Евгения Сергеева
Проект «Я люблю свой край родной» для средней группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать,
И относиться с нежностью, как к чуду!
(Е. Смирнова)
Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры. Стандарт нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде.
Публикация «Проект „Я люблю свой край родной“ для средней группы детского сада» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
По общему признанию и определению ученых (философов, экологов, педагогов, природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка, ибо она является основой существования человека на Земле и определяет его не только физическое, но и духовное благополучие.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Теоретические основы.
Дошкольный возраст - начальный этап становления человеческой личности. Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В дошкольном возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Дети 4- 5 лет очень любознательны, активны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. В этом возрасте интенсивно развиваются разные формы мышления, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его. Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки музыки. Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, его малой родиной, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному селу, к природе родного края – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы нравственно -патриотические чувства. Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает экологическоевоспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объё ме: эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности; прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе; подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня. В этом возрасте закладывается деятельное отношение к природе родного края : стремление и умение проявлять заботу, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки. Появляются мотивы социально направленной деятельности – это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.
Актуальность проблемы.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Так знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя Человеком, частью природы. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Бережное отношение к природе, сознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституционных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к семье, к матери, этническому сообществу, определенному образу жизни.
Цель проекта.
Формирование нравственно – патриотических качеств личности ребенка – дошкольника средствами экологического воспитания, развития детского творчества.
Задачи проекта.
Формировать элементарные представления об окружающем мире, о взаимосвязях в природе.
Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира.
Развивать поисково – исследовательскую деятельность детей.
Воспитывать любовь к природе родного края, восприятия ее красоты и многообразия.
Воспитывать уважительное отношение к человеку –труженику, результатам его труда, родной земле.
Участники проекта :
- дети средней группы детского сада;
- воспитатели;
- родители.
Вид проекта : познавательно – исследовательский.
Продолжительность:среднесрочный.
Практическая часть
Направления развития проекта
Блок «Дети»
Формирование у детей нравственно – патриотических качеств личности;
Формирование у детей начал экологической культуры и базисных компонентов личности ребенка;
Интеграция познавательной деятельности в повседневной жизни группы в детской деятельности;
Обеспечение эмоционального благополучия;
Поддержку индивидуальности и инициативы детей;
Установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
Оказание помощи семье при формировании экологических чувств.
Блок «Педагоги»
Разработка и реализация методических пособий;
Информационно – методическое обеспечение;
Расширение форм участия.
Блок «Родители»
Оказание консультативной, методической помощи семьям по вопросам нравственно – патриотического воспитания.
Концепция проекта
Решая задачи экологического воспитания, работа проводится в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:
• «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)
• Принцип интеграции;
• Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
• Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
• Рациональное сочетание разных видов деятельности (адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок);
• Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
План реализации проекта по экологическому воспитанию детей.
Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап - подготовительный Изучает педагогическую литературу
Разрабатывает цели и задачи проекта.
Помогает детям понять проблему, подбирает методические материалы, дидактические материалы, художественную литературу. Знакомятся с проблемой, высказывают свои соображения, ищут различные варианты решения. Знакомятся с проектом, его организацией, предлагают свои идеи.
2 этап - основной Разрабатывает игровой дидактический материал, подбирает материал и оборудование для организации игровой деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей,
участвует в сборе материалов для альбомов; вносит изменения в предметно – пространственную среду группы. Игровая деятельность, решение проблемных ситуаций, изготовление атрибутов к играм, материала для альбомов и Участвуют в анкетировании, в изготовлении атрибутов к играм, сборе материалов для лепбука и альбомов; участвуют в организации досуга.
3 этап- заключительный Обобщает материал по теме, педагогический опыт. Анализирует результаты реализации проекта. Участие в досуге.
Участие в досуге.
Экологическое образование в образовательных областях
Система педагогических мероприятий, направленных на нравственно – патриотическое воспитание детей4 – 5 лет.
Исходя из этого, содержание природоведческих знаний для детей должно представлять собой целостную систему знаний о природе:
Ценностные аспекты, необходимые для формирования образа мира и понимания детьми взаимосвязи между человеком и природой:
• природа - великое богатство, Земля - общий дом человечества и всех живых существ, бережное отношение к природе;
• жизнь - величайшая ценность, гуманное отношение, милосердие и сострадание к живым объектам природы,
• человек - абсолютная уникальная ценность, уважение к жизни и достоинству личности, почитание родителей, забота о младших;
• культура - великое богатство, накопленное человечеством, уважение к традициям разных народов;
• Родина, завещанная предками, - единственная для каждого человека, уважение к истории и культурным традициям своей страны;
• мир - главное условие существования человечества, вера в красоту и добро мира.
Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:
• развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;
• формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;
• формирование личностно значимых целей экологической деятельности.
План мероприятий с детьми 4-5 лет
Мероприятия
Беседы: «Что такое природа?»; «Деревья нашего края»; «Как живут растения зимой?»; «Кто, как готовится к зиме»; «Как узнать растение?»; «Зима полна серебра».
Продуктивная деятельность:
Лепка «Листик рябины»
Аппликация «Снеговик»
Лепка «Овощи и фрукты для друзей».
Рисование «Дождик», «Облака», «Веселые снежинки»
Ознакомление с художественной литературой:
Н. Сладков «Жалейкин и лягушка», «Жалейкин и дятел»,
Н. Некрасова отрывок из поэмы «Дед Мазай и зайцы».
М. А. Кузнецова, А. С. Резникова «Сказание о лекарственных растениях».
Е. Чарушин «Утка с утятами»
Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают. Цыплята и воробьята. Утята и цыплята».
