Светлана Попова
Проект «Карусель дружбы. Национальные костюмы народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
«Карусель дружбы. Национальные костюмы народов России»
Цель проекта:изучение разнообразия национальных костюмов народов России как части культурного наследия и культурной самобытности народов и этнических общностей России.
Задачи проекта:
Публикация «Проект „Карусель дружбы, Национальные костюмы народов России“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Моя Родина Россия
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
• создать в группе условия для изучения национальных костюмов народов России через комплекс форм и средств: организацию выставок детско-родительских работ (рисунков, поделок, проведение совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей;
• познакомить с характерными особенностями национальных костюмов народов России, исследовать их отличия и сходства (русский, татарский, казахский, чеченский, чукотский, калмыцкий);
• развивать самостоятельность, творческий потенциал детей, пробудить интерес и вовлечь дошкольников в активнуюисследовательскуюдеятельность по изучению национальных костюмов народов России;
• формировать у старших дошкольников умение находить сходство, различие в национальных костюмах народов России и умение подбирать материал для их изготовления;
• воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям народов России:
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.
Актуальность:
Россия всегда являлась многонациональным государством. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах.
Костюмы разных народов – это отражение богатой культуры, обычаев, уклада жизни народа. Интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнамент вышивки на одежде.
«По одежке встречают.». Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл ее был значительно глубже. Еще сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, из какой он семьи – бедной или богатой; встречая пришлых людей, догадывались о роде их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы давно доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения - предохранять человека от воздействия внешней среды, имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру своего народа, ценности и нравственные ориентиры. Поэтому данная тема актуальна для изучения детьми в этом возрасте, так как, взрослея, он сам становится хранителем и продолжателем его традиций. Одна из важнейших задач работы педагога – воспитание в детях толерантного отношения к другим народностям. Дети дошкольного возраста имеют представления о культуре, быте, жизненном укладе народов, проживающих на территории России, в соответствии с их возрастными особенностями.
Дети через национальный костюм узнают историю и культуру родной страны, она формирует мировоззрение и поведение человека. Поэтому культуру и традиции своей страны нужно знать и уважать.
Реализация проекта «Карусель дружбы» позволит задействовать различные виды детской деятельности при совместной работе детей и взрослых.
Материалы и оборудование:
национальные костюмы народов России;
материалы для изготовления бумажных кукол в национальных костюмах;
материалы для дидактических игр;
компьютер, проектор;
наглядные пособия;
дидактический материал,
подборка информационной и справочной литературы.
Продукт проекта: куклы в национальных костюмах.
Форма проведения итогового мероприятия: показ мини-спектакля воспитанникам старших групп «Карусель дружбы».
Ожидаемые результаты проекта:
1. обогащение развивающей предметно-пространственной среды накопленным методическим материалом и результатами творческой совместной деятельности детей и родителей;
2. расширение и систематизация у детей знаний о национальных костюмах народов России;
3. развитие детской любознательности, умения наблюдать, различать, сравнивать, отражать свои впечатления через различные виды детской деятельности; формулировать собственные выводы, заниматься самостоятельным поиском и мини-исследованиями по теме.
Технология проекта:
Однажды на праздник в детский сад пришёл дедушка Адама в национальном головном уборе. Дети стали задавать вопрос: «Что это за головной убор? Почему он такой интересной формы?». Дедушка рассказал детям, что это чеченский головной убор.
В процессе последовавшей беседы с детьми выяснили, представители каких национальностей есть в нашей группе. Оказалось, что, кроме русских, чеченцев, ещё есть калмыки. У детей вызвал большой интерес то, что у разных народов России не только свои традиции, но и одежда, то есть национальные костюмы. Возникло множество вопросов о том, как называются части национальных костюмов этих народов.
У детей возник вопрос: Почему у разных народов, населяющих Россию, разные костюмы?
Нам стало понятно, что у детей очень мало знаний о национальных костюмах народов нашей страны. Но прямых ответов на вопросы детей мы не дали, а предложили начать знакомиться с костюмами постепенно. Мы сказали, что в России проживает много народов со своей культурой, традициями и национальными костюмами. Это разнообразие нарядов есть культурное наследие, достояние России.
Так совместно с детьми мы решили реализовать проект и назвать его «Карусель дружбы». В процессе ознакомления с разными народами, их костюмами решили изготовить кукол в национальных костюмах и «подружить» их, прокатив на карусели дружбы.
В ходе реализации проекта мы стремились развить у детей исследовательские и творческие способности.
