Лучший педагог года

Проект «Моя семья и семейные традиции»

Наталия Штель
Проект «Моя семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

в средней группе

«Моя семья и семейные традиции»

Автор проекта : воспитатель

Штель Наталия Аркадиевна

Семья-любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья - опора государства,

Страны моей, моей России.

Актуальность и значимость.

Публикация «Проект „Моя семья и семейные традиции“» размещена в разделах

Каждому человеку интересно узнать, откуда начинается его родословная, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда он родом? С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, сво прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое, теряются семейные праздники и традиции. В образовательной деятельности мы совместно с детьми беседовали на темы «Моя семья», «Что такое генеалогическое древо?», «Имена, отчества, фамилии», «Ласковые имена моих близких людей».

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка, поэтому мало кто из детей знает историю создания своей семьи и свою родословную. Кроме того, в суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.

В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.

Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!

В проекте «Моя семья и семейные традиции» представлена совместная работа воспитателей, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о своем имени и отчестве, о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях и элементарные знания о правах человека. А также знакомятся с историей создания некоторых предметов домашнего обихода и с декоративно-прикладным искусством. Он основывается на различных видах детской деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование некоторых объектов по теме проекта; различные виды игр, игровые ситуации; художественно-эстетическая деятельность, ручной труд.

Проектная деятельность проходит под девизом: «Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, здесь ждут тебя всегда с любовью, и провожают в путь с добром!»

Проблемой выбора данной темы проекта стали недостаточные знания детей о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции».

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Цель:

Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать любовь и уважение к семье.

2. Формировать гендерную принадлежность воспитанников с учетом возрастных изменений.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

4. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Развивать любознательность и познавательную активность.

5. Обогащать первоначальные представления о семейной традиции, о праздниках, о взаимоотношениях между близкими людьми.

6. Формировать у детей целостное представление образа матери - хранительнице домашнего очага, играющей огромную роль в жизни каждого человека.

7. Активизировать словарь по теме проекта и развивать связную речь.

8. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.

Вид проекта :

групповой, долгосрочный (январь, февраль, март – 2024 года)

Участники проекта :

дети средней группы, родители, воспитатели группы.

Интеграция образовательных областей:

«Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Конкретные ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

1. Имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

2. Профессии своих родителей, бабушек и дедушек;

3. Прошлое своей семьи;

4. Значение своего имени;

5. Смогут полностью назвать свое имя и отчество;

6. Народные игры, колыбельные;

7. Смогут составить рассказ о членах своей семьи, родословной;

8. Будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

9. Пополнят словарный запас (род, родословная, традиция, обряд и т. д.);

10. Приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

11. Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

12. У них будет развито чувство гордости за свою семью.

Родители:

1. Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

2. Укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;

3. У них будет развито чувство гордости за свою семью;

4. Будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

5. Научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

6. Знать свою родословную, минимум до третьего колена;

7. Научатся организовывать семейные праздники;

8. Сделают видеоархив семейных праздников и традиций.

Педагоги:

1. Расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

2. Пополнят личный репертуар колыбельными;

3. Разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

4. Пополнят словарный запас детей;

5. Будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что

будет способствовать тесному сотрудничеству;

Оценка результатов:

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о своей семье и традициях своей семьи.

Продукт проектной деятельности :

• Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».

• Творческие рассказы о своей семье «Моя семья».

• Создание папки-передвижки «Тайна имени»

Фотовыставка: «Мой папа солдат Российской Армии».

Формы работы с родителями:

• Папка — передвижка: «Народные традиции в воспитании детей»

• Консультация «Семья и семейные ценности».

• Памятки для родителей о трудовом воспитании младших дошкольников

«Обязанности каждого в семье», «Защитим детей вместе» (о правах ребенка)

• Обогащение предметно-развивающей среды под идею проекта : раскраски по теме, иллюстрации, вырезки для создания коллажей.

Первый этап (январь) :

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов».

1) Что я знаю о семье?

2) Что я хочу узнать?

3) Как я могу найти ответы на свои вопросы?

• Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру?

• Где работают родители?

• Свой адрес?

• Что такое традиции?

• Откуда берется отчество?

• Что означает мое имя?

• Кто самый главный в семье?

• Кем работали бабушка и дедушка?

• Зачем празднуют день рождения?

• Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа?

• Подготовить литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе; • Опрос детей «Что я знаю о семье»

• Предварительное чтение детям русских народных сказок на тему «Семья» :«Гуси – лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и т. д.

• Подбор подвижных и дидактических игр с детьми.

• Подбор пословиц и поговорок о семье и доме.

• Подбор предметов заместителей для игр, костюмов и атрибутов к игровой деятельности;

Социально- коммуникативное развитие:

• Рассматривание семейных фотографий.

Беседы:

1. «Что такое семья»,

2. «Что такое традиции и традиции в нашей семье»,

3. «Права и обязанности в семье»,

4. «Кем работают твои родители»

5. «Для чего человеку дано имя» (знакомство со значение своего имени)

• Дидактические игры

• Сюжетная игры «Семья»,«Детский сад», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Шофер».

Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. п.

• Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса»

Речевое развитие:

• Разучивание стихов, песен, хороводов.

• Дидактические игры «Один-много», «Какой? Какая? Какие?», «Придумай загадку» (упражнение в описании предмета, «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Какое слово самое короткое?».

