Папки-передвижки

Проект «Колыбельная песня в жизни ребенка»

Людмила Кузина
Проект «Колыбельная песня в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект

«Колыбельная песня в жизни ребенка»

Направление: художественно-эстетическое развитие

«Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен»

Расул Гамзатов

«Кто не слыхал русской песни ещё над своей колыбелью, и кого её звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенётся при её звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…»

Публикация «Проект „Колыбельная песня в жизни ребенка“» размещена в разделах

П. В. Кириевский, собиратель русского фольклора

Введение.

Колыбельная песня, по мнению народа, - спутник детства. С древнейших времен матери убаюкивали детей песнями. Исследования современных ученых показывают, что колыбельные песни вызывают у ребенка чувство психологической защищенности. Они несут в себе пожелание добра и благополучия своему ребенку со стороны матери, уверенность в том, что он будет здоров и счастлив. Через выражение любви к ребенку со стороны взрослого, которым пронизана колыбельная, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому.

Колыбельные играют громадную роль в ознакомлении ребенка с окружающей жизнью : традициями, обычаями, бытом собственного народа, способствуют развитию речи детей, формированию умения видеть и понимать красоту родного языка, воздействуют на воспитание эстетических чувств ребенка. Колыбельные заключают в себе могучую воспитательную силу.

Не зря с давних времен люди твердили, что воспитание ребенка начинается с колыбельной песни. Ведь начинать петь колыбельные рекомендуется еще не рожденным детям, т. е. с внутриутробного возраста. Слушая ее, малыш словно в ней купается. Он ощущает ласку, уверенность и чувствует себя защищенным. Во время прослушивания спокойной колыбельной песни у ребенка гармонизируется сердцебиение. А у мамы во время исполнения песни своему малышу расслабляется дыхание, нормализуется давление. Колыбельные песни положительно влияют и на мать, и на ребенка.

Информационная карта проекта

Тема проекта : «Колыбельная песня в жизни ребенка»

Автор проекта : музыкальный руководитель высшей категории Кузина Л. В.

Тип, вид проекта : творческий, информационный, игровой, групповой

Тип проекта по предметной области: музыка

Объект проекта : колыбельная песня

Продолжительность: краткосрочный, 2 недели.

Участники проекта : дети младшей и средней групп, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Возраст детей: 3-5 лет.

Области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Проект реализуется на базе МБДОУ «Детский сад «Малышок».

Актуальность

Сколько младенцев засыпало под слова незатейливой песенки! Её пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. В крестьянских семьях младенцев баюкала старшая сестра или мама. В богатые дома нанимали кормилиц, нянек, пестуний, которые знали бесчисленное множество старых колыбельных песен. Это было давно. А что же сейчас? Насколько исполнение колыбельных песен актуально и необходимо сейчас? У современных мам всё расписано по часам, и ребёнок живет строго по расписанию. Сейчас мамы, если и поют своему ребёнку колыбельную песню, то только для того, чтобы уложить его спать. А часто вместо колыбельной просто ставят тихую музыку, или ребёнок засыпает под звук телевизора.

В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной, как средства развития ребёнка и общения с ним.

Что же за магия такая таится в колыбельных песнях? Кто и для чего их придумал. Я считаю, что эта проблема актуальна в наше время. И хочу доказать, что, несмотря на то, что в современном мире, где каждый день создаются новые игрушки и компьютерные программы для детей, значение колыбельных песен очень велико, ведь, сколько существует мир, столько существуют мамы, столько существуют и колыбельные песни.

К сожалению, многие современные мамы не понимают воспитательной ценности малых фольклорных форм в развитии детей, не поют своим детям колыбельные,

ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей и дефицит времени.

Поэтому основная задача данного проекта – приобщить родителей и детей к колыбельным песням. Колыбельные песни не востребованы в современном мире.

Гипотеза: "Использование колыбельных песен способствует духовно-нравственному воспитанию детей, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром. Если петь ребёнку колыбельные песни, это будет положительно влиять не только на процесс засыпания, но и на дальнейшее развитие ребёнка в целом".

Цель проекта : приобщение детей и родителей воспитанников к малым фольклорным формам, к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.

Задачи:

1. Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами, с жанром

народного творчества – русской народной колыбельной песней;

2. Способствовать проявлению у детей интереса к музыке, желания слушать

и петь народные песни, колыбельные песни;

3. Продолжить формирование нравственных качеств воспитанников (доброта,

человеколюбие);

4. Способствовать развитию у детей интереса к играм-действиям под музыку, под

звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм, в частности,

с применением колыбельных песен;

5. Внедрить колыбельные песни в режимные моменты, ООД;

6. Вовлечь родителей в реализацию проекта, используя различные формы

и методы работы. Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций

исполнения колыбельных песен;

7. Создать условия для укрепления эмоциональной связи между родителями и

детьми.

Прогнозируемый результат:

1. Проявление эмоциональной отзывчивости воспитанниками при прослушивании

колыбельных песен;

2. Проявление активности воспитанников при подпевании и пении колыбельных

песен;

3. Создание соответствующей предметно-развивающей среды;

4. Появление игровых действий с куклами, подражающих действиям взрослых

при пении колыбельных песен;

5. Укрепление взаимоотношений между родителями и детьми;

6. Более широкое использование колыбельных песен родителями в воспитании

детей.

Реализация образовательных областей

Образовательная область «Познавательное развитие»

Расширять представление детей о народных колыбельных песнях, об их значении и содержании.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Познакомить детей с музыкальным жанром колыбельной песни. Развивать интерес и любовь к народному песенному творчеству.

Образовательная область «Речевое развитие»

Способствовать развитию и активизации речи посредством разучивания колыбельных песен различного содержания.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать навыки взаимоотношений между детьми и взаимоотношений со взрослыми. Развивать у детей потребность применения колыбельных песен в игровой деятельности.

Краткое содержание проекта

Практическая деятельность

- беседы о жанре колыбельной песни, о ее значении в жизни человека;

- ознакомление с художественной литературой, чтение художественной

литературы;

- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, изображающих укладывание

младенца;

- прослушивание и обсуждение колыбельных песен;

- разучивание колыбельных песен;

- пение колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности;

- изготовление рисунков на тему «Баю-бай, поскорее засыпай»;

- просмотр мультфильмов и видеоклипов по данной теме;

- включение звучания колыбельных песен в режимные моменты (засыпание);

- вовлечение детей в интерактивную музыкально-дидактическую игру

«Угадай по картинке колыбельную и спой ее» с использованием интерактивной

доски;

- создание условий для самостоятельной игровой деятельности детей по теме

проекта;

- вовлечение детей в сюжетные игры «Дочки-матери», «Укладываем куклу

спать», «Покачаю куклу в коляске»;

- кукольный спектакль «Сказка о глупом мышонке»;

- проведение занятий ООД по данной теме, (игровое тематическое занятие во

2 младшей группе «Куклу Катю я люблю, Кате песенку спою»);

- проведение развлечения «Мамина песенка» для детей средней группы и их

родителей.

- проведение консультации для воспитателей «Значение колыбельных песен в

жизни ребенка дошкольного возраста»

Взаимодействие с родителями

1. Анкетирование №1 «Колыбельная песня в жизни вашего ребенка»

(в начале работы над проектом).

2. Консультации для родителей:

- «Значение колыбельных песен в жизни ребенка и в его духовном развитии» (средняя группа);

- «Волшебная сила колыбельных песен» (2-я младшая группа).

3. Совместная деятельность родителей и детей в создании иллюстраций

к любимым колыбельным песням.

4. Выставление консультаций на стенд «Музыка и дети» :

«Все начинается с колыбельной»;

5. Папка – передвижка «Пойте детям перед сном!»

6. Буклеты для мам «Колыбельные песенки»;

7. Анкетирование родителей №2 (в заключение работы над проектом).

Образовательная деятельность:

1. Организованная образовательная деятельность

2. Образовательная деятельность в режиме дня.

3. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов

деятельности детей.

4. Самостоятельная деятельность детей

5. Взаимодействие с семьями воспитанников.

План реализации проекта

Этапы работы над проектом :

1. подготовительный

2. организационный

3. основной (реализация)

4. заключительный (итоговый)

Этапы Содержание

Подготовительный 1. Изучить истоки колыбельных песен, литературу о

колыбельных песнях.

2. Провести сравнительную характеристику сюжетов

старинных и современных колыбельных песен.

3. Выявить особенности содержания колыбельных, которые

влияют на сон ребёнка.

4. Провести анкетирование родителей «Колыбельная песня

Организационный в жизни вашего ребенка».

5. Выяснить мнение взрослых о значении колыбельных

песен в жизни ребенка. Организовать родителей для

помощи в проведении данного проекта.

6. Собрать картотеку русских народных и авторских

колыбельных песен.

7. Подобрать художественную литературу,

иллюстрированный и игровой материал для детей по

данной теме.

Основной

(реализация) 1. Создать информационную базу по теме проекта.

2. Подбор и оформление в сборник колыбельных песен.

3. Оформить выставку с книгами «Колыбельных песен» в

группах.

4. Выступить на родительском собрании с консультациями.

5. Оформить папку-передвижку с темой «Пойте детям перед

сном!»

6. Создать медиатеку по данной теме: видеоклипы,

мультфильмы, аудиозаписи.

7. Проведение игрового тематического занятия

«Куклу Катю я люблю, Кате песенку спою»

(2 младшая группа).

Заключительный

(итоговый) 1. Итоговое мероприятие совместно с родителями «Мамина

песенка» (средняя группа)

2. Создание презентации для отчета на педагогическом

совете, для трансляции в интернет-сети с целью

распространения педагогического опыта.

Ход проекта

День недели № Цель

1-я неделя Понедельник 1. Анкетирование родителей

Анкета №1

2. Консультация для воспитателей

«Значение колыбельных песен в жизни ребенка дошкольного возраста»

3. Включение колыбельных песен в режимные моменты (перед дневным сном)

Пение колыбельных песен

-воспитателем,

-детьми (поочередно)

Вторник 4. ООД музыкальное занятие -2 мл. гр.

Разучиваем колыбельную «Баю-баю» М. Красева

5. Работа по созданию сборника

Сборник «Колыбельная песня»

Среда 6. Сюжетно-ролевая игра

«Уложи куклу спать»

7. ООД музыкальное тематическое занятие- 2 мл. гр.

«Колыбельная песня»

Четверг 8. Кукольный театр – 2 мл. гр.

«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака

Пятница 9. ООД музыкальное занятие – ср. гр.

Разучиваем песни «Колыбельная зайчонка» М. Красева,

«Спи, мой Мишка, засыпай» Е. Тиличеевой

10. Консультация для родителей 2 мл. гр.

«Значение колыбельных песен в жизни ребенка»

2-я неделя Понедельник 11. ООД по нетрадиционному рисованию

«Мы рисуем звездное небо».

Поделки-из пластилина (колыбелька)

Вторник 12. Вечерний досуг

ИМДИ «Угадай по картинке колыбельную и спой ее» (с использованием интерактивной доски)

13. Консультация для родителей средней гр.

«Значение колыбельных песен в жизни ребенка»

14. Создание папки-передвижки

«Пойте детям перед сном!»

Среда 15. Сюжетно-ролевая игра

«Дочки-матери»,

«Покачивание кукол в коляске»

Четверг 16. Развлечение совместно с родителями- средней гр.

«Мамина песенка»

17. Анкетирование родителей

Анкета №2

18. Создание презентации

Пятница 19. Педагогический совет ДОО

Выступление музыкального руководителя с презентацией по теме проекта

20. Создание буклета для родителей

«Колыбельная песня в жизни ребенка»

Репертуар

Программное содержание Репертуар

Слушание - восприятие «Колыбельная» А. Гречанинова

«Колыбельная песенка» С. Розоренова

«Спят усталые игрушки»,

«Колыбельная медведицы»,

«Сонная песенка» Р. Паулса,

«Спи, моя радость, усни» В. А. Моцарта

«Сон приходит на порог» В. Лебедев – Кумач

Чтение произведений художественной литературы Ф. Тютчев «День вечереет, ночь близка»

З. Александрова «Катя в яслях»,

С. Капутикян «Все спят»,

Я. Аким «Луна»,

П. Воронько «Спать пора»,

«Вот и люди спят»,

«Ночь пришла»

Исполнение колыбельных песен (русских народных, современных композиторов) «Люли, люлюшки, люли»,

«Серенький волчок»,

«А баиньки – баиньки»,

«Баю – бай, баю – бай»,

«Люли, люли! Налетели гули»,

«Приди, котенька – коток»,

«Ходит Сон по сенюшкам»,

«Спи, младенец мой прекрасный»,

«Бродит Дрёма»,

«Спи, мой мишка»,

«Баю-баю» М. Красева,

«Колыбельная зайчонка» В. Карасевой

Показ кукольного театра

(настольный, перчаточный, кукольный) «Баю, баю, гуси!»,

«Ходит по ночам коза»,

«Баю – баю, надо спать»,

«Котя – котенька, коток»,

«Пошёл котик во лесок»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Создание игровых ситуаций «Кукла Катя хочет спать»,

«Игрушки устали»,

«Весёлые зверюшки»,

«Нам пора отдыхать»

Продукт проекта :

- создание сборника «Колыбельные песни», в который вошли русские народные

колыбельные песни, колыбельные песни современных композиторов;

- создание медиатеки «Колыбельная песня», диска с аудио- и видеоклипами

по теме «Колыбельная песня для малышей»;

- ООД тематическое музыкальное занятие «Колыбельная песня» младшая группа;

- развлечение «Мамина песенка» для детей средней группы и их родителей;

- интерактивная музыкально-дидактическая игра «Узнай колыбельную песенку и

спой ее»;

- презентация по теме проекта «Колыбельная песня в жизни ребенка».

Результативность проекта :

1. Наблюдения показали, что дети стали проявлять доброжелательность и

эмоциональную отзывчивость по отношению к сверстникам;

2. Дети проявляют интерес к народной музыке, эмоционально откликаются при

прослушивании музыкальных произведений, повысилась активность детей при

подпевании и пении;

3. Наблюдаются изменения в игровой деятельности детей (укладывают кукол

спать, поют им колыбельные песни, качают на руках);

4. Отмечено повышение речевой активности детей, обогащение словарного запаса.

5. При первоначальном опросе выявилось, что родителям наших воспитанников

пели в детстве колыбельные песни, а сами они своим детям поют не всегда.

А повторный опрос родителей воспитанников показал, что родители глубоко осознали

значимость колыбельных песен в жизни ребенка и стали чаще использовать их,

также некоторые родители отметили улучшение взаимоотношений с детьми;

Вывод:

Этим проектом мы постарались ответить на поставленные мною вопросы и

сделали следующие выводы:

1. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие

на ребёнка и позволяют установить тесную связь между мамой и ребёнком,

положительно влияют на интеллектуальное и физическое развитие.

2. Образцы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и

бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми

особенностями мира.

3. Колыбельные - это первые уроки русского языка. Они развивают память,

слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание.

4. В результате проекта гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

Т. о., колыбельная песня является (обладает) волшебной силой,

воздействующей на душу и сердце ребенка. Она успокаивает, вызывает

эмоциональный отклик, благотворно влияет на организм ребенка,

духовно сближает взрослого и малыша. Выработанная веками

практика пестования детей имеет полное право на существование.

Колыбельные – то немногое, что мы можем еще вернуть из утраченного

«золотого запаса» народной культуры.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Отец в жизни ребенка» ко Дню отца на МAAM«Отец в жизни ребенка» ко Дню отца на МAAM Отцы занимают важное место в жизни ребенка. Ученые доказали, что дети, в воспитании которых активную роль играли папы, вырастают успешнее.

Игра в жизни ребенка раннего возрастаИгра в жизни ребенка раннего возраста Игра занимает в жизни ребёнка особое место. Игра является как способ освоения мира, т. к. играющий ребенок создает свой мир; игра оказывает.

Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка»Консультация для родителей «Лепка в жизни ребенка» : Развитие ребенка посредством художественного и декоративно- прикладного искусства это важнейшая составляющая в формирование личности ребенка.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка» Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширить представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой,.

Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка»Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей. Самое главное он укрепляет здоровье ребенка. Вместе с тем.

Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка»Консультация для родителей «Труд в жизни ребенка» Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были счастливы. Известный педагог.

Консультация родителям «Книга в жизни ребенка» Полезная информация для родителей, что дает ребенку книга. 1. Растим читателя. -Самое главное – чтобы ребенок рос в «читающей» семье. Любите.

Песня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаПесня для малышей «Снегири». Песня «Зима» для детей старшего дошкольного возраста СнегириСлова Людмилы Рябоконевой, воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко»,п. Таежный. 1. Прилетели снегири, Сели у окошка. Рада, рада детвора.

Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт)Пластилин в жизни ребенка (фотоотчёт) Лепка, как и игра, являются любимыми занятиями моих воспитанников. Открыв для себя однажды этот чудесный материал, о нем им трудно забыть,.

Роль театра в жизни ребенкаРоль театра в жизни ребенка Театр – это радость, праздничное и радостное представление. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Колыбельная песня в жизни ребенка»
Опубликовано: 7 января 2021 в 13:37
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Колыбельная песня в жизни ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кузина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД