Валентина Попова
Проект «Малый поэтический марафон» для старших и подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ[/b]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
[/b]
«Малый поэтический марафон»
[/i]
Учитель-логопед Попова В. Н.
Вид проекта: социально - познавательный, творческий.
Продолжительность: 2021-2022уч. год
Участники проекта: дети старших и подготовительных групп, учитель-логопед, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
Публикация «Проект „Малый поэтический марафон“ для старших и подготовительных групп» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
«Художественно-эстетическое развитие».
Пояснительная записка.
Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.
На протяжении дошкольного детства одной из задач стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития, поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.
Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех есть возможность прочесть выученные стихи. Как правило возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.
К сожалению, не все дети находясь на пороге школьного обучения, четко и ясно произносят звуки родного языка. Дефекты речи можно исправить в работе со специалистом, а четкой, правильной дикции, выразительности можно добиться. При декламации стихов, дошкольники учатся элементам исполнительского искусства, овладевают умением выразительно, эмоционально передавать текст. Кроме того, из опыта работы мы знаем, что нередко смысл заучивания стихотворений, как детьми, так и родителями понимается, как автоматическое запоминание и воспроизведения текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании.
Исходя из этой проблемы предлагаю конкурс чтецов, как одну из форм организации досуговой деятельности дошкольников, который дает каждому малышу возможность для самореализации.
Подготовка к конкуру позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Кроме того при организации конкурса объединяются разные виды искусств- музыка, живопись, литература, что воспитывает эстетический вкус, создает атмосферу праздника.
Подготовка к конкурсу предусматривает предварительную работу, в которую входят организация конкурса и подготовка конкурсантов. Стихотворения к конкурсу подбираются учителем-логопедом, родителям. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
Литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.
Цель: совершенствование художественно – речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений.
Проводя конкурсы чтецов, решаются следующие задачи:
• Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворения.
• Обогащение словаря
• Развитие мелкой моторики
• Развитие артикуляционной моторики губ и языка через выполнение речевых упражнений. Продолжить работу над звукопроизношением.
• Отработка просодической стороны речи.
• Закреплять способность чувствовать через стихотворную форму, речь и движение ритмическую выразительность речи.
• Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.
• Проявлять свои художественные и творческие способности
• Вызывать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
Методы работы:
• индивидуальный
• наглядный
Основные формы реализации проекта:
• Выбор поэтического произведения
• Чтение и заучивание художественной литературы
• Практические упражнения для отработки артистических навыков
• Работа с родителями.
Предполагаемый результат:
• Обогащается словарный запас у детей
• Дети различают простое литературное чтение от художественного, умеют не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл.
• Поднимается уровень индивидуальных достижений у детей.
• Формируются основы словесного творчества.
• Сближение детей, родителей и педагогов друг с другом, принимая участие в конкурсе
• Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Организация конкурса соответствует следующим требованиям:
• В сценарий включаются произведения, которые доступны, интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
• Необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов.
• Тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами; активное участие всех детей группы.
• Конкурс проводится с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, а также внутри сада, между разными группами. Необходимость учёта возраста детей очевидна. Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
• При подборе стихотворений важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Нельзя предлагать для заучивания длинные, с труднопроизносимыми словами, стихи детям с нарушением речи.
• Конкурсы чтецов могут иметь разнообразную тематику: стихи о природе, весёлые стихи, про игры и игрушки, посвящённые предстоящему празднику; они могут быть построены по произведениям одного или разных авторов.
• Творческая группа готовит сценарий, определяет задания, подбирает музыку, помогает детям в изготовлении костюмов, необходимого оборудования, а также сувениров, грамот и медалей за создание яркого образа, выразительное чтение стихотворения, активное участие в викторине и т. д.
• Вопрос поощрения детей - один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах. Как правило, поощряются все участники. В качестве “награды” могут быть использованы грамоты, медали, сувениры, значки, детские книги. Победитель получает то же поощрение, но с надписью “Победитель”
• Роль зрителей могут выполнять как взрослые, так и дети. Эта роль хотя и пассивная, но очень важная: внимание и доброжелательность поддерживают участников конкурса или викторины. Свое одобрение зрители высказывают аплодисментами.
• В состав жюри конкурса входят люди, хорошо знакомые детям данной группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В тоже время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри могут стать воспитатели групп или специалисты. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители. В этом случае необходимо предварительно обговорить с родителями условия конкурса, предположительные номинации, критерии оценки. При подведении итогов оценка должна быть эмоционально-положительной и в то же время объективной.
Организация деятельности над процессом:
Этап I. Подготовительный.
1. Объявление для родителей о проведении в детском саду проекта с приглашением к участию в нём;
2. Формулировка цели и задач;
3. Работа с художественной литературой, подбор стихотворений для чтения на конкурсе;
4. Разработка положения и составление конспекта сценария конкурса юных чтецов;
5. Приглашение родителей, членов жюри для выступления перед детьми;
6. Подготовка детей к выступлению на конкурсе юных чтецов перед родителями, своими сверстниками, воспитателями
Этап II. Основной.
Этапы проекта Промежуточные результаты
1. Поиск идеи, определение срока реализации проекта. 1. Педагог изучает материал, в поисках тем
2. Объявление для родителей о проведении в детском саду проекта с приглашением к участию в нём;
2. Тактическое планирование, распределение ответственных за организацию конкурса. Педагог самостоятельно выбирают ведущих конкурса чтецов, членов жюри, оформителя, фоторепортёра.
3. Работа с художественной литературой, подбор стихотворений для чтения на конкурсе; Родители знакомятся со стихотворениями поэтов на заданную тему. Каждый выбирает только одно произведение, учит наизусть.
