Ольга Митина
Проект «Лес-дерево-бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемный вопрос, с которого начинается развитие проекта : «Почему бумагу следует расходовать экономно, не тратить ее попусту? Ее так много в группе (дома, и в магазине можно купить столько, сколько захочешь!».
Одновременно дети подводятся к размышлению над тем, почему следует бережно относиться к книгам, а также ко всем деревянным предметам, в частности, мебели (своим шкафчикам, стульям, столам). Потому что мы бережем труд людей, но может быть есть и другие причины?
Публикация «Проект „Лес-дерево-бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конструирование, поделки
- Деревья. Проекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Наличие проблемной ситуации можно использовать как «толчок» к проведению исследования, изучения проблемы. Это может быть ситуация, когда старшие дошкольники бесцельно, попусту расходуют бумагу, нарисовав одну-две линии, выбрасывают лист, занимаясь аппликацией, выбрасывают как мусор оставшуюся цветную бумагу или картон (то, что можно использовать в дальнейшей работе); или пачкают столы фломастерами, плохо выводимыми красками (что приводит к их порче, в то время как некоторые элементарные действия могут это предотвратить (подложить более широкий лист, использовать клеенку, использовать бумагу повторно в другом качестве и т. п.).
Схема (алгоритм) проекта :
Предварительный этап – актуализация знаний, полученных посредством предыдущих проектов : а) общие представлений о свойствах дерева, древесины как материала, о том, как человек использует эти свойства, б) некоторые элементарные знания о воздухе, о выработке кислорода растениями, об очищении воздуха через посадку деревьев и других растений.
Вывод: Все мы (люди, как и все представители животного мира, дышим благодаря зеленым растениям, и в большей степени деревьям.
1 этап:
Вопрос: «Откуда берется бумага?»
Выяснение того факта, что фактически бумага – это тоже дерево, а значит - лес (так как производится в большей степени из растительной, чаще всего древесной массы) (вывод второго этапа).
Формы организации проектной работы (ФО) : познавательно-исследовательская деятельность с использованием деревянных палочек, плотного и тонкого «сырьевого» необработанного картона и такой же бумаги; наблюдения, чтение энциклопедии, схематичные зарисовки.
2 этап
А) Вопрос: «Что для человека значит лес?»
Вывод: Лес (и в частности деревья) – это чистый воздух, возможность дышать (а значит – жить, а также это мебель, книги, бумага и прочее. Дерево, а значит, лес, обладает для нас огромной ценностью!
Б) Вопрос: Значит для того, чтобы изготовить бумагу, книгу, стол и т. п. нужно срубить сколько-то деревьев?
Вывод: «Ради нужд человека в мире постоянно вырубается огромное количество леса! Его нужно беречь!».
ФО: Фиксация наглядно в виде схемы «Лес - дерево - все то, что он «дает» человеку, в том числе писчая бумага, для рисования, цветная для аппликации, цветной картон, книги, всевозможные упаковки»; рассматривание иллюстраций, различных деревянных предметов мебели, бумаги, картона, картонных упаковок (из-под конфет, чая, зубной пасты, чтение энциклопедии.
3 этап
Вопрос: Как можно беречь лес (деревья, растения?
Вспомнить и уже знакомые ранее проявления бережного отношения к зеленым растения (не рвать, а просто любоваться, посадить что-то своими руками, ухаживать за молодыми деревцами и др.).
Вывод: Лес можно беречь еще и по-другому! Бережно относиться к деревянной мебели, к книгам, к бумаге и картону, которые следует использовать разумно – брать столько, сколько нужно для рисунка, аппликации или поделки, использовать вторично.
ФО: наблюдение, практические действия –
А) создание специальной «Коробки для бумажного творчества», куда складываются оставшиеся части бумаги для последующего использования в аппликации, поделках (во время свободного самостоятельного творчества, разработка способов рационального использования бумаги: вырезать деталь с края бумажного листа, а не в середине, изрисованные и ненужные листы использовать в поделках, оригами, конструировании из бумаги; незаполненную рисунком часть листа отрезать и складывать в обозначенную выше коробочку; доводить начатое дело до конца (в воплощении своего замысла,
не бросать начатый рисунок, продумывать заранее то, что хочешь изобразить (т. е. одновременно идет развитие важных личностных качеств, Б) нахождение «экологически грамотных» способов действий: рисовать аккуратно, чтобы не пачкать деревянные столы трудно отмывающейся краской и фломастерами, при необходимости пользоваться клеенками, не качаться на стульях, чтобы их не сломать (кроме того, это опасно, аккуратно закрывать свои деревянные шкафчики и бережно пользоваться всеми остальными деревянными предметами мебели (кроме того, это мы делаем еще и потому, что бережем труд людей, которые делали все эти предметы, и потому, что заботимся о детях, которые придут позже в группу и также будут пользоваться этими предметами).
В) использование бумажных и картонных упаковок второй раз.