Гульфина Сахибгареева
Проект «Курай — башкирский национальный инструмент»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 с. Субханкулово муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Проект
«Курай — башкирский национальный
музыкальный инструмент»
Составили:
музыкальный руководитель
Сахибгареева Г. Р.
воспитатель
Абдрахимова Н. А
материалы взяты из просторов интернета
с. Субханкулово, 2022 г.
Познавательно творческий проект : «Курай — башкирский национальный музыкальный инструмент»
Публикация «Проект „Курай — башкирский национальный инструмент“» размещена в разделах
Вид проекта : Познавательно – творческий
Участники: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель
Сроки реализации проекта : краткосрочный 3.10.2022 по 14.10.2022
Цель проекта :
Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с башкирским народным музыкальным инструментом - кураем.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с национальными музыкальным инструментом Башкортостана : курай.
2. Познакомить детей с цветком курая.
3. Развивать познавательный интерес к башкирской культуре через знакомство с музыкальными инструментами, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку.
4. Раскрывать творческие способности, развивать речь, пополнять словарный запас
5. Воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю, прививать интерес к башкирскому искусству.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап.
- изучение материала по теме проекта;
- обоснование его актуальности, проблематики;
- определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
- Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и иллюстраций по теме проекта;
- Сбор фотографий, иллюстраций
- подбор музыкальных дидактических игр
- введение воспитанников в проблематику данного проекта.
2. Основной этап.
Проведение ООД, бесед, музыкальных дидактических игр, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, концерт музыкантов из музыкальной школы, слушание музыки в режимных моментах.
3. Заключительный этап:
- Выставка детских работ - аппликация «Цветок курая»
- Рисование «Музыкальные инструменты»
-Тематическое мероприятие «Цвети мой край, родной башкортостан.
Введение.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Сейчас к нам постепенно возвращается нравственность, национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам в которых народ оставил нам своё самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Стилизованное соцветие курая стало частью официальных символов Башкортостана - Государственного герба и Государственного флага, принятых в 1993 году. В нашем понимании семь лепестков курая - это народы, которые проживают на обширных просторах Южного Урала, на древней земле башкир. В историческом же плане - это символ единения всех родов племени, процветания и духовного обновления башкирского народа.
У башкир курай является наиболее широко распространённым инструментом. Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир. Курай – это история башкирского народа, его культура и судьба. Это символ самосохранения нации, её сплочения, гордости.
Проблема.
Опрос среди воспитанников показал, что у них недостаточно знаний о башкирских музыкальных инструментах. Показав башкирский народный инструмент курай, большинство воспитанников ответили, что это дудочка.
Актуальность
В настоящее время мир музыкальных инструментов очень богат. Но как же редко современные дети видят и слышат богатое разнообразие народной музыки! У детей, не достаточно знаний о истории возникновения башкирских народных музыкальных инструментов. Родителям некогда или некуда сходить и послушать звучание народной музыки. Большие концертные залы недоступны жителям нашего маленького поселка. И в связи с этим дети, знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии.
На примере башкирского народного инструмента - курай, чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться национальный музыкой, возникла идея проекта «Курай - башкирский национальный музыкальный инструмент»
Ожидаемые результаты.
В результате реализации проекта у воспитанников :
- сформируются знания о башкирском национальном инструменте - курай, об истории его возникновения;
- расширятся представления об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;
- сформируются у воспитанников познавательный интерес к окружающему миру родного края, появится чувство ответственности по отношению к своей родине;
- воспитаются патриотические чувства и любовь к родному краю.
- расширятся кругозор детей в области музыкальных инструментов и их многообразии
Методы проекта : беседы, оформление альбомов, ООД, просмотр презентации, документального фильма, оформление выставки рисунков
Продукт проекта :
-Выставка детских работ - аппликация «Цветок курая»,
-развлечение «Цвети мой край -Башкортостан»
Реализация проекта.
1 этап – подготовительный.
Работу над проектом я начала со сбора информации. Сначала изучила литературу по теме: Гайнетдинов Ю. И. Курай и кураисты. - Уфа: «Мир планеты», 2011., Камаев Ф. Х. Напевы курая : фольклорный сборник. Уфа: Башкнигоиздат, 1991., Беляев В. М. Музыкальные инструменты народов СССР, Зелинский Р. Ф. Башкирский курай, Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения.
Изучила историю возникновения курая, информацию о знаменитых кураистах, подобрала иллюстрации, фотографии, сказки и легенды, загадки для чтения воспитанникам, музыку.
Получив необходимый объем знаний, я определила цель и задачи проекта, сроки реализации, разработала план работы с воспитанниками старшей группы:
Этапы реализации проекта.
Мероприятия.
Сроки
ответственные
1 Подготовитель-ный этап.
- изучение материала по теме проекта;
- обоснование его актуальности, проблематики;
- определение цели и задач, сроков реализации;
- подбор методического материала, необходимого для реализации проекта;
- Сбор художественной литературы: стихи, рассказы и иллюстраций по теме проекта;
-Сбор музыкального материала
- подбор музыкальных дидактических игр.
- введение воспитанников в проблематику данного проекта.
До 30 сентября
2 Основной этап.
- Беседа:
«Что ты знаешь о курае»
Просмотр презентации.
Слушание звучания курая в режимных моментах (вход на занятия, утренний прием, зарядка, во время прогулки)
- Чтение художественной литературы
- Башкирская народная сказка «Сказка о курае»
- Просмотр документального фильма «Курая задушевный звук»
- ООД музыкальное развитие. Тема: «Башкирские народные инструменты»
- Рассматривание альбома «Башкирские народные музыкальные инструменты
- Дидактическая игра «Найди башкирский народный инструмент»,
- ООД Художественно – эстетическое развитие. Аппликация «Цветок курая»
- Дидактическая игра «Собери музыкальный инструмент»
- Дидактическая игра «Узнай инструмент по звучанию»
-концерт учеников музыкальной школы
3.10.22
ежедневно
4.10.22
7.10.22
6.10.22
7.10.22
воспитатель
10.10.22
11.10.22
….
3 этап
Выставка детских работ:
Аппликация «Цветок курая»
Изготовление курая из бросового материала
- Оформление фотоальбома «Мой любимый башкирский народный музыкальный инструмент»
Развлечение «Цвети мой край родной -Башкортостан»
12.10.22
Свой проект «Курай - башкирский народный инструмент», я реализовала через организацию различных видов деятельности воспитанников и взрослых.
Использовала в воспитательно – образовательном процессе эффективные методы, приемы и формы работы по формированию знаний воспитанников о башкирском народном инструменте курай.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний воспитанников. Познакомила воспитанников с историей возникновения курая.
На организованно образовательных деятельностях по художественно — эстетическому воспитанию с воспитателем дети рисовали различные музыкальные инструменты. В режимных моментах, большое внимание уделяла воспитанию патриотических чувств воспитанников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора: воспитанники проявляли большой интерес к дидактическим играм: «Четвертый лишний», «Собери башкирский народный инструмент», «Найди башкирский народный инструмент» ; в ходе бесед воспитанники узнали о знаменитых кураистах, как изготавливают курай; просмотрели документальный фильм «Курая задушевный звук», «Семь чудес Башкортостана». А так же совместно с воспитателем читали башкирские сказки и легенды о курае, разучивали стихотворения, разгадывали загадки.
3 этап – заключительный.
На заключительном этапе мы с воспитанниками оформили фотоальбом «Мой любимый народный музыкальный инструмент», организовали выставку рисунков «Музыкальные инструменты», аппликация «Цветок курая»,самодельные инструменты. Торжественный, яркий праздник прошел в нашем детском саду, посвященный Дню суверенитета Республики Башкортостан.
На празднике дети побывали в ролях настоящих батыров и башкирских красавиц. Дети рассказывали стихи, пели песни, танцевали, узнали много нового и интересного, прослушали гимн РБ, играли в национальные игры «Курай», «Юрта». И в завершении праздника отведали башкирское национальное блюдо «Чак-чак».
Вывод.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник у воспитанников.
Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, народно - прикладному искусству, музыкальной культуре. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Все те мероприятия, игры, праздники, ООД, которые мы проводим в детском саду, я надеюсь, так же останутся в памяти воспитанников как приятные воспоминания.
На сегодняшний день все запланированные цели и задачи достигнуты, я добилась следующих результатов в своей работе:
- у детей сформировались знания о башкирском нациольном инструменте - курай, об истории его возникновения;
- расширились представления воспитанников об истории и культуре республики Башкортостан, традициях людей живущих в нем;
- у воспитанников сформировался познавательный интерес к окружающему миру родного края, появилось чувство ответственности по отношению к своей малой Родине;
- у детей сформировались патриотические чувства и любовь к родному краю.
Перспектива: в дальнейшем я планирую углубленную работу с воспитанниками по ознакомлению с башкирскими национальными инструментами, с их разнообразием, историей.
Использованная литература:
1. «Я Родину хочу свою познать» Р. Х. Гасанова.
2. «Мой край Башкортостан» Ф. Н. Фазлыева
3. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
А. М. Виноградова
4. «Земля отцов» Р. Х. Гасанова.
5. «Я познаю Башкортостан» Р. Л. Агишева.
7. «Я – башкортостанец» Р. Л. Агишева.