Ольга Баракова
Проект «Мир на кончиках пальцев» (для детей с нарушениями зрения)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мир на кончиках пальцев»
Младшая - средняя группа по коррекции зрения «Солнышко»
Тип проекта :
Фронтальный, краткосрочный, практико-ориентированный
Участники:
Тифлопедагог, воспитатели, родители, дети
Актуальность:
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что такие дети полностью полагаются на зрительную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными действиями с предметами, как это происходит у нормальновидящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитии детей. Вместе с тем в группе недостаточно оснащена предметно-развивающая среда по развитию тактильных ощущений (приоритет отдаётся развитию зрительного восприятия). Этой работой в большей степени занимается тифлопедагог на кружке «Умные пальчики».
Публикация «Проект „Мир на кончиках пальцев“ (для детей с нарушениями зрения)» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Проблема:
Недостаточное количество дидактических игр, пособий для развития тактильных ощущений.
Цель:
Создание в группе предметно-развивающей среды, направленной на развитие тактильных ощущений.
Задачи:
• Продолжать учить детей обследованию предметов окружающего мира на полисенсорной основе;
• обогащать тактильный опыт детей при узнавании на ощупь различных предметов и материалов;
• совершенствовать мелкую моторику рук в процессе предметно-практической деятельности;
• стимулировать речевую активность детей в процессе совместной работы;
• воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями;
• привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.
Содержание проекта
1. Подготовительный этап.
Деятельность педагогов:
- Обследование уровня развития осязательного восприятия;
- Разработка проекта;
- Изучение информации по теме проекта;
- Поиск литературы по теме;
- Проведение родительского собрания «Роль осязательного восприятия в развитии ребёнка с нарушением зрения».
Деятельность детей :
- Участие в диагностике уровня развития осязательного восприятия.
Деятельность родителей:
- Участие в родительском собрании «Роль осязательного восприятия в развитии ребёнка с нарушением зрения».
2. Основной этап
Деятельность педагогов:
- Проведение НОД «Что умеют наши ручки»;
- Продуктивная деятельность: Аппликация из природных материалов – «Рыбка»;
Тестопластика; Рисование пальчиками (кружковая работа).
- Чтение художественной литературы: р. н. с. «Крылатый, мохнатый и масляный»,
С. Маршак «Тихая сказка» и др.
- Кружковая работа (в т. ч. работа по специальной серии книжек-игрушек)
- Проведение д/ игр: «Сенсорный сундучок»; «Занимательная шкатулка»; «Сосчитай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Помоги Золушке»; «Выложи предмет»;
- Проведение с/р игры «Магазин игрушек».
- Оформление уголка «Осязай-ка»;
- Изготовление альбомов «Виды ткани» и «Виды бумаги»;
- Изготовление коллекции картинок «Такие разные предметы»;
- Оформление стендовой консультации для родителей;
- Фотофиксация.
Деятельность детей :
- Выполнение аппликации, лепки; рисование;
- Посещение кружка;
- Участие в играх;
- Самостоятельная деятельность с различными материалами в уголке «Осязай-ка»;
- Совместное с родителями изготовление игр для развития тактильных ощущений.
Деятельность родителей:
- Подбор материалов для изготовления альбомов «Виды тканей», «Виды бумаги», «Такие разные предметы».
- Изготовление игр: «Найди пару»; «Волшебные шарики»; «Тактильные мешочки»;
«Пирожок»; «Домино»; «Лабиринт»; «Тактильный коврик»; «Змейка».
- Занятия дома с детьми по заданиям тифлопедагога.
- Фотофиксация.
3. Заключительный этап
Деятельность педагогов:
- Организация выставки д/игр и пособий «Умелые ручки».
- Оформление фотостенда по проекту.
Деятельность детей :
- Участие в выставке поделок.
- Апробация новых игр.
- Рассказ об их изготовлении.
Деятельность родителей:
- Просмотр выставки «Умелые ручки».
- Просмотр выставки детских работ, фотостенда.
Системная паутинка по проекту
Познавательное развитие:
-НОД «Что умеют наши ручки»»
-Д/игры, упражнения;
-Кружковая работа;
-Альбомы «Виды тканей», «Виды бумаги», «Такие разные предметы»;
-Выставка игр;
-Игры в уголке «Осязай-ка».
Речевое развитие:
-Чтение художественной литературы;
-Работа со специальными книжками-игрушками;
-Кружковая работа;
-Составление рассказов об изготовлении игр дома;
-Рассматривание альбомов;
-Д/игры и упражнения.
Художественно-эстетическое развитие:
-Совместное с родителями изготовление игр;
-Продуктивные виды деятельности: аппликация, тестопластика, рисование пальчиками (кружковая работа).
Физическое развитие:
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа по системе О. Крупенчук;
-Оздоровительная ходьба после сна по дорожкам с различными видами поверхностей;
-Подвижные игры: «Пробеги под дождиком»; игры с мячом; «Пробеги и возьми
мягкий (колючий, твёрдый и т. д.) предмет»; «Ловишки на мячах».
Социально-коммуникативное развитие:
-С/р игра «Магазин игрушек»;
-Совместное с родителями изготовление игр;
-Выполнение с родителями коррекционно-развивающих упражнений по
рекомендациям тифлопедагога;
-Самостоятельные игры детей в уголке «Осязай-ка»;
-Совместные игры с педагогом на развитие тактильных ощущений.
Перспектива
Впоследствии планируется работа над подобными проектами по другим видам восприятия (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое). Это позволит в интересной и доступной форме научить детей с нарушениями зрения обследовать предметы и явления окружающего мира на полисенсорной основе.