Ольга Яворская
Проект «Изучаем родной край» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
КГУ «Рудная средняя школа»
Айыртауский район
Северо-Казахстанская область
Краеведение в дошкольном учреждении
«Изучаем родной край»
Направление: краеведение
Организаторы проекта :
Яворская Ольга Викторовна, воспитатель
ь
с. Новоукраинка
2013 год
Оглавление
Публикация «Проект „Изучаем родной край“ (часть 1)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
1. Актуальность проекта.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Участники проекта.
5. Сроки реализации проекта.
6. Введение.
7. Планирование реализации проекта.
8. Этапы реализации проекта.
9. Оценка эффективности проекта.
10. Ожидаемые результаты проекта.
11. Перспективы реализации проекта.
12. Форма работы.
13. Заключительные положения.
14. Приложение.
Краеведение в дошкольном учреждении
«Изучаем родной край»
«Детство – каждодневное открытие мира,
поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,
их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта :
Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений. Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет прививать любовь к природе, творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Полученные знания помогут детям в будущем быть экологически грамотными и разрешать экологические проблемы.
Цель проекта : Сформировать понятие, что природа – наш общий дом.
Задачи проекта :
• Воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор.
• Систематизировать знания о домашних и диких животных и животных региона.
• Уточнить представления детей о взаимосвязи человека с природным миром.
• Прививать чувство ответственности за жизнь животных.
• Воспитание у ребенка бережного и гуманного отношения к живому миру.
Участники проекта : дети средней группы, родители, педагоги группы.
Организаторы проекта :
Яворская Ольга Викторовна, воспитатель Цихоцкая Валентина Ивановна, воспитатель Мигачёва Ольга Петровна, воспитатель
Сроки реализации проекта : сентябрь 2013года – июнь 2014года.
Введение
Экологическое образование дошкольников – одно из ведущих направлений во всестороннем развитии личности ребенка. Экологическая грамотность является началом становления экологического сознания и экологической культуры. Новые учебные программы, предусматривающие ведение преподавания дошкольных дисциплин на краеведческой основе, расширили возможности использования многообразных форм и методов эскурсионно-туристской и краеведческой работы в обучении и воспитании детей. Педагог должен помочь дошкольникам в изучении родного края. Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения. Дети должны знать, что наша планета живой организм, что она, так же как и мы, может болеть, если люди обижают природу и друг друга. И мы – люди планеты Земля, должны уважать друг друга, защищать, любить и заботиться о своей планете, птицах и животных.
«Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем, И березки у дороги, По которым мы идем…»
Дошкольники должны знать свой край : названия деревьев, животных, птиц, их отличие и т. д. Так наблюдения во время прогулок, экскурсий и однодневных походов, встречи с интересными людьми расширят кругозор детей, позволят лучше усвоить и понять дошкольные дисциплины. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский в своей замечательной книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребёнка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, в лес, на берег реки, в соседние сёла. Задача педагога – постепенно расширять кругозор ребёнка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину, бережное отношение к животным и птицам. Наметились и основные формы краеведческой и экскурсионно-туристской работы с детьми. Это, прежде всего наблюдения, помогающие воспитанию у ребят любознательности, воображения, способствующие развитию речи и увеличению словарного запаса. Прежде всего, педагог воспитывает в детях чувство прекрасного через отношение к природе. Прогулки в лес, поле, экскурсии и походы. Дети наблюдают, как распускаются почки на деревьях и кустарниках, рассматривают листья отдельных деревьев. Педагог обращает внимание на разнообразную форму листьев, раскраску цветов, говорит о необходимости беречь эту красоту. Дети наблюдают за поведением насекомых, оберегают в лесу муравейники. Педагог предлагает детям назвать растения, какие растут на полянке (в виде игры «Кто больше?») Возвратившись в группу, дети зарисовывают увиденное. Материалы школьного музея педагог использует на занятиях «Ознакомление с окружающим миром» гербарии растений и чучела животных помогают ребятам лучше усвоить программный материал.
В мини-центре дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать её. Вся природоведческая работа построена на краеведческой основе. Краеведение помогает успешно решать вопросы неразрывности учебно-воспитательного процесса. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края, что способствует более глубокому пониманию взаимосвязей внутри природы, а также между природой и обществом. Воспитание любви к природе и бережного к ней отношения необходимо начинать уже с детского сада. «Всё начинается с детства»,- утверждает писатель С. Михалков, и с ним трудно не согласиться. Именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия. И от того, сумеет ли педагог заложить в ребёнке основы чуткого, бережного отношения к природе, во многом зависит, каким будет его ученик, став взрослым. Общение с природой сильнейшее средство воспитания дошкольников. Психологам и педагогам хорошо известно, что детские впечатления о природе бывают самыми глубокими и незабываемыми, оставляя порой след на всю жизнь. Рассмотрены некоторые наиболее действенные формы воспитательной работы с детьми и использование краеведческих материалов в учебной работе. Каждый педагог должен находить свои наиболее эффективные формы и методы этой работы. Воспитательный процесс не терпит шаблона и равнодушия, это живое, творческое дело, оно требует всесторонней и глубокой подготовки педагога к решению воспитательных задач. Каждое мероприятие, которое проводится, должно быть хорошо подготовлено и продумано педагогом. Исходя из возрастных особенностей дошкольников. Цель образовательной деятельности по краеведению в детских учреждениях – обеспечение направленности содержания образования на ознакомление детей с родным краем, природой, которая окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные и гражданские черты. С этой целью разработан и реализуется перспективно-тематический план по краеведению. Педагогами мини-центра разработаны интересные конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, дидактические игры и пособия.
Большое место в воспитании занимает работа с родителями. Родители помогают детям подкармливать птиц, делать скворечники, весной развешивать их. Значение краеведческой работы трудно переоценить. Познать свой край, его историю, богатства – какой это могучий источник знаний, прекрасное средство воспитания! Краеведение предполагает и экскурсии, и походы, и оформление собранного материала, и создание новых экспозиций. Когда анализируешь всю эту работу, видишь, что детей не приходится заставлять что-то делать, этот труд им просто необходим. Они с большим удовольствием работают и в детском саду, и вне него.