Лариса Заднеулица
Проект «Маршруты выходного дня»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта Проект «Маршруты выходного дня» как одна из форм взаимодействия с родителями воспитанников»
МБДОУ д/с № 36 г. Таганрога
Вид и сроки проекта Долгосрочный, познавательно-творческий
2018-2019учебный год
Разработчики Проекта Заднеулица Л. Г воспитатель МБДОУ д/с № 36
Тесленко Е. Н. воспитатель МБДОУ д/с № 36
Основные исполнители Проекта • педагогический коллектив ДОУ, социальные партнеры
Публикация «Проект „Маршруты выходного дня“» размещена в разделах
• воспитанники старшей группы ДОУ
• родители воспитанников, посещающих ДОУ
Цель
Проекта Создание условий взаимодействия ДОУ и семьи для развития познавательной и физической активности дошкольников
Основные задачи Проекта 1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме взаимодействия воспитателя с родителями в системе ДОУ.
2. Выявить современные требования, предъявляемые к взаимодействию воспитателя и родителей в образовательном процессе ДОУ.
3. Создавать условия для развития инициативы и любознательности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
4. Содействовать установлению партнерских отношений всех участников образовательных отношений для развития и воспитания детей.
Основные принципы Проекта
• Сотрудничество, а не наставничество
• Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
• Вариативность содержания, форм и методов образования родителей.
• Индивидуальный подход
• Динамичность
Теоретические основы проекта * Концепция влияния ведущей деятельности на развитие ребенка (Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Н. И. Непомнящая и др.)
* Положения деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.
* Исследования путей повышения педагогической культуры родителей (И. В. Гребенников, О. Л. Зверева, В. К. Котырло, Е. И. Наседкина Р. К. Сережникова и др., линий взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е. С. Бабунова, В. И. Безлюдная, А. И. Захаров).
Концепция о решающей роли семейного воспитания в развитии и формировании личности ребенка (Н. М. Крылова)
Нормативно-правовая база проекта
• Закон РФ «Об образовании»
• ФГОС дошкольного образования, приказ МО и науки РФ №1155 от 17.10.2013г
• Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 36
• Устав МБДОУ д/с № 36
Ожидаемые результаты реализации Проекта Формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме познавательного и физического развития детей.
Создание новых форм проведения выходного дня.
Приобретение родителями опыта двигательного взаимодействия с детьми, элементарных умений в организации познавательной деятельности с ребенком.
Осуществление преемственности между детским садом и семьей по развитию познавательной активности и укреплению и физического здоровья детей.
Механизмы реализации проекта Технология проблемного обучения, технология сотрудничества, метод проектов и
информационно-коммуникативных технологий.
Актуальность
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с родителями воспитанников для установления позитивного взаимодействия и сотрудничества в рамках образования дошкольников. Одним из эффективных способов работы является разработка проекта «Маршруты выходного дня».
Этапы реализации проекта :
1. Организационно-подготовительный
Цель: создание условий, обеспечивающих реализацию проекта.
Первый этап проекта предусматривал :
- пополнение развивающей предметно - пространственной среды;
- изучение передового педагогического опыта работы по данной теме;
- сбор тематической информации о Таганроге, адаптация материала по
истории города к уровню развития детей старшего дошкольного возраста,
- разработка «маршрутов выходного дня»;
- привлечение родительского потенциала для реализации содержания
проектной деятельности;
- расширение договорных партнерских связей с социумом города в рамках реализации инновационного проекта.
2. Основной (внедренческий)
Цель: организация педагогической деятельности по осуществлению активного взаимодействия с родителями по реализации проекта.
Второй этап строился на взаимодействии родителей и педагогов с целью развития познавательной активности у детей, а также организации активного отдыха. Были представлены серии буклетов «Музейные маршруты» и папки-передвижки «Маршруты выходного дня».
Выбор «Маршрута выходного дня» осуществлялся следующим образом: по желанию детей и родителей создавались семейные творческие группы, которые индивидуально работали над подготовкой информации (сведения, загадки, конкурсы, подбор фотоматериалов и др.) по тематическим блокам:
«Домашние животные. Какие они?»
«Я поведу тебя в музей»
«Если хочешь быть здоров!»
