Ирина Золотухина
Проект «Маленький предприниматель»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Маленький предприниматель»
Разработчик: Золотухина И. В.
воспитатель МКДОУ
Ребрихинский
д/c «Ласточка»
Образовательная область: социально-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность проекта : сентябрь - ноябрь
Актуальность темы:
Современная жизнь диктует новые требования к содержанию воспитания детей. Таким «новым» направлением является знакомство детей с экономикой, «искусством ведения домашнего хозяйства».
Публикация «Проект „Маленький предприниматель“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток или, наоборот, бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно копируют их в своих ролевых играх.
Проект «Маленький предприниматель» строится на организации игровых ситуаций, в которых дети познают основные экономические закономерности: все товары и услуги создаются трудом взрослых; деньги получают за работу, а на деньги можно покупать товары, и т. д.
В проекте «Маленький предприниматель» объединяются два аспекта – условный (игровой) и реальный, в котором дети вместе со взрослыми получают практически значимый результат (собирают урожай, продают билеты на концерт и потом на эти деньги покупают что-то нужное, и т. д.).
Проект «Маленький предприниматель» является универсальным, поскольку в нем объединяются практически все виды деятельности.
В самом проекте можно выделить тематические подпроекты :
• кружок «Наш волшебный огород» (реализация экологического воспитания, проведение экспериментирования, освоение элементарных математических представлений и т. д.);
• изготовление поделок и продажа их на аукционе (художественный труд, изобразительная деятельность и др.);
• кружок «Ладушки» - подготовка (сценарий концерта, изготовление афиш, продажа билетов) и концерт;
Все подпроекты готовятся педагогом, родителями с привлечением детей.
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Возраст дошкольников участников проекта : 5-6 лет;
Цель проекта :
• Трудовое и социально-нравственное воспитание детей.
• Развитие экономического мышления.
• Формирование трудовых и коммуникативных навыков у детей в процессе совместной трудовой деятельности со взрослыми.
Содержание работы:
1. Социально-нравственное воспитание (воспитание трудолюбия, уважения к труду, интереса к профессиям и др.).
2. Формирование элементарных экономических знаний.
3. Развитие трудовых навыков (труд на огороде).
Этапы проекта :
• Организационный
• Основной
• Итоговый
В проекте «Маленький предприниматель» реализуется три группы задач:
1. Общие (стандартные) задачи развития детей.
2. Специальные, характерные для данного вида деятельности.
3. Коррекционные (по отношению к детям с проблемами в развитии).
Задачи проекта :
1. Дать детям элементарные знания об экономике, познакомить с наиболее доступными понятиями: товар, цена, прибыль, собственность, аренда, наличные деньги, аукцион, чек, спрос, предложение.
2. Познакомить детей с профессиями, связанными с экономикой и бизнесом.
3. Привить детям навыки и привычки культурного поведения, воспитать качества хорошего хозяина: бережливость, экономность, аккуратность, организованность и др.
4. Формировать экономическое мышление.
5. Сформировать у детей представления о рыночных отношениях.
6. Научить детей самостоятельно решать познавательные, практические проблемы, используя для этого разнообразные средства.
7. Создать условия для социальной адаптации детей к современным условиям жизни.
8. Формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности.
9. Формировать навыки взаимопомощи, сопереживания, определение и развитие индивидуальных особенностей детей.
10. Формировать у детей самооценку и уверенность в своих силах посредством работы в огороде, проведения экскурсий, аукционов.
11. Формировать умения испытывать положительные эмоции от совместной трудовой деятельности.
12. Учить детей находить выход из конфликтных ситуаций с помощью взрослых и самостоятельно.
Формы обучения экономическим понятиям
1. Самостоятельные игры детей – дидактические, сюжетно-ролевые.
2. Комплексные тематические занятия.
3. Труд в природе (на огороде, дома, в группе детского сада и т. д.).
4. Художественный труд.
5. Развлечения (конкурсы, викторины).
6. Инсценирование «экономических» ситуаций и сказок.
Используемые методы, приемы и средства обучения
1. Чтение художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы, поговорки, сказки).
2. Логические и арифметические задачи-шутки (вызывают напряжение ума и развивают стремление к экономическим знаниям).
3. Практические методы – например, сбор семян, затем расфасовка и определение стоимости полученного продукта.
4. Беседы с людьми – представителями разных профессий.
5. Экскурсии в магазины – наблюдение за работой продавцов, кассиров, за поведением покупателей.
6. Сюжетно-ролевые игры (в семью, в магазин и др.).
7. Дидактические игры
Работа с родителями
Родители полноправные участники проекта. Они входят в творческую группу, помогают в организации и проведении мероприятий проекта.
• Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в ДОУ и семье;
• Участие в работе по экономическому воспитанию детей в ДОУ (ярмарки, праздники, конкурсы);
• Организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада и семьи.
• Анкетирование
Анкетирование для родителей
1. Обсуждаете ли вы с ребенком бюджет семьи?
2. Рассказываете ли вы ребенку о своей работе?
3. Даете ли вы ребенку «карманные» деньги?
4. Кем по профессии вы видите своего ребенка?
5. В каких формах вы могли бы сотрудничать с детским садом по проекту «Маленький предприниматель».
Беседа с детьми
1. Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?
2. Что тебе нравится делать?
3. О чем ты мечтаешь?
4. Если бы у тебя было много денег, что бы ты купил?
Предполагаемый результат
Воспитанник:
• Мотивированность к трудовой деятельности, понимание, что основой благосостояния является труд.
• Воспитание трудолюбия, добросовестности, интереса и уважения к труду взрослых.
• Знакомство с денежными знаками – российским рублем, американским долларом, международной денежной еденицей – евро.
• Знакомство с составляющей семейного бюджета: зарплатой, пенсией, стипендией.
• Сформированность представлений о разных профессиях, в том числе и о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом: продавец, предприниматель, бухгалтер, экономист, кассир и др.
• Способность самостоятельно купить продукты в магазине.
• Сформированность практических навыков, например; под руководством взрослого продать билеты на концерт, подсчитать выручку и спланировать приобретение других нужных товаров.
Педагог:
• повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
Родитель:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса.