Людмила Кузина
Проект «Колыбельная песня в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Колыбельная песня в жизни ребенка»
Направление: художественно-эстетическое развитие
«Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен»
Расул Гамзатов
«Кто не слыхал русской песни ещё над своей колыбелью, и кого её звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенётся при её звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…»
Публикация «Проект „Колыбельная песня в жизни ребенка“» размещена в разделах
П. В. Кириевский, собиратель русского фольклора
Введение.
Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. С древнейших времен матери убаюкивали детей песнями. Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому.
Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью : традициями, обычаями, бытом собственного народа, способствуют развитию речи детей, формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, воздействуют на воспитание эстетических чувств ребенка. Колыбельные заключают в себе могучую воспитательную силу.
Не зря с давних времен люди твердили, что воспитание ребенка начинается с колыбельной песни. Ведь начинать петь колыбельные рекомендуется еще не рожденным детям, т. е. с внутриутробного возраста. Слушая ее, малыш словно в ней купается. Он ощущает ласку, уверенность и чувствует себя защищенным. Во время прослушивания спокойной колыбельной песни у ребенка гармонизируется сердцебиение. А у мамы во время исполнения песни своему малышу расслабляется дыхание, нормализуется давление. Колыбельные песни положительно влияют и на мать, и на ребенка.
Информационная карта проекта
Тема проекта : «Колыбельная песня в жизни ребенка»
Автор проекта : музыкальный руководитель высшей категории Кузина Л. В.
Тип, вид проекта : творческий, информационный, игровой, групповой
Тип проекта по предметной области: музыка
Объект проекта : колыбельная песня
Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.
Участники проекта : дети младшей и средней групп, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Возраст детей: 3-5 лет.
Области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Проект реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Малышок».
Актуальность
Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Её пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребёнок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребёнку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребёнок засыпает под звук телевизора.
В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной, как средства развития ребёнка и общения с ним.
Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал. Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. И хочу доказать, что, несмотря на то, что в современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь, сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.
К сожалению, многие современные мамы не понимают воспитательной ценности малых фольклорных форм в развитии детей, не поют своим детям колыбельные,
ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей и дефицит времени.
Поэтому основная задача данного проекта – приобщить родителей и детей к колыбельным песням. Колыбельные песни не востребованы в современном мире.
Гипотеза: "Использование колыбельных песен способствует духовно-нравственному воспитанию детей, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Если петь ребёнку колыбельные песни, это будет положительно влиять не только на процесс засыпания, но и на дальнейшее развитие ребёнка в целом".
Цель проекта : приобщение детей и родителей воспитанников к малым фольклорным формам, к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.
Задачи:
1. Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами, с жанром
народного творчества – русской народной колыбельной песней;
2. Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желания слушать
и петь народные песни, колыбельные песни;
3. Продолжить формирование нравственных качеств воспитанников (доброта,
человеколюбие);
4. Способствовать развитию у детей интереса к играм-действиям под музыку, под
звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм, в частности,
с применением колыбельных песен;
5. Внедрить колыбельные песни в режимные моменты, ООД;
6. Вовлечь родителей в реализацию проекта, используя различные формы
и методы работы. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций
исполнения колыбельных песен;
7. Создать условия для укрепления эмоциональной связи между родителями и
детьми.
Прогнозируемый результат:
1. Проявление эмоциональной отзывчивости воспитанниками при прослушивании
колыбельных песен;
2. Проявление активности воспитанников при подпевании и пении колыбельных
песен;
3. Создание соответствующей предметно-развивающей среды;
4. Появление игровых действий с куклами, подражающих действиям взрослых
при пении колыбельных песен;
5. Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;
6. Более широкое использование колыбельных песен родителями в воспитании
детей.
Реализация образовательных областей
Образовательная область «Познавательное развитие»
Расширять представление детей о народных колыбельных песнях, об их значении и содержании.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Познакомить детей с музыкальным жанром колыбельной песни. Развивать интерес и любовь к народному песенному творчеству.
Образовательная область «Речевое развитие»
Способствовать развитию и активизации речи посредством разучивания колыбельных песен различного содержания.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать навыки взаимоотношений между детьми и взаимоотношений со взрослыми. Развивать у детей потребность применения колыбельных песен в игровой деятельности.
Краткое содержание проекта
Практическая деятельность
- беседы о жанре колыбельной песни, о ее значении в жизни человека;
- ознакомление с художественной литературой, чтение художественной
литературы;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, изображающих укладывание
младенца;
- прослушивание и обсуждение колыбельных песен;
- разучивание колыбельных песен;
- пение колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности;
- изготовление рисунков на тему «Баю-бай, поскорее засыпай»;
- просмотр мультфильмов и видеоклипов по данной теме;
- включение звучания колыбельных песен в режимные моменты (засыпание);
- вовлечение детей в интерактивную музыкально-дидактическую игру
«Угадай по картинке колыбельную и спой ее» с использованием интерактивной
доски;
- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей по теме
проекта;
- вовлечение детей в сюжетные игры «Дочки-матери», «Укладываем куклу
спать», «Покачаю куклу в коляске»;
- кукольный спектакль «Сказка о глупом мышонке»;
- проведение занятий ООД по данной теме, (игровое тематическое занятие во
2 младшей группе «Куклу Катю я люблю, Кате песенку спою»);
- проведение развлечения «Мамина песенка» для детей средней группы и их
родителей.
- проведение консультации для воспитателей «Значение колыбельных песен в
жизни ребенка дошкольного возраста»
Взаимодействие с родителями
1. Анкетирование №1 «Колыбельная песня в жизни вашего ребенка»
(в начале работы над проектом).
2. Консультации для родителей:
- «Значение колыбельных песен в жизни ребенка и в его духовном развитии» (средняя группа);
- «Волшебная сила колыбельных песен» (2-я младшая группа).
3. Совместная деятельность родителей и детей в создании иллюстраций
к любимым колыбельным песням.
4. Выставление консультаций на стенд «Музыка и дети» :
«Все начинается с колыбельной»;
5. Папка – передвижка «Пойте детям перед сном!»
6. Буклеты для мам «Колыбельные песенки»;
7. Анкетирование родителей №2 (в заключение работы над проектом).
Образовательная деятельность:
1. Организованная образовательная деятельность
2. Образовательная деятельность в режиме дня.
3. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов
деятельности детей.
4. Самостоятельная деятельность детей
5. Взаимодействие с семьями воспитанников.
План реализации проекта
Этапы работы над проектом :
1. подготовительный
2. организационный
3. основной (реализация)
4. заключительный (итоговый)
Этапы Содержание
Подготовительный 1. Изучить истоки колыбельных песен, литературу о
колыбельных песнях.
2. Провести сравнительную характеристику сюжетов
старинных и современных колыбельных песен.
3. Выявить особенности содержания колыбельных, которые
влияют на сон ребёнка.
4. Провести анкетирование родителей «Колыбельная песня
Организационный в жизни вашего ребенка».
5. Выяснить мнение взрослых о значении колыбельных
песен в жизни ребенка. Организовать родителей для
помощи в проведении данного проекта.
6. Собрать картотеку русских народных и авторских
колыбельных песен.
7. Подобрать художественную литературу,
иллюстрированный и игровой материал для детей по
данной теме.
Основной
(реализация) 1. Создать информационную базу по теме проекта.
2. Подбор и оформление в сборник колыбельных песен.
3. Оформить выставку с книгами «Колыбельных песен» в
группах.
4. Выступить на родительском собрании с консультациями.
5. Оформить папку-передвижку с темой «Пойте детям перед
сном!»
6. Создать медиатеку по данной теме: видеоклипы,
мультфильмы, аудиозаписи.
7. Проведение игрового тематического занятия
«Куклу Катю я люблю, Кате песенку спою»
(2 младшая группа).
Заключительный
(итоговый) 1. Итоговое мероприятие совместно с родителями «Мамина
песенка» (средняя группа)
2. Создание презентации для отчета на педагогическом
совете, для трансляции в интернет-сети с целью
распространения педагогического опыта.
Ход проекта
День недели № Цель
1-я неделя Понедельник 1. Анкетирование родителей
Анкета №1
2. Консультация для воспитателей
«Значение колыбельных песен в жизни ребенка дошкольного возраста»
3. Включение колыбельных песен в режимные моменты (перед дневным сном)
Пение колыбельных песен
-воспитателем,
-детьми (поочередно)
Вторник 4. ООД музыкальное занятие -2 мл. гр.
Разучиваем колыбельную «Баю-баю» М. Красева
5. Работа по созданию сборника
Сборник «Колыбельная песня»
Среда 6. Сюжетно-ролевая игра
«Уложи куклу спать»
7. ООД музыкальное тематическое занятие- 2 мл. гр.
«Колыбельная песня»
Четверг 8. Кукольный театр – 2 мл. гр.
«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака
Пятница 9. ООД музыкальное занятие – ср. гр.
Разучиваем песни «Колыбельная зайчонка» М. Красева,
«Спи, мой Мишка, засыпай» Е. Тиличеевой
10. Консультация для родителей 2 мл. гр.
«Значение колыбельных песен в жизни ребенка»
2-я неделя Понедельник 11. ООД по нетрадиционному рисованию
«Мы рисуем звездное небо».
Поделки-из пластилина (колыбелька)
Вторник 12. Вечерний досуг
ИМДИ «Угадай по картинке колыбельную и спой ее» (с использованием интерактивной доски)
13. Консультация для родителей средней гр.
«Значение колыбельных песен в жизни ребенка»
14. Создание папки-передвижки
«Пойте детям перед сном!»
Среда 15. Сюжетно-ролевая игра
«Дочки-матери»,
«Покачивание кукол в коляске»
Четверг 16. Развлечение совместно с родителями- средней гр.
«Мамина песенка»
17. Анкетирование родителей
Анкета №2
18. Создание презентации
Пятница 19. Педагогический совет ДОО
Выступление музыкального руководителя с презентацией по теме проекта
20. Создание буклета для родителей
«Колыбельная песня в жизни ребенка»
Репертуар
Программное содержание Репертуар
Слушание - восприятие «Колыбельная» А. Гречанинова
«Колыбельная песенка» С. Розоренова
«Спят усталые игрушки»,
«Колыбельная медведицы»,
«Сонная песенка» Р. Паулса,
«Спи, моя радость, усни» В. А. Моцарта
«Сон приходит на порог» В. Лебедев – Кумач
Чтение произведений художественной литературы Ф. Тютчев «День вечереет, ночь близка»
З. Александрова «Катя в яслях»,
С. Капутикян «Все спят»,
Я. Аким «Луна»,
П. Воронько «Спать пора»,
«Вот и люди спят»,
«Ночь пришла»
Исполнение колыбельных песен (русских народных, современных композиторов) «Люли, люлюшки, люли»,
«Серенький волчок»,
«А баиньки – баиньки»,
«Баю – бай, баю – бай»,
«Люли, люли! Налетели гули»,
«Приди, котенька – коток»,
«Ходит Сон по сенюшкам»,
«Спи, младенец мой прекрасный»,
«Бродит Дрёма»,
«Спи, мой мишка»,
«Баю-баю» М. Красева,
«Колыбельная зайчонка» В. Карасевой
Показ кукольного театра
(настольный, перчаточный, кукольный) «Баю, баю, гуси!»,
«Ходит по ночам коза»,
«Баю – баю, надо спать»,
«Котя – котенька, коток»,
«Пошёл котик во лесок»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Создание игровых ситуаций «Кукла Катя хочет спать»,
«Игрушки устали»,
«Весёлые зверюшки»,
«Нам пора отдыхать»
Продукт проекта :
- создание сборника «Колыбельные песни», в который вошли русские народные
колыбельные песни, колыбельные песни современных композиторов;
- создание медиатеки «Колыбельная песня», диска с аудио- и видеоклипами
по теме «Колыбельная песня для малышей»;
- ООД тематическое музыкальное занятие «Колыбельная песня» младшая группа;
- развлечение «Мамина песенка» для детей средней группы и их родителей;
- интерактивная музыкально-дидактическая игра «Узнай колыбельную песенку и
спой ее»;
- презентация по теме проекта «Колыбельная песня в жизни ребенка».
Результативность проекта :
1. Наблюдения показали, что дети стали проявлять доброжелательность и
эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам;
2. Дети проявляют интерес к народной музыке, эмоционально откликаются при
прослушивании музыкальных произведений, повысилась активность детей при
подпевании и пении;
3. Наблюдаются изменения в игровой деятельности детей (укладывают кукол
спать, поют им колыбельные песни, качают на руках);
4. Отмечено повышение речевой активности детей, обогащение словарного запаса.
5. При первоначальном опросе выявилось, что родителям наших воспитанников
пели в детстве колыбельные песни, а сами они своим детям поют не всегда.
А повторный опрос родителей воспитанников показал, что родители глубоко осознали
значимость колыбельных песен в жизни ребенка и стали чаще использовать их,
также некоторые родители отметили улучшение взаимоотношений с детьми;
Вывод:
Этим проектом мы постарались ответить на поставленные мною вопросы и
сделали следующие выводы:
1. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие
на ребёнка и позволяют установить тесную связь между мамой и ребёнком,
положительно влияют на интеллектуальное и физическое развитие.
2. Образцы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и
бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми
особенностями мира.
3. Колыбельные - это первые уроки русского языка. Они развивают память,
слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание.
4. В результате проекта гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
Т. о., колыбельная песня является (обладает) волшебной силой,
воздействующей на душу и сердце ребенка. Она успокаивает, вызывает
эмоциональный отклик, благотворно влияет на организм ребенка,
духовно сближает взрослого и малыша. Выработанная веками
практика пестования детей имеет полное право на существование.
Колыбельные – то немногое, что мы можем еще вернуть из утраченного
«золотого запаса» народной культуры.