Проект направлен на формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к изучению национальных костюмов народов России и включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
В проекте предусмотрены разнообразные виды совместной деятельности с детьми и сотрудничества с родителями: сбор и изучение материалов о национальных костюмах, создание тематической выставки работ детей и детско-родительских работ, мероприятия художественно-эстетического направления, изготовление атрибутов и декораций, совершенствование физического здоровья, укрепление семейных связей и ценностей.
При разработке проекта нами был использован способ «модели трех вопросов»:
Что знаем? Что хотим узнать? Как мы это сделаем?
Заполненная модель трех вопросов была представлена в информационно-просветительском уголке группы, там, где ее хорошо видят родители. Мы рассчитывали, что в этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома, будут задавать вопросы детям, вместе посмотрят нужные книги или сказки народов России.
Мы постарались включить родителей в проектную деятельность в самом начале.
I этап – подготовительный
Цель: создание мотивации и необходимых условий для работы над проектом.
План реализации подготовительного этапа проекта
II этап – основной (практический)
Цель: создание условий для реализации проекта, реализация включенных в проект мероприятий.
На данном этапе работа проходила по двум направлениям:
- работа с детьми,
- работа с родителями.
С целью пополнить знания детей о национальных костюмах народов нашей страны, приобщить родителей к поисковой деятельности мы решили реализовать данный проект.
Для того чтобы раскрыть тему проекта «Карусель дружбы», мы организовали совместную деятельность с детьми и самостоятельную деятельность детей так, чтобы они совершили увлекательный, поисково-познавательный и творческий процесс. Многие дети предложили поискать с родителями в интернете, спросить у бабушек и дедушек про национальные костюмы.
В этом нам помогла технология «Модель трех вопросов». Суть данной модели заключается в том, что дети совместно со взрослыми, искали ответы на вопросы: Что мы знаем о национальных костюмах? Что бы мы хотели узнать? Как мы это можем узнать? На ватмане записывались версии ответов детей, воспитателей и родителей, которые фиксировались разными цветами.
Под каждым высказыванием записывалось имя автора.
Модель трех вопросов способствовала тому, что дети активно включились в поисковую, проектную деятельность. Для них было очень важно, что каждый ответ был услышан, записан и включен в проектную деятельность.
Сначала мы начали изучать русский национальный костюм, так как это самая многочисленная национальность нашей страны, затем чеченский, калмыцкий, казахский, татарский, чукотский. Выбор пал именно на эти народности, так как в группу ходят представители русского, чеченского, калмыцкого народов, а оставшиеся – вызвали среди детей особый интерес и наибольшее количество вопросов.
Знакомство с национальными костюмами мы решили начать со знакомства с разными народами, населяющими Россию. Рассказали детям о представителях разных народов, их традициях, национальных праздниках, культуре, национальной одежде.
Рассказ вызвал живой интерес у детей, они постоянно спрашивали, с костюмами каких народов мы будем знакомиться. Продолжили мы знакомством с русским национальным костюмом, русской культурой, традициями и играми русского народа.
Знакомство с национальными костюмами русского народа, народов Кавказа (чеченский костюм, Калмыкии, народов Севера (чукчей, Казахстана, Татарстана мы сопровождали практической деятельностью, закрепляя полученные знания дошкольников в ходе изобразительной деятельности.
Получаемые знания дети закрепляли не только в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр, но и в ходе подвижных игр. Помощь в разучивании и проведении подвижных игр нам оказал наш инструктор по физической культуре. Ребята с огромным удовольствием играли в татарские игры «Калфак», «Такия-тастамак»(тюбетейка-невидимка, русскую народную игру «Пузырь» и другие.
У детей дошкольного возраста вызывает интерес наглядность, а не просто рассказ воспитателей о явлении, предмете. В этом нам помогла компьютерная презентация «Казахский национальный костюм», из которой детям было интересно узнать о культуре, традициях, обычаях казахского народа.
После выходных дети стали приносить наглядно-демонстрационный материал с различными видами национальных костюмов. Вика принесла татарскую тюбетейку. Детям было очень интересно узнать,что есть другие головные уборы, кроме русских. Ребята не только узнали от педагогов, как называются и как выглядят головные уборы татар, калмыков, казахов, чеченцев, русских, чукчей, но и попробовали вылепить их из теста, а затем раскрасить в соответствии с нужным орнаментом.
На момент начала реализации проекта у нас в группе были только русские национальные костюмы, в которых дети выступают на праздниках. Мама Виктории предложила принести детский татарский костюм, а мама Ксюши – казахский костюм. В группе Ксюша одела казахский, Вика - татарский костюмы, а Милана и Артем захотели нарядиться в русские костюмы. Дети с большим интересом, увлеченно, с элементами драматизации рассказывали каждый о своем костюме. А другим детям было интересно не только послушать, но и посмотреть, потрогать. В результате получился познавательный, творческий диалог детей с фотосессией.
