Ольга Стороженко
Проект «Как на масленой неделе».
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Как на Масленой неделе».
Вид проекта: игровой, познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (5 дней).
Программное содержание:
• Расширить знания детей о праздновании обрядовых народных праздников (Масленица).
• Сформировать у детей интерес к истории народных традиций.
• Воспитывать любовь к родной земле, обычаям предков.
• Формировать навыки творческого самовыражения.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Как на масленой неделе“,» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время в современном обществе наблюдается рост национального самосознания, все чаще мы слышим о возрождении и сохранении народных традиций, творчества. Несмотря на это, знания детей о традиционных народных праздниках, обрядах все-таки еще недостаточны. И чем раньше ребенок знакомится с традициями своего народа, тем глубже его знания в будущем. Русская народная культура оказывает огромное влияние на становление и развитие личности ребенка.
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания. Жизненный опыт, приобретенный на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях.
Знакомство детей с народным гулянием Масленицей, станет полезным воспитательно-познавательным опытом.
Объект проекта: Народный праздник Масленица.
Предмет проекта: Традиция празднования Масленицы, история возникновения праздника.
Цель проекта:
• приобщение детей к истокам народного творчества,
• создание условий для раскрытия творческих способностей детей,
• помощь в осознании себя частью великого русского народа с его богатым культурным наследием.
• вовлечение родителей в совместный с детьми творческий процесс.
Задачи проекта:
Образовательные:
• формирование у детей интереса к народным традициям и праздникам.
• обогащение словарного запаса детей.
Воспитательные:
• воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине.
Развивающие:
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у детей радостных эмоций в процессе познания и отображения знания народных традиций.
Методы проекта:
Наглядные: рассматривание репродукций, иллюстраций, просмотр презентаций, консультации для родителей.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, словесные инструкции, заучивания стихов и потешек.
Игровые: дидактические игры, подвижные игры.
Формы реализации проекта:
Систематическое ознакомление детей с многообразием народных традиций.
Доступность знаний, учёт возрастных особенностей детей.
Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.
Познавательная непосредственно-образовательная деятельность,
подвижные игры, трудовая, художественно-творческая, игровая деятельность детей, самостоятельная деятельность детей.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Необходимые материалы: альбомы с иллюстрациями, репродукции картин русских художников, литература по теме, русский платок, материал для продуктивной деятельности (цветная бумага, клей, ножницы, лоскутки ткани, пластиковые ложки, нитки).
Ожидаемый результат:
1. Дети имеют представление о народных традициях.
2. Знают, что такое Масленица.
3. Знают содержание народных игр, применяют их в ежедневной деятельности.
4. Осознание родителями важности участия в жизни группы, более тесного взаимодействия вне образовательно-воспитательного процесса.
Предполагаемый продукт проекта: составление картотеки стихов, загадок, потешек; составление картотеки народных игр; заинтересованное отношение детей к празднованию Масленицы; активное участие родителей в реализации проекта.
Список литературы:
1. Панкеев И. А. Обычаи и традиции русского народа. – М. : Олма-Пресс, 1999.
2. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. – М. : Рипол Классик, 2003.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- Подборка подвижных игр по теме.
- Подготовка и оформление устной и наглядной информации для родителей о Масленице.
- Планирование непосредственно-образовательной деятельности.
- Планирование совместной и игровой деятельности с детьми.
2. Основной этап:
- Проведение бесед о народном празднике Масленица.
- Ознакомление с творчеством русских художников, посвященным празднованию Масленицы. Рассматривание репродукций картин.
- Оформление информационного материала для родителей о Масленице.
- Чтение и заучивание закличек, поговорок, стихов.
- Разучивание хороводных и подвижных игр.
- Рисование по теме: «Широкая Масленица»
- Изготовление куклы Масленки.
- Мастер класс для родителей по изготовлению куклы-оберега.
3. Заключительный этап:
- Развлечение «Масленица».
- Викторина для родителей.
- Совместное чаепитие с блинами.
- Подведение итогов.
Масленица – любимый народом веселый, шумный, вкусный праздник, с его обязательным атрибутом - русскими блинами. Длится Масленица неделю, а каждый день этой праздничной недели имеет свое название и традицию его проведения. Конечно, в наши дни это уже не та шумная Масленица с ее разгулом и весельем, нам трудно в нынешних реалиях соблюдать все ее правила и обычаи. Но познакомить детей с традициями и обрядами будет весьма интересно. Смысл Масленицы не только в поедании блинов и безудержном веселье. Это еще и проводы зимы, пробуждение природы. На это и направлены все традиции масленицы.
1. Подготовительный этап:
Изготовление картотеки подвижных игр к данной теме.
Подборка литературных произведений по теме.
Подборка иллюстраций и репродукций.
2. Основной этап.
Беседы о возникновении народного гуляния «Масленица».
Чтение стихотворений, закличек, потешек на тему Масленицы.
Игровые ситуации.
Подвижные игры.
Разучивание песни «Как на масленой неделе».
Продуктивная деятельность (поделка из цветной бумаги куклы Масленицы).
3. Заключительный этап.
Выставка детских рисунков «Масленица в гости к нам пришла».
Блинная викторина для родителей.
Развлечение «Масленица».
Совместное чаепитие с родителями «Ой, блины, мои, блины».
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.
Понедельник – «Встреча».
Знакомство детей с праздником.
Знакомство с историей возникновения праздника.
Загадки о блинах.
Заучивание потешек, закличек.
Вторник – «Заигрыш».
Беседа: «Что за праздник Масленица?».
Заучивание стихотворения В. Степанова «Масленица».
Подвижная народная игра: «Горелки».
Сюжетно-ролевая игра: «Семья. Идем в гости на блины».
Задание для родителей и детей нарисовать рисунок по теме «Масленица к нам пришла».
Среда – «Лакомка»
Беседа: «Как праздновали Масленицу на Руси», знакомство детей с традициями русского народа, фольклором.
Чтение стихотворения Т. Лавровой «Широкая Масленица – сырная неделя»
Народная подвижная игра «Золотые ворота».
Работа с родителями памятка «Масленица».
Четверг – «Разгуляй»
Беседа: «Для чего жгут чучело на Масленицу».
Рассматривание репродукции картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».
Игровая ситуация «Как у бабушки мы пекли блины».
Изготовление куклы Масленки из цветной бумаги.
Пословицы и поговорки о Масленице.
Мастер-класс для родителей «Кукла-оберег, быстро и просто».
Пятница – «Вечера»
Игровая ситуация «Угостим гостей блинами».
Знакомство детей с народными масленичными забавами:
снежной битвой, взятием снежных городков, кулачными боями,
влезанием на столб. Рассматривание иллюстраций.
Развлечение Масленица.
Выступление детей с песней «Ой, блины мои, блины».
Шуточная блинная викторина для родителей.
Совместное чаепитие с блинами.
Выводы: в ходе реализации проекта мы отметили, что дети стали воспринимать Масленицу не только как вкусную блинную неделю,
но и веселый народный праздник с его богатыми традициями. Знания детей о народных праздниках стали шире. Участие родителей в проекте оказалось весьма полезным и для родителей, и для детей. Подводя итог, решили чаще привлекать родителей к жизни группы, участию в совместных мероприятиях.