Светлана Теребова
Проект «Краски осенней листвы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«КРАСКИ ОСЕННЕЙ ЛИСТВЫ»
ТИП ПРОЕКТА : творческий
ВИД ПРОЕКТА : групповой
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : 3 октября - 25 октября
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : педагоги, дети, родители.
Интегрируемые образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Проект „Краски осенней листвы“» размещена в разделах
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо не только знакомить детей с природой ближайшего окружения, но и расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного, через продуктивную деятельность.
ПРОБЛЕМА:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В. А. писал: "Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться". Учитывая, что представления детей шестого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Развитие творческих способностей, воображения, развитие мелкой моторики у дошкольников способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
ЦЕЛЬ:
Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.
ЗАДАЧИ:
1. Расширить и систематизировать знания детей об осени, учить видеть и выделять отдельные объекты осенней природы (красоту и индивидуальность листьев деревьев)
2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, посредством различных техник: рисование, пластилинография, торцевание из бумаги, коллаж, экопластика, художественный труд.
3. Активизировать речь детей.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь и бережное отношение к природе.
5. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ТВОРЧЕСТВА:
1. Наглядный метод – демонстрация иллюстраций, фотографий, просмотр мультимедиа, наблюдения за живой природой.
2. Словесный метод – чтение рассказов, стихотворений, сказок, потешек, загадок. Беседы по прочитанному, а также после распознающих наблюдений.
3. Практический метод – показ процессов продуктивной деятельности; эксперименты.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:
художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с произведениями живописи и музыки, отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности;
познавательное развитие: расширение знаний о сезонных изменениях в природе, об их причинах;
речевое развитие: активизация и обогащение словарного запаса детей по теме проекта, формирование умения правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу;
социально-коммуникативное развитие: формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;
физическое развитие: повышение эмоционального, психологического, физического благополучия детей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
Папки-передвижки «Осенняя прогулка в парк», «Игры с листьями».
Сбор природного материала для оформления гербария.
Мастер класс по валянию из шерсти «Осенний лист».
Помощь родителей в подготовке тематического праздника осени.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
I этап – подготовительный
ЦЕЛЬ: Разработать проект, создать условия для реализации проектной деятельности.
Определение проблемы детской цели, введение детей в проектную деятельность через обсуждения, размышления.
Подготовка взрослых к проектной деятельности : подбор литературы, иллюстраций, изготовление атрибутов и пособий для игровой деятельности, подготовка материалов для продуктивной деятельности детей.
II этап – основной
ЦЕЛЬ: Создать условия для познавательной и успешной продуктивной деятельности детей.
Содержание деятельности по областям:
1. Художественно-эстетическое развитие:
НОД «Осень краски разводила…» (пластилинография);
НОД «Разноцветный лес» (аппликация с элементами рисования);
НОД «Осенний венок из листьев» (художественный труд, с использованием природного материала)
НОД «Осень краски разводила…» (рисование в нетрадиционной технике)
НОД Коллективная работа «Танец осени» (создание коллажа)
НОД «Кружатся, кружатся листья…» (штампы в разных техниках)
рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень»,
И. И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Осень», Е. Волков «Октябрь», В. Поленов «Золотая осень», И. Бродский «Золотая осень» и др. ;
прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», С. Прокофьев «Фея Осени», Е. Дога «Березовая аллея» и др.
2. Познавательное развитие:
НОД «Осенняя прогулка»;
НОД «Дарит осень чудеса»;
цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»;
экскурсия по территории ДОУ;
экспериментальная деятельность с осенними листьями;
д/и «Возвратим осени память», «С какого дерева листок», «Кто больше знает примет осени?».
3. Речевое развитие:
чтение и беседа о прочитанном: А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; В. Чаплина «Лес осенью»; Т. Домаренок «Осенняя сказка»; Н. Абрамцева «Осенняя сказка»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Г. Скребицкий «Осень»; П. Молчанов «Последний лист»;
заучивание наизусть: И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»; К. Бальмонт «Осень»; А. Майков «Осенние листья»; Е. Трутнева «Листопад», «Улетает лето»;
загадки, пословицы, поговорки;
составление рассказов об осени из личного опыта и по картинам и иллюстрациям;
д/и «Назови ласково», «Какая бывает осень?».
4. Физическое развитие:
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять», «Листочки»;
физкультминутка «Мы – осенние листочки», «Ветерок»;
дыхательная гимнастика «Ветерок»;
хороводная игра «Что нам Осень принесла?»;
п/и «У медведя во бору», «Совушка», «Перелет птиц», «Раз, два, три, названный лист бери»;
эстафета «Соберем осенний букет».
5. Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры «На прогулке в осеннем лесу», «На даче»;
д/и «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару»;
беседа «То, что растет живое»,
беседа «Сколько красок у осени?».
III этап – заключительный
ЦЕЛЬ: Подвести итоги проделанной работы по реализации проекта.
Продукт проектной деятельности :
Презентация группового альбома-гербария «Осенние странички…»
Презентация подвесного подвижного мобиля «Осеннее дыхание»
Выставка детских работ «Наш осенний вернисаж»
Выставка детских работ совместно с родителями из засушенных листьев
Тематический праздник «Осенины»
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе реализации проекта у детей углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Активно развивались творческие способности, мелкая моторика рук. У родителей продолжает формироваться интерес к подобной работе – совместная проектная деятельность, в которой они охотно принимают участие. Активно появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. А участие в мастер классе пополнили знания и умения мам в технике валяния из шерсти.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бережнова О. В., Тимофеева Л. Л. «Ребенок и окружающий мир». Программа познавательного развития детей 3-7 лет и комплект методических пособий для второй младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп детского сада. – М. : Цветной мир, 2014.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Уч. -метод. Пособие. – М. : Цветной мир,2014.
3. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. - «Мозаика-синтез», 2008.
5. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. -М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М. : ТЦ Сфера, 2009.
7. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М. : ТЦ Сфера, 2012.