Чтение и обсуждение литературных произведений: стихи, рассказы, соответствующей тематике: «Посидим в тишине», «А что у вас?»,«Мамины руки», «Ещё мама», «Волшебное слово», «Синяя чашка»,«Теплый хлеб», чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса».

• Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

• загадки по теме

• Составление рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Хочу быть как мама/папа"

Физическое развитие:

подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Где мы побывали, что мы повидали», «Стирка».

• Игра- эстафета «Кто быстрее добежит» (команда мальчиков и команда девочек,

• Физминутки «Семейная зарядка», «Кто приехал?»

• Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей»

• Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники», а также по темам проекта (посуда, мебель)

Второй этап (февраль) :

Социально- коммуникативное развитие:

Тематические беседы о Родине, об армии, о защитниках.

1. Беседа «Военная техника — защитница и помощница солдат»

2. Тематическая беседа для детей "День защитника Отечества" - 23 февраля.

3. Беседа «Знакомство с государственной символикой России».

Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Спасатели», «Л тчики»

• Рассматривание альбома «Военная техника»

• Загадки, стихи по теме;

• Дидактические игры по теме;

Составление рассказов детей: «Мой папа», «Мой лучший друг – дедушка!»

Речевое развитие:

• - Заучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, загадок на военную тематику.

• - Рассматривание иллюстраций об армии, о родах войск, о военной технике.

• - Выставка и чтение художественных произведений об Армии, о ВОВ :Я. Аким «Земля», А. Гайдар «Поход», С. Маршак «Наша армия», С. Маршак «Быль для детей», А. Барто «На заставе».

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Самолёты», «Чей отряд быстрее построится?», «Кто самый меткий?», «Меткий стрелок»,

• Эстафета «Разведчики», «Кто быстрей?», «Попади в цель».

• Физкультминутка «Богатырь», «Как я буду служить?».

Художественно-эстетическое развитие:

• Изготовление подарков для пап.

• Аппликация. «Корабль».

• Рисование. «Наша армия сильна!».

• Лепка «Военная техника».

• Выставка семейных работ к 23 февраля;

• Музыкально – спортивный праздник «23 февраля».

Взаимодействие с родителями:

Фотовыставка: «Мой папа солдат Российской Армии».

Третий этап (март) :

Социально- коммуникативное развитие:

Тематические беседы:

«Моя любимая мамочка, бабушка».

• «Где работает твоя мама? Что она делает дома? Помогаете ли вы маме? Почему надо помогать маме?»

«Хочешь ли ты быть как мама? В ч м ты хочешь быть на не похожим?»

«Кто дома помогает маме убирать со стола?»

Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».

• Рассматривание иллюстраций «Как мы помогаем маме, бабушке?»;

Дидактические игры: «Как мы помогаем родным»; «Мои хорошие поступки»; «Дружная семья»; «Маленькая хозяйка»; «Назови ласково»; «Сложи картинку»; «Профессия моей мамы»; «Разложи по возрасту»; «Корзина добрых дел».

• Мини – презентация: «Мама- первое слово!»

Речевое развитие:

Составление рассказов на тему: «Моя любимая мамочка»;

• Словесные игры - «Назови ласково», «Назови имя, фамилию членов семьи», «Животные и их детеныши»;

Чтение: З. Воскресенская «Мама», «Мамины руки», А. Барто «Мама поет», «Разлука», Благинина Е. «Посидим в тишине», С. Войтюк. «Лекарство для бабушки»

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Бегите к маме»; «Мамины бусы»; «Колечко»; «Тише едешь, дальше будешь».

Пальчиковая гимнастика: «Мамины помощники»; «Наша семья»; «Кто приехал?»; «Раз, два, три, четыре»

Художественно-эстетическое развитие:

Изготовление: «Букет для любимой мамочки».

• Аппликация. «Корабль».

• Рисование. «Веточка мимозы».

• Музыкальный праздник «Моя мама лучше всех».

Ожидаемые результаты проекта :

Для педагогов:

1. Систематизирован литературный и иллюстративный материал по теме «Семья»

2. Разработаны рекомендации для родителей

3. Установлены доверительные и партнерские отношения с родителями.

Для детей:

1. Дети приобрели познавательный опыт.

2. Познакомились с произведениями поэтов и писателей на тему «Семья»

3. Расширился словарный запас по данной теме.

4. Дети получили знания о семейных традициях. 5. Узнали больше о профессиях своих родителей.

Для родителей:

1. Повышение педагогической культуры родителей.

2. Повышение процента родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада. 3. Установление доверительных и партнерских отношений с педагогами.

Публикации по теме:

Дидактические игры на липучках «Моя семья. Семейные традиции» для детей старшего возрастаДидактические игры на липучках «Моя семья. Семейные традиции» для детей старшего возраста «Детство», сразу вспонинаешь любимых людей, родной дом, в сознании возникает что-то особенное, радостное, доброе, присущее только вашей.

Фотоотчет «Семья и семейные традиции»Фотоотчет «Семья и семейные традиции» Цель: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и.

Конспект беседы «Семья и семейные традиции» для детей старшей группыКонспект беседы «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы Конспект беседы «Семья и семейные традиции» для детей старшей группы. Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя семья и семейные традиции»
Опубликовано: 16 ноября 2024 в 18:35
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя семья и семейные традиции»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Штель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД