажите, пожалуйста, из чего состоит ваш дом? Что в нем есть? Сколько комнат? (Ответы детей).
Воспитатель: Давайте, представим, что мы открываем дверь, входим в дом и все это сразу видим или нет? (Ответы детей). (Всё это у нас находится в определенных местах – в своих комнатах).
Воспитатель: Чтобы узнать, какие комнаты есть в наших домах, я предлагаю вам отгадать загадки:
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
Для чего нужна кухня? Что там делают? (Ответы детей)
Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки
Просто умываемся. (Ванная комната.)
- Для чего нужна ванная комната? (Ответы детей)
Сладкий сон
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будит иногда. (Спальня.)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Зал.)
Эта комната встречает
Всех, кто к нам приходит в дом. (Прихожая)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все загадки отгадали! Давайте с вами поиграем в игру «Строим дом» и превратимся в юных строителей.
Физминутка.
Что нам стоит дом построить
Есть фундамент, можно жить? (присели)
Стены дальше мы возводим (встали)
И в свое окно глядим (руки согнуты в локтях)
Крыша нас от непогод (руки над головой)
Всех укроет круглый год.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, что есть у каждого дома? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, у дома есть и крыша, и окна, и двери, и кухня и ещё много другого. А для чего это нужно, мы сейчас узнаем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам построить макеты домов для наших семей. А вы знаете, что такое макет? (это уменьшенный вариант зданий).
Воспитатель: Я предлагаю вам подойти к столу взять по 1 образцу.
Фундамент - это основа дома, он должен быть прочным, крепким, устойчивым. Подумайте над этим, и возможно вы построите фундамент в два ряда, укрепляющие друг друга. Не забывайте, что в доме должны быть окна. Чем больше окон, тем светлее в доме. В доме должна быть крыша. Она может быть любой формы.
Самостоятельная деятельность детей, во время которой воспитатель корректирует работу детей: дает советы по строительству домов.
Просмотр всех полученных домов.
Воспитатель: Наша работа готова. Посмотрите, как много интересных домов у нас получилось! (Предложения детей).
Рассматривание фотоальбома «Моя семья»
Лепка «Цветок для мамы»
Цель: выполнение картины в технике модульная пластилинография.
Задачи: - Формировать у детей интерес к художественной лепке;
- научить детей специальным технологиям работы с пластилином, закрепить приобретенные умения и навыки;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.
- воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Материалы: пластилин, досочка, салфетка, лист картона А5 (не мелованного).
Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»
Программное содержание: развивать умения у детей реализовывать игровой замысел. Закреплять знание детей о чайной посуде. Активизировать речь детей. Формировать навыки поведения за столом, общение с гостем. Воспитывать приветливое отношение к гостям.
Материал: чайная посуда, сахарница, салфетница, угощение.
Ход игры:
(Воспитатель обращает внимание детей на гостей)
- Ребятки, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. Наши гости хотят попить с нами чаю, но совершенно не знает, как расставить на столе приборы. Поможем им?
- Ребята, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку. Варя, расставь, пожалуйста, посуду на столе (к каждому стульчику). Дети накрывают на стол. И обязательно салфеточки, чтобы мы, когда попили чай, вытерли ручки.
- Ребята, давайте угостим всех чаем! Руслан, налей, пожалуйста заварку в кружки, а Женя налей кипяченной воды.
- Ребятки, гости попробовали чай и он у нас несладкий. Что мы забыли поставить на стол? Правильно, сахарницу (посуду для сахара). Сахарница тоже входит в чайный сервиз. Милана положи, пожалуйста, кусочек сахара в чашку Валентине Васильевне.
- А ещё давайте угостим гостей конфетами и печеньем.
Все пьют чай.