«Водоемы Донского края»
«Прогулки по родному городу»
В помощь родителям был представлен алгоритм разработки маршрута :
Сбор сведений о месте посещения, предстоящем культурном событии в жизни города через WhatsApp, телефонную связь, личное посещение.
Сбор информации об условиях посещения.
Разработка маршрута следования с указанием основных достопримечательностей, на которых стоит акцентировать внимание ребенка. Составление бюллетеня для родителей.
Презентация бюллетеня тем для родителей и детей
Получение обратной связи от родителей и детей:
Организация утреннего сбора в группе в понедельник, обмен впечатлениями, показ детьми программок, фотографий, буклетов с места посещения.
Выслушивание мини-сообщений детей о месте посещения с опорой на модель
Результат:
Мотивация родителей на предстоящую совместную деятельность, дальнейшее сотрудничество с детским садом.
Расширение представлений детей о родном городе.
Насыщение предметно-пространственной среды материалами краеведения: альбомами, фотовыставками, вернисажами рисунков, созданными детьми совместно с родителями, презентациями о городе.
Блок №1 «Домашние животные. Какие они?»
Цель: расширение и обогащение знаний детей о домашних животных, об условиях необходимых для их жизни и обитания.
Предварительная работа:
беседа с детьми о том, есть ли у них домашние животные, где они живут, как за ними надо ухаживать, чем кормить;
рассматривание картинок из серии «Домашние животные и их детёныши»;
чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них.
Блок№2 «Я поведу тебя в музей»
Цель: формирование у старших дошкольников представления о музее, о назначении музеев, их разновидностях.
Предварительная работа:
беседа «Что такое музей», презентация «Ознакомление дошкольников с музеями г. Таганрога», конструирование «Музей градостроительства и быта г. Таганрога»
Блок№3 «Если хочешь быть здоров!»
Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
Предварительная работа:
Конкурс плакатов по ЗОЖ, игра-викторина «Кристаллы здоровья», чтение художественных произведений, пословиц и поговорок о здоровье, сообщение для родителей на тему «Роль закаливания и физических нагрузок в развитии детского организма»
Блок№4 «Водоемы Донского края»
Цель: расширение знаний у детей о жизни водоемов, как отдельной экосистемы, формирование начал экологической культуры, в том числе правильного отношения к природе.
Предварительная работа: чтение литературы о природе донского края, просмотр видеороликов, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, экскурсии в музей Дурова, рассматривание картин и иллюстраций о природе.
Блок№5 «Прогулки по родному городу»
Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своей малой родине, городу.
Предварительная работа: Чтение книг о г. Таганроге рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города, беседа «Их именами названы улицы».
-Презентация: «Достопримечательности г. Таганрога и Ростовской области».
Третий этап - аналитический:
Цель: анализ результатов реализации проекта.
- подведение итогов инновационной деятельности, определение направлений дальнейшей деятельности;
- оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательного процесса;
-анкетирование родителей «Как вы оцениваете результаты проектной деятельности?»;
-обобщение опыта работы педагогов детского сада по реализации инновационного проекта;
-трансляция опыта работы в СМИ и педагогическом сообществе города.
Продукты проекта :
Серия буклетов «Музейные маршруты»;
Пополнение фототеки группы «Достопримечательности Таганрога»;
Создание мини-музея “Наш город - Таганрог”;
Выставка детских рисунков «Донская степь».
Перспектива проекта :
- углублять работу по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей по познавательному развитию во взаимодействии с социумом;
- разработать и подготовить разнообразные проекты, презентации совместно с родителями (пополнение методического, дидактического материала);
- подобрать интерактивные формы работы с детьми и взрослыми при реализации проектов.
Литература:
1. Андреева, Н. А. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Н. А. Андреева // Вестн. Шадр. гос. пед. ин-та : науч. журн. - 2010. - № 4. - С. 112-116.
2. Давыдова, О. И. Работа с родителями в детском саду: этнопедагогический подход [Текст] / О. И. Давыдова, Л. Г Богославец, А. А. Маейр – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
3. Евдокимова, Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями [Текст] : Пособие для педагогов и родителей / Н. В. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. - М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
4. Зверева, О. Л., Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - М. : Сфера, 2009. – 256с