Наталия Штель
Проект «Моя семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
в средней группе
«Моя семья и семейные традиции»
Автор проекта : воспитатель
Штель Наталия Аркадиевна
Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Актуальность и значимость.
Публикация «Проект „Моя семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Каждому человеку интересно узнать, откуда начинается его родословная, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, сво прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое, теряются семейные праздники и традиции. В образовательной деятельности мы совместно с детьми беседовали на темы «Моя семья», «Что такое генеалогическое древо?», «Имена, отчества, фамилии», «Ласковые имена моих близких людей».
Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. А также знакомятся с историей создания некоторых предметов домашнего обихода и с декоративно-прикладным искусством. Он основывается на различных видах детской деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование некоторых объектов по теме проекта; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.
Проектная деятельность проходит под девизом: «Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, здесь ждут тебя всегда с любовью, и провожают в путь с добром!»
Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции».
Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель:
Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к семье.
2. Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.
3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Развивать любознательность и познавательную активность.
5. Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими людьми.
6. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.
7. Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.
8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Вид проекта :
групповой, долгосрочный (январь, февраль, март – 2024 года)
Участники проекта :
дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Интеграция образовательных областей:
«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Конкретные ожидаемые результаты:
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
1. Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;
2. Профессии своих родителей, бабушек и дедушек;
3. Прошлое своей семьи;
4. Значение своего имени;
5. Смогут полностью назвать свое имя и отчество;
6. Народные игры, колыбельные;
7. Смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;
8. Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;
9. Пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);
10. Приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
11. Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
12. У них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители:
1. Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
2. Укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
3. У них будет развито чувство гордости за свою семью;
4. Будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;
5. Научатся хранить и чтить свои семейные традиции;
6. Знать свою родословную, минимум до третьего колена;
7. Научатся организовывать семейные праздники;
8. Сделают видеоархив семейных праздников и традиций.
Педагоги:
1. Расширят знания о народных праздниках, их происхождении;
2. Пополнят личный репертуар колыбельными;
3. Разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;
4. Пополнят словарный запас детей;
5. Будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что
будет способствовать тесному сотрудничеству;
Оценка результатов:
Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о своей семье и традициях своей семьи.
Продукт проектной деятельности :
• Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».
• Творческие рассказы о своей семье «Моя семья».
• Создание папки-передвижки «Тайна имени»
• Фотовыставка: «Мой папа солдат Российской Армии».
Формы работы с родителями:
• Папка — передвижка: «Народные традиции в воспитании детей»
• Консультация «Семья и семейные ценности».
• Памятки для родителей о трудовом воспитании младших дошкольников
«Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка) •
• Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта : раскраски по теме, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.
Первый этап (январь) :
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».
1) Что я знаю о семье?
2) Что я хочу узнать?
3) Как я могу найти ответы на свои вопросы?
• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?
• Где работают родители?
• Свой адрес?
• Что такое традиции?
• Откуда берется отчество?
• Что означает мое имя?
• Кто самый главный в семье?
• Кем работали бабушка и дедушка?
• Зачем празднуют день рождения?
• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?
• Подготовить литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе; • Опрос детей «Что я знаю о семье»
• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья» :«Гуси – лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и т. д.
• Подбор подвижных и дидактических игр с детьми.
• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.
• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;
Социально- коммуникативное развитие:
• Рассматривание семейных фотографий.
• Беседы:
1. «Что такое семья»,
2. «Что такое традиции и традиции в нашей семье»,
3. «Права и обязанности в семье»,
4. «Кем работают твои родители»
5. «Для чего человеку дано имя» (знакомство со значение своего имени)
• Дидактические игры
• Сюжетная игры «Семья»,«Детский сад», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Шофер».
• Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.
• Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса»
Речевое развитие:
• Разучивание стихов, песен, хороводов.
• Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое?».
• Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: «Посидим в тишине», «А что у вас?»,«Мамины руки», «Ещё мама», «Волшебное слово», «Синяя чашка»,«Теплый хлеб», чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».
• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
• загадки по теме
• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Хочу быть как мама/папа"
Физическое развитие:
• подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим.» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка».
• Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек,
• Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?»
• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», а также по темам проекта (посуда, мебель)
Второй этап (февраль) :
Социально- коммуникативное развитие:
Тематические беседы о Родине, об армии, о защитниках.
1. Беседа «Военная техника — защитница и помощница солдат»
2. Тематическая беседа для детей "День защитника Отечества" - 23 февраля.
3. Беседа «Знакомство с государственной символикой России».
• Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Спасатели», «Л тчики»
• Рассматривание альбома «Военная техника»
• Загадки, стихи по теме;
• Дидактические игры по теме;
• Составление рассказов детей: «Мой папа», «Мой лучший друг – дедушка!»
Речевое развитие:
• - Заучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.
• - Рассматривание иллюстраций об армии, о родах войск, о военной технике.
• - Выставка и чтение художественных произведений об Армии, о ВОВ :Я. Аким «Земля», А. Гайдар «Поход», С. Маршак «Наша армия», С. Маршак «Быль для детей», А. Барто «На заставе».
Физическое развитие:
• Подвижные игры: «Самолёты», «Чей отряд быстрее построится?», «Кто самый меткий?», «Меткий стрелок»,
• Эстафета «Разведчики», «Кто быстрей?», «Попади в цель».
• Физкультминутка «Богатырь», «Как я буду служить?».
Художественно-эстетическое развитие:
• Изготовление подарков для пап.
• Аппликация. «Корабль».
• Рисование. «Наша армия сильна!».
• Лепка «Военная техника».
• Выставка семейных работ к 23 февраля;
• Музыкально – спортивный праздник «23 февраля».
Взаимодействие с родителями:
• Фотовыставка: «Мой папа солдат Российской Армии».
Третий этап (март) :
Социально- коммуникативное развитие:
Тематические беседы:
• «Моя любимая мамочка, бабушка».
• «Где работает твоя мама? Что она делает дома? Помогаете ли вы маме? Почему надо помогать маме?»
• «Хочешь ли ты быть как мама? В ч м ты хочешь быть на не похожим?»
• «Кто дома помогает маме убирать со стола?»
Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
• Рассматривание иллюстраций «Как мы помогаем маме, бабушке?»;
• Дидактические игры: «Как мы помогаем родным»; «Мои хорошие поступки»; «Дружная семья»; «Маленькая хозяйка»; «Назови ласково»; «Сложи картинку»; «Профессия моей мамы»; «Разложи по возрасту»; «Корзина добрых дел».
• Мини – презентация: «Мама- первое слово!»
Речевое развитие:
• Составление рассказов на тему: «Моя любимая мамочка»;
• Словесные игры - «Назови ласково», «Назови имя, фамилию членов семьи», «Животные и их детеныши»;
• Чтение: З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки», А. Барто «Мама поет», «Разлука», Благинина Е. «Посидим в тишине», С. Войтюк. «Лекарство для бабушки»
Физическое развитие:
• Подвижные игры: «Бегите к маме»; «Мамины бусы»; «Колечко»; «Тише едешь, дальше будешь».
• Пальчиковая гимнастика: «Мамины помощники»; «Наша семья»; «Кто приехал?»; «Раз, два, три, четыре»
Художественно-эстетическое развитие:
• Изготовление: «Букет для любимой мамочки».
• Аппликация. «Корабль».
• Рисование. «Веточка мимозы».
• Музыкальный праздник «Моя мама лучше всех».
Ожидаемые результаты проекта :
Для педагогов:
1. Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме «Семья»
2. Разработаны рекомендации для родителей
3. Установлены доверительные и партнерские отношения с родителями.
Для детей:
1. Дети приобрели познавательный опыт.
2. Познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему «Семья»
3. Расширился словарный запас по данной теме.
4. Дети получили знания о семейных традициях. 5. Узнали больше о профессиях своих родителей.
Для родителей:
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада. 3. Установление доверительных и партнерских отношений с педагогами.