Елена Евгеньевна Золина
Проект мини-музея «Глиняная посуда»
▼ Скачать
Творческий проект
мини-музей "Глиняная посуда"
Паспорт проекта
Вид проекта:творческий, комплексный.
Тип проекта:долгосрочный (май 2013-май 2014).
Состав участников проекта:групповой.
Цель проекта:Развитие детской поисково-экспериментальной деятельности, подробное и углубленное изучение родного края.
Задачи проекта:
1. Прививать любовь к родному краю, стране.
2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Публикация «Проект мини-музея „Глиняная посуда“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
3. Воспитывать уважение к своим предкам, к их неоценимому труду.
4. Развивать потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Актуальность:Мини-музеи сегодня - это неотъемлемая часть развивающей среды дошкольного учреждения. Создание мини-музея - это отражение интересов и проявление инициативы детей,ведь в создании музея принимают участие сами ребята, их родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры,что позволяет успешно взаимодействовать с семьёю, вовлекать её в жизнь группы, ДОУ. Наш экскурс в прошлое мы начали с Древней Греции, изучению которой мы с ребятами посвятили цикл занятий. Изучая жизнь и быт древних греков, детей заинтересовало изготовление глиняных сосудов, поэтому мы решили с ребятами более подробно изучить "превращение" обычной глиняной массы в изящные, а главное полезные предметы обихода. Но на этом интерес детей не угас, живя в России, им захотелось узнать - как же наши предки узнали о полезных свойствах глины. Помогло нам в этом создание в своей группе мини-музея "Глиняной посуды".
План работы по созданию мини-музея.
1. Этап Подготовительный.
Содержание работы Педсовет. Родительские собрания.
Сроки реализации 31 мая 2013 год; в течение года.
Ожидаемый результат 1. Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения.
2. Этап Практический.
Содержание работы Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).
Сроки реализации В течение года. Февраль-март 2014 год.
Ожидаемый результат Создание мини-музея.
3. Этап Подведение итогов.
Содержание работы Экскурсия в Черноярский историко-краеведческий музей. Экскурсии в мини-музее.
Сроки реализации Март-апрель-май.
Ожидаемый результат Воспитатель вместе с детьми-экскурсоводами проводит экскурсии в мини-музее.
Перспективное планирование работы музея:
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Театрализованные досуги.
3. Мастер-классы. Семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнения музея экспонатами.
7. Составление каталога экспонатов.
Годовой план работы мини-музея:
ноябрь. Беседа. Тема:"Путешествие в Древнюю Грецию"
декабрь. Открытое занятие. Тема:"Древнегреческая керамика"
январь. Занятие. Тема:"Гончарная мастерская"
январь. Занятие. Тема:"Мастера-художники"
февраль. Открытое занятие. Тема:"Театр Древней Греции"
февраль. Занятие. Тема:"Волшебная лавка"
март. Экскурсия в Черноярский историко-краеведческий музей. Тема:"Глиняная посуда"
март. Открытое занятие. Тема:"Археологические раскопки старинной вазы"
март. Занятие. Тема:"Элементы Древнегреческой росписи"
март. Проведение экскурсий в мини-музее
апрель. Показ сказки "Лиса и журавль"
май. Анкетирование воспитанников
май. Анкетирование родителей
Описание проекта.
Экспонаты нашего музея привлекают внимание детей любого возраста. Все экспонаты изготовлены из глины. Некоторые из них изготовлены самими детьми и их родителями. В нашем музее есть разделы:"Глиняная посуда"
Раздел представлен посудой разного назначения (кувшины, кринки, горшочки, чайники, кружки, чашки и т. д.).
Раздел "Я делаю и постигаю", где кукольная посуда выполнена руками детей и их родителей.
Посуда может быть использована детьми в ролевых и режиссёрских играх. Так же, раздел "Я делаю и постигаю" - это уголок ручного труда с набором необходимого оборудования и материалов. Для самостоятельной деятельности детей с глиной есть ручное кружало,здесь любой желающий может приобщиться к труду гончара, а также глина, стеки, салфетки, песок, трубочки для сока, фартуки и др., для практической и экспериментальной деятельности детей.
Раздел "Ох, уж эти сказки!" представлен подборкой детской литературы:пословицы, поговорки, сказки, загадки, стихотворения о глине и глиняных изделиях.
Раздел "Мы играем, изучаем. " представлен подборкой дидактических игр, таких как "Собери сосуд", "Чудо-узоры" и др., представленные в каталоге экспонатов нашего музея, а также, методические разработки для занятий с детьми.
В разделе "Галерея" находится выставка детского художественного творчества:"Глиняная посуда", "Гжельская роспись", "Элементы Древнегреческой росписи".Детское художественное творчество является неотъемлемой частью познавательной деятельности детей.
Для привлечения внимания детей к музею есть у нас яркие мотивационные знаки, так открытый рот "говорит детям о том, что они могут попробовать себя в роли экскурсовода и рассказать посетителям об экспонатах этого раздела;много разноцветных ладошек - эти экспонаты можно трогать;четыре пальца сомкнуты в кулак, а указательный поднят вверх - будь внимателен, осторожен при взаимодействии с данными экспонатами; глаз и ухо - внимательно смотри и слушай рассказ экскурсовода;рука в красном треугольнике - трогать данные экспонаты категорически запрещается.
Для лучшего освоения детьми материала, осознания необходимости изучения свойств и значимости глины, глиняных изделий в жизни людей был проведён цикл занятий, в том числе и открытых:
-"Путешествие в Древнюю Грецию. Древнегреческая керамика".(лепка сосудов);
-"Гончарная мастерская"(лепка разнообразной посуды);
-"Мастера -художники"(рисование, роспись вылепленных изделий из глины,гжель, хохлома);
-"Волшебная лавка"(рисование, гжель);
-"Элементы древнегреческой росписи"(аппликация, чёрнофигурный и краснофигурный стили);
-"Археологические раскопки старинной вазы"(лепка).
Так же, была организованна экскурсия в черноярский историко-краеведческий музей, где дети расширили свои знания о происхождении глины в нашей местности, о первых сосудах и многое другое.
Наш проект был представлен презентацией мини-музея "Глиняная посуда" и показом сказки на новый лад "Лиса и журавль".
В результате проекта дети узнали о происхождении первых древних сосудов, изучили свойства глины, получили навыки изготовления сосудов в ручную, получили знания об особенностях глины своего края, попробовали себя в роли экскурсовода.