Кирилл принес из дома картинки с национальными костюмами. В процессе рассмотрения Ангелина предложила изготовить дидактическую игру «Собери костюм». Детей очень заинтересовало это предложение, и они активно включились в работу: вырезали картинки, помогали друг другу.
Еще больший интерес у детей вызвала сама игра. Ребятам очень понравилось собирать костюм из отдельных деталей, сначала используя образец, а потом уже и без него.
В один из дней мы предложили ребятам отгадать загадки об элементах национальных костюмов тех народов, с которыми мы познакомились. Это еще раз помогло детям вспомнить названия головных уборов, обуви, элементов одежды.
Работая над проектом, мы стремились поддерживать идею единства российских народов. Эта идея нашла воплощение в ходе выполнения коллективной работы «Мы едины навсегда, словно радуги цвета».
После того, как дети много уже знали о национальных костюмах, им захотелось, чтобы в группе были куклы в разных национальных костюмах, с которыми было можно играть.
Так мы пришли к идее создать картонных кукол в национальных костюмах тех народов, с которыми мы познакомились. Здесь мы не могли обойтись без помощи родителей: они приносили различный материал, ленты, стразы, бисер для украшения костюмов.
Детям очень понравилась работа по изготовлению кукол. Они проявляли творчество, самостоятельность в подборе тканей и разнообразных украшений. Творчество детей, помощь родителей создало массу положительных эмоций, способствовало доверительному отношению между ними. Это было так интересно, что продолжалось два дня.
Завершив работу по изготовлению кукол, дети начали играть с ними. Катя предложила придумать какую-нибудь свою сказку, в которой героями были бы все куклы, а потом показать эту сказку ребятам старшей группы.
Так, вместе с ребятами, мы придумали сценарий мини-спектакля «Карусель дружбы», который потом показали дошкольникам старшей группы № 11.
III этап – заключительный.
Цель:систематизировать у воспитанников полученные знания о национальных костюмах народов России, подведение итогов и презентация проекта в рамках ДОУ.
• Презентация моделей картонных кукол в национальных костюмах;
• Презентация проекта для родителей воспитанников и педагогов ДОУ;
• Показ сценки для воспитанников старших групп «Карусель дружбы»;
• Рефлексия деятельности участников проекта.
Результативность деятельности по реализации задач проекта, направленных на изучение национального костюма как элемента традиционной культуры народов нашей страны,стала возможной при создании условий для эмоционально - практической деятельности, доступной пониманию и восприятию детей дошкольного возраста, т. е. через игру, обучение, предметные, продуктивные и художественно-эстетические виды деятельности, общение, труд, физическую активность.
В ходе реализации проекта, в совместной деятельности детей и взрослых – педагогов и родителей детей, воспитанники группы реализовали задачи проекта, включившись в активную познавательную деятельность по ознакомлению с национальными костюмами народов России, проявляли интерес к изучению истории национального костюма.
Дети увлечённо изучали материал, доступный их пониманию (художественную литературу, фото- и видеосюжеты). Родители стали активными помощниками в изготовлении атрибутов и декораций, к созданию творческих работ в виде аппликаций и поделок; стремясь к достижению цели посредством участия во всех этапах проекта.
Знакомство с тематическим материалом, участие в познавательной, продуктивной, творческой деятельности, анализ накопленного материала, самостоятельное формулирование выводов на основе полученных знаний, позволят раскрыть тему проекта и понять, почему национальная одежда является достоянием культуры народа, а также оформить модели картонных кукол в национальной одежде «Карусель дружбы».
Итоги работы.
Наш проект позволил создать ситуацию практического взаимодействия детей и взрослых и включил в себя все виды детской деятельности: познавательную, трудовую, игровую, двигательную, изобразительную, конструктивную, музыкальную, коммуникативную, восприятие художественной литературы.
В ходе реализации проекта дети приобрели знания о разнообразии костюмов нашей многонациональной страны как культурного наследия народов и почувствовали себя частью великого целого.
Работа над проектом способствовала проявлению познавательного, творческого потенциала у воспитанников, семей-участников, формированию у дошкольников представлений о своем народе и национальном костюме.
Проект – познавательный и творческий процесс, позволяющий привлечь всех участников образовательного процесса. В условиях реализации проекта воспитанники узнали о национальном костюме как о части культуры народа. Родители приняли активное участие в проекте на всех его этапах.
Перспектива дальнейшего развития темы проекта исходила от детей. Воспитанники так заинтересовались темой проекта, что стали спрашивать: «А какие еще народы живут в нашей стране? Какие у них костюмы, обычаи, праздники?» Это значит, что работа будет продолжена, будем узнавать новые национальности с их костюмами.