Елена Макаренко
Проект «Мои друзья» для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мои друзья». Младший дошкольный возраст
Вид проекта: информационно – творческий
Длительность: 2 недели
Наблюдая за детьми во время их общения, я обратила внимание на то, что они не всегда могут играть дружно друг с другом длительное время, ссорятся, дерутся, выясняют отношения. Эта проблема и определила тему проекта – «Мои друзья».
Цель: формирование у детей представления о дружбе, доброжелательном отношении друг к другу.
Задачи:
- дать понятие, что такое дружба.
- учить детей правилам общения друг с другом.
- уметь правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей.
Публикация «Проект „Мои друзья“ для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании возможности реализации проекта.
Методы и приёмы:
- беседы, игры, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
1. Подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по тематике проекта.
2. Подобрать и продумать дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, атрибуты к ним.
2 этап – основной
Взаимодействие с детьми:
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно - ролевая игра: «Семья».
Цель: способствовать формированию у детей дружеских взаимоотношений и умение ладить в совместной игре.
Сюжетно-ролевая игра: «Автобус».
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений между детьми.
Рассматривание картинок из серии: «Дети играют». Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Театрализованная игра: «Репка» Цель: подвести детей к пониманию, что человек силён дружбой.
Проблемная ситуация: «К вам в группу пришла новая девочка (новый мальчик)» как вы поступите?
Познавательное развитие
Беседа: «Живём дружно».
Цель: учить детей помогать друг другу, жить дружно.
Беседа: «Уступайте друг другу».
Цель: объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, уступать друг другу.
НОД: «О дружбе».
Цель: уточнить представления детей о дружбе, учить доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду.
Дид. игра: «Хорошо - плохо».
Цель: учить детей оценивать поступки.
Итоговая совместная деятельность воспитателя с детьми: «Научим Незнайку дружить».
Цель: закрепить знания детей о дружбе. Развивать чувство коллективизма. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.
Речевое развитие
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Цель: разучить пальчиковую игру, развивать мелкую моторику рук.
«В гости к пальчику большому».
Цель: разучить пальчиковую гимнастику, развивать мелкую моторику рук.
Речевая игра: «Обзывалки».
Цель: обогащать словарный запас детей уменьшительно-ласкательными словами.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Найди друга», «Друг без друга нам нельзя»
Цель: дать выход запасам энергии детей. Развивать координацию движений. Повысить положительный настрой. Развивать навыки общения.
Художественно – эстетическое развитие
Прослушивание сказки: «Кот, петух и лиса».
Цель: побуждать эмоционально реагировать на содержание сказки, помочь детям понять, что такое «дружба».
Чтение рассказа: «Спор ни о чём». Сестричка Гримм.
Цель: дать детям понятие, что без дружбы прожить нельзя.
Чтение рассказа: «Кубик на кубик» Я. Тайц.
Цель: подвести детей к пониманию необходимых взаимоотношений во время игры.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: учить объяснять поступки персонажей, оценивать их, выяснить, как дети понимают слова «хорошо» и «плохо».
Чтение рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно». К. Д. Ушинский.
Цель: выяснить, как дети понимают основную идею рассказа, и сделать вывод.
Прослушивание песни: «Улыбка».
Цель: учить слушать и понимать смысл песни.
Разучивание «Мирилок».
Цель: учить детей мириться с помощью «Мирилки».
Чтение и разбор пословиц: «Дружба познается в беде», «За друга держаться – ничего не бояться!», «Друга ищи, а найдешь береги!», «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»
Цель: развивать выразительность речи и понимание смысла пословицы.
Чтение стихотворения: «В детском садике детишки…» С. Волков
«Про дружбу» Ю. Энтин
Взаимодействие с родителями: попросить выучить с детьми стихи «Забияка» А. Сметанин, Е. Благинина «Подарок».
Результат: совместная деятельность с детьми «Научим Незнайку дружить».
3 этап - итоговый.
В ходе реализации проекта дети:
- получили представления о дружбе
- освоили правила общения друг с другом
- стали правильно оценивать свои поступки
Ознакомление с окружающим миром
Тема: «О дружбе»
Задачи: учить детей доброжелательно относиться к детям и взрослым, оценивать поступки сказочных героев. Познакомить с пословицей о дружбе. Формировать представление детей о дружбе.
Ход занятия:
Ребята, я сегодня принесла для вас необыкновенную песенку. Послушайте её.
- О чём эта песенка? (о дружбе)
- Подумайте и скажите, что значит жить дружно, дружить?
- А кому нужно уступать игрушки? (друзьям)
- А у вас есть друзья?
- Так ребята, кто такие друзья?
(воспитатель обобщает ответы детей)
- Ребята, сколько друзей можно иметь?
- А что лучше, когда один друг или много?
- А можно, чтобы все дети в группе были друзьями?
(воспитатель обобщает ответы детей)
- Ребята, для чего мы ходим в детский сад? (встречаться с друзьями, играть и т. д.)
- А взрослые и дети могут быть друзьями?
(я играю с вами, даю игрушки, гуляю, занимаюсь с вами, значит я ваш друг)
Раз я ваш друг, то хочу с вами поиграть.
Игра.
«Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Посмотрите ребята, кто это к нам пришёл.
- Скажите, из какой сказки эти герои?
- Назовите их.
- Кто спасал петуха от лисы?
- Так кого из этих героев можно назвать друзьями?
- А петуха и лису можно назвать друзьями?
- Почему?
(правильно ребята, лиса всё время пыталась обмануть петуха, унести к себе в нору, а так друзья не поступают.)
Вот даже среди животных есть друзья.
Послушайте, какая в народе есть пословица. «Друзья познаются в беде».
- Что значит эта пословица? (воспитатель объясняет)
- Вы хотели бы иметь таких друзей, как лиса?
- Почему?
- А таких как кот?
- Почему?
Так вот ребята, будьте такими же хорошими и верными друзьями, как кот.
Мы с вами все друзья и я предлагаю поиграть в игру: «Назови друзей по имени».
Итоговая совместная деятельность воспитателя с детьми
Тема: «Научим Петрушку дружить»
Задачи: закрепить знания детей о дружбе. Развивать чувство коллективизма. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.
Ход развлечения:
Ребята! Я видела таких детей, которые всё время старались сделать что-нибудь плохое: рвали книжки, ломали игрушки, дрались, отбирали что-нибудь друг у друга, никогда ни мирились, не помогали товарищам.
- Как вы думаете, у нас такой же детский сад?
- Какие дети в нашем детском саду?
- А вы какие?
Появляется игрушка Петрушка, начинает разбрасывать игрушки, толкать детей.
- Это ещё кто такой? - спрашивает воспитатель.
Я, Петрушка! Самый умный, самый хороший.
Погоди, Петрушка, давай спросим ребят, хороший ли ты.
- Ребята, хороший Петрушка?
- Что плохого он сделал?
- Может ли произойти ссора?
- А можно ссориться?
- Какую мы знаем пословицу о ссоре? (ссора до добра не доводит)
- Какие пословицы вы знаете о дружбе?
Вот видишь, Петрушка, будешь ссориться с детьми, никогда не научишься дружить. А наши ребята все дружные.
Петрушка: «Я тоже умею дружить»
Воспитатель: ну, покажи.
Петрушка бьёт по плечу ребёнка и предлагает: «давай дружить, только ты мои игрушки не трогай, я буду играть один, а то, как задам тебе».
- Ребята! Так ли надо дружить?
- Можно ли Петрушку назвать другом?
- А можно его назвать забиякой?
Иди, Никита, расскажи Петрушке стихотворение про мальчика Ваню-забияку.
Вот, видишь, Петрушка, какое прозвище могут дать тебе ребята, потому что ты плохой друг. Хочешь, мы тебя научим дружить, но прежде нужно помириться.
Игра: «Мирилка».
Помирились! А теперь вставайте в круг, поиграем.
Игра: «Собрались все дети в круг».
Вот такими бывают настоящие друзья, Петрушка.
- Ребята, расскажите Петрушке, что значит дружить?
(не ссориться, уступать друг другу, делиться и т. д.)
Петрушка: «Ребята, мне так хочется быть такими, как вы - дружными».
Петрушка: Я понял, ребята, как нужно дружить и хочу на прощание прочитать вам
стих - е О. Высотской «Нужно дружно жить на свете».
Звучит музыка «Улыбка»
Петрушка прощается с детьми, просит не обижаться на него и что он будет для них настоящим другом.
- Ребята, кто побывал у нас в гостях?
- Чему мы научили Петрушку? (дружить)
МИРИЛКИ
Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись,
А если будешь драться,
Я буду кусаться.
А кусаться не причем,
Я ударю кирпичом.
Нам кирпич не нужен
Давай с тобой подружим!
Пальчик за пальчик
Крепко возьмём,
Раньше дрались,
А теперь мы поем!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
Ты мне друг! И ты мне друг!
Мы обиды все забудем,
И дружить как прежде будем!
Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
И я больше не дерусь.
Ну а если подерусь, -
В грязной луже окажусь!
Игра «Найди друга»
Дети разделяются на две команды по группам и встают напротив. Детям одной группы завязывают глаза платочками, и они вслепую ищут себе друга из другой группы. После того, как выбор сделан, воспитатель помогает снять платочки, а дети встают в пары.
Игра «Друг без друга нам нельзя»
Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Последние, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия (перешагивают через кубики).
Пальчиковая гимнастика.
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Методические указания. Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Методические указания. На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.
В детском садике детишки. Сергей Волков
В детском садике детишки
Все такие шалунишки!
На прогулку вышли дети.
Раз! – несётся с горки Петя.
Два! – за ним летит Ванюша.
Три! – на карусели Ксюша.
А четыре! – в доме Коля.
Пять! – стоит с ведёрком Оля.
Шесть! – с мячом играет Митя.
Семь! – с коня слезает Витя.
Восемь! – с куклою Наташа.
Девять! – рядом скачет Маша.
Десять! – по дорожке Федя
Едет на велосипеде.
А теперь наоборот:
Десять! – на велосипеде
По дорожке едет Федя!
Девять! – бойко скачет Маша.
Восемь! – c куклою Наташа.
Семь! – с коня слезает Витя.
Шесть! – бросает мячик Митя.
Пять! – ведёрком машет Оля.
А четыре! – в доме Коля.
Три! – на карусели Ксюша.
Два! – с горы летит Ванюша.
Раз! – внизу хохочет Петя.
Нет дружней ребят на свете!
Про дружбу. Юрий Энтин
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Андрей Сметанин
ЗАБИЯКА
Мальчик Ваня – забияка,
Он в саду устроил драку.
Только Ваня рад едва ли –
Забияке сдачи дали.
Елена Благинина «Подарок»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Весёлая смешная.
Мне скучно без игрушки –
Любимая была!
Но всё же я подружке
Игрушку отдала.