4. Разработка положения и составление конспекта сценария конкурса юных чтецов; Ведущий придумывает название конкурса, делает макет дипломов и грамот.
5. Подготовка детей к выступлению на конкурсе юных чтецов перед родителями, своими сверстниками, воспитателями Учитель работает с каждым конкурсантом над выразительностью чтения (логическое ударение, паузы, интонация, громкость, темп, обучающиеся слушают актёрское чтение.
6. Проведение смотра-конкурса Проведение конкурса, подведение итогов, вручение грамот.
7. Фотосъёмка конкурса. Просмотр фотографий.
8. Промежуточное подведение итогов. Рефлексия, планирование других проектов. Благодарность организаторам конкурса.
9. Оформление портфолио проекта и его презентация. Выступление на ежегодной общешкольной конференции.
Предполагаемый результат
Развитие интереса к поэзии, умения передавать содержание стихотворения эмоционально, артистично, интонационно выразительно, овладение умением выражать чувства и эмоции с помощью сочетания вербальных и невербальных средств, формирование духовно-нравственных качеств личности, развитие творческих способностей.
Вывод
1. Проведение конкурса чтецов «Прикоснись душой к природе» - ноябрь 2021г
2. Проведение конкурса чтецов «Зимние забавы» - декабрь 2021г
3. Проведение конкурса чтецов «Стихи К. И. Чуковского» - апрель 2022г
Организованные и проведенные конкурсы чтецов показали положительные результаты. Дети, которые никогда не рассказывали стихи, отказывались выступать, перестали стесняться публики, стали более раскованными, эмоциональными, уверенными в себе, а некоторые стали замечательными чтецами и принимали участие в муниципальном конкурсе чтецов, где заняли призовое место. Расширился словарный запас, дети научились слышать друг друга. Отрадно и то, что родители увидели эти результаты и убедились, что к процессу заучивания стихотворений надо подходить творчески и такие понятия как выразительность и эмоциональность должны непременно присутствовать при рассказывании стихотворений наизусть.
Методическое обеспечение:
• “Методические рекомендации» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой к «Программе воспитания и обучения в детском саду».- Москва, 2005.
• Т. Н. Зенина «Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ»- ООО «Центр педагогического образования», 2008.
• Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
• Стихотворения различных авторов о природе
• Стихотворения различных авторов о зимних забавах
• Стихотворения К. И. Чуковсого
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ
смотра конкурса чтецов
среди детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ
«___»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о смотре-конкурсе чтецов разработано в целях повышения качества воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к чтению, использованию детской книги для их познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.
1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса чтецов среди воспитанников, посещающих логопедический пункт МБДОУ (далее – смотр-конкурс).
2. Цель и задачи:
Цель:
повышение качества образовательной работы с детьми дошкольного возраста по использованию поэтического слова в познавательно - речевом и художественно-эстетическом развитии.
Основные задачи смотра-конкурса:
создать условия для познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей;
воспитать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к произведениям детской художественной литературы;
сформировать навыки выразительного чтения, артистические умения;
выявить лучших чтецов среди детей, предоставить им возможность для самовыражения.
3. Участники смотра – конкурса.
В смотре-конкурсе принимают участие воспитанники старшей, подготовительной групп ДОО.
4. Организация смотра-конкурса
4.1. Подготовку, организацию и общее руководство смотром - конкурсом осуществляет учитель-логопед ДОУ
4.2. Организационный комитет предоставляет аналитическую справку по результатам смотра - конкурса до ….
5. Условия и порядок проведения конкурса
5.1. Смотр конкурс чтецов среди воспитанников МБДОУ проводится в период с …
5.2. Смотр конкурс чтецов среди воспитанников МБДОУ проводится в 1 тур.
5.3. Зам зав во ВМР организуют консультирование по всем вопросам, относящимся к организации смотра – конкурса.
5.4. В смотре-конкурсе принимают все желающие воспитаники.
5.5. Для исполнения рекомендуются произведения следующей тематики:
Прикоснись душой к природе
Зимние забавы
Стихи К. И. Чуковского
5.8. В программу конкурсного выступления включаются поэтические и прозаические произведения русских, советских авторов, соответствующих теме.
5.9. Поэтические произведения, которые включаются в сценарий, должны быть доступны, интересны детям, вызывать эмоциональный отклик.
5.10. Продолжительность выступления:
- стихи – не более 5 минут
6. Номинации смотра - конкурса:
Победитель конкурса
Участники конкурса
7. Критерии оценки смотра - конкурса:
7.1. Члены жюри оценивают уровень исполнения поэтического произведения по следующим критериям:
№ Показатели смотра – конкурса
1 Соответствие выбранного произведения тематике смотра - конкурса
2 Выразительность и грамотность прочтения (динамика, выражаемая в ударениях; интонация, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках; эмоциональная окраска речи, определяющая характер произведения);
3 Правильное литературное произношение
4 Эмоциональность, артистичность, сценическая манера исполнения (мимика, позы, жесты, движения)
5 Индивидуальность исполнительской манеры
6 Соответствие костюма, атрибутов содержанию исполняемого произведения.
7.2. Параметры оцениваются по 5-балльной шкале.
7.3. Члены жюри смотра-конкурса могут выбрать не более двух победителей, по одному в каждой возрастной группе
8. Подготовка к мероприятию.
8.1. Мероприятие организуется в соответствии со сценарием смотра-конкурса чтецов.
8.2. Ответственным за сценарий и проведение праздника является учитель-логопед …
9. Подведение итогов.
9.1. Победители номинаций награждаются дипломами.
9.2. Всем участникам конкурса, не получившим дипломы, вручаются грамоты участника.
9.3. По итогам проведения смотра-конкурса оформляется фотоотчет, который размещается на сайте ДОО.