К,Д,Ушинский «Проказы старухи – зимы»
А. Яшин «Покормите птиц»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Г. Скребицкий «Четыре художника».
Б. Заходер «Про всех на свете» В,Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Загадывание загадок о деревьях, о животных, о растениях, о временах года и сезонных изменениях.
Дидактические игры «Узнай по вкусу, что лежит в волшебном мешочке», «Найди такой же листочек», «Кто, чем питается», «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает», «Кто как кричит?», «Третий лишний»,
«Мойдодыр», «Кто живет в лесу?», «Назови детенышей», Д/игра «Когда это бывает?», «Какого растения не стало?»
Подвижные игры «Вокруг себя обернись и в зверя лесного превратись», «На бабушкином дворе»,
«Хорошо – плохо», «На птичьем дворе», «Птичка – невеличка», «Ручеёк». «Лиса и зайцы», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору»
Пальчиковые игры:
«Кто спит зимой?», «Осенние листья», «Дикие животные», «Зайка», «Сорока», «Осень», «Дождик капнул на ладошку»
Хороводные игры «Во поле береза стояла», «У тетушки Натальи»
Игры на развитие дыхания:
«Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?».
Игровые упражнения:
«Лес шумит», «Хочу быть птичкой», «Кто живет в лесу?», «Дикие животные»
Наблюдения: за сезонными изменениями, за деревьями, за птицами, за следами птиц и животных.
Познавательно-исследовательская деятельность:
Прогулка «Травушка – муравушка»
Посадка фасоли
Прогулка «Рябина и рябинка – это один вид растений»
О. Д. «Способы ухода за комнатными растениями»
Прогулка «Наблюдение за воробьем и синицей»
Вода – помощница. Опыты с водой, снегом.
Посадка лука в уголке природы.
Прогулка «Кто такие насекомые?»
Просмотр мультфильмов, презентаций Мультфильмы: «Лунтик», «Даша путешественница», «Маша и медведь», «Приключения кузнечика», «Крошка Енот».
Презентации: Животный мир России», «Растительный мир»,
План мероприятий с родителями.
Анкетирование
Консультации «Ваш ребенок познает мир», «
Родительское собрание «Воспитание любви к природе»
Изготовление буклета «Мусор Земле не к лицу»
Совместная творческая деятельность
Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровое обеспечение.
В проекте предполагается участие педагога, родителей воспитанников.
Создание соответствующей развивающей предметно пространственной среды.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
• наличие в организации или группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Развивающая предметно – пространственная среда должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна стимулировать раскрытие личности каждого ребенка, самореализацию его в обществе.
Собран материал уголка по патриотическому воспитанию, оформлены тематические альбомы для рассматривания и ознакомления с родным краем :
Собран материал для уголка природы и экспериментирования и оформлены тематические альбомы для рассматривания:
Оценка эффективности реализации проекта.
В ходе проекта у детей появиться желание общаться с природой, отражать
свои впечатления через разные виды деятельности.
Дети научатся понимать необходимость бережного отношения к природе,
появится желание получить больше информации об объектах природы и окружающего мира.
Дети обогатят и пополнят словарный запас.
У детей развивается воображение, мышление, формируются навыки элементарной исследовательской деятельности.
Взрослые более активно участвуют в создании условий:
реализации творческих и познавательных способностей у детей,
организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Перспективы реализации разделов образовательной программы дошкольного воспитания по нравственно – патриотическому воспитанию.
Блок «Дети».
Продолжать работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей, как средство познавательного развития детей, пополнения и расширения знаний о природе родного края, обогащения активного словаря, развития творческой активности и воображения;
Развивать самостоятельность творческой деятельности у детей;
Блок «Педагоги».
Продолжать осваивать идеи, методы, приемы, приобретать навыки самостоятельного применения современных технологий в педагогическом процессе;
Совершенствовать умение проектировать и анализировать воспитательно – образовательный процесс.
Блок «Родители».
Родители станут активными участниками воспитательно – образовательного процесса, заинтересованными в нравственно – патриотическом развитии детей через экологическое воспитание детей.
Ожидаемые результаты:
Блок «Дети».
Сформирована единая система становления нравственных качеств личности дошкольника средствами экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи.
Ребенок заинтересован изучением темы, может рассказать об объектах и явлениях природы, проявляет познавательную активность и любознательность, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи.
Ребенок готов к совместной деятельности со сверстниками, проявляет инициативу и творчество.
Достаточно хорошо развито взаимодействие со взрослыми.
Имеет начальные представления о культурном поведении в природе, имеет понятие, что такое беречь природу.
Обогащает представления об объектах окружающего мира. Проявляет стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Блок «Родители».
Активное участие в организации всех мероприятий
Включенность родителей в деятельность
Литература:
1. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. Москва «Мозаика – Синтез» 2016 г.
2. Буре Р. С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» для занятий с детьми 3-7 лет. Москва «Мозаика – Синтез» 2016г
3. Губанова Н. С. «Игровая деятельность в детском саду» для занятий с детьми 2-7 лет. Москва «Мозаика – Синтез» 2015 г.
4. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением (средняя группа)» «Мозаика – Синтез» Москва 2016г
5. Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами «Мозаика – Синтез» 2016г
6. Соломенникова О. А «Ознакомление с природой в детском саду (средняя группа)». «Мозаика – Синтез» Москва 2016г
7. Куцакова Л. В. «Трудовое воспитание в детском саду» для занятий с детьми 3-7 лет. Москва «Мозаика – Синтез» 2015г
8. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
9. Журналы «Дошкольное воспитание»