Ольга Гурунян
Проект «Финансовая граммотность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Финансовая граммотность в ДОУ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 43 песелка Дружного муниципальное образование Белореченский район
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Финансовая грамотность в ДОУ
Автор: Гурунян Ольга Михайловна, воспитатель МБДОУ Д/С43
Год разработки: 2018
Срок реализации: 17.09.2019 – 17.11.2019
Целевая группа: дошкольники 5-7лет (старшая, подготовительная группа)
Публикация «Проект „Финансовая граммотность в ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Актуальность проблемы, анализ ситуации.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы формировать умение зарабатывать деньги. На первый план ставится понятие нравственности: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Актуальна ли тема: «Финансовая грамотность в ДОУ»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических отношений в России. Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы т. п. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают ряд социальных проблем. Между тем в нашей стране исторически сложилось так, что: о понятиях бизнеса, выгоде и невыгодности, о купле – продаже, возможности заработать деньги в народе не принято говорить; при обсуждении этих вопросов действует общественный стереотип «неловкости»; россияне в основном являются «пассивными» потребителями. Поэтому – то экономическое образование надо начинать уже с дошкольного возраста. Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений.
Основные идеи проекта :
- Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
- Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
- Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
- Заработная плата – цена работы по производству товаров.
- Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Цель проекта :
формирование представлений об элементах экономики у старших дошкольников, через обогащение различных видов деятельности экономическим содержанием.
Задачи проекта :
Обучающие:
- познакомить детей с профессиями связанными с экономикой;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия, познакомить детей с ведением хозяйства);
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
Развивающие:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
- наполнить развивающую среду в группе экономическим содержанием.
Воспитательные:
- воспитывать такие качества, как бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие;
- воспитывать любовь и уважение к старшим;
- вовлекать родителей в активное сотрудничество;
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет, воспитатели группы, родители.
Сроки реализации проекта : в течении 2 месяцев
Управление и обеспечение проекта
Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».
«Познавательные маршруты» предлагаются воспитателем для родителей, предполагают индивидуальные экскурсии по обозначенному маршруту с целью закрепления полученных в течение дня знаний.
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.
Ресурсное обеспечение:
Компьютерное оборудование
Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха»
Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
Сюжетные картины «В магазине», «На рынке».
Календарный план действий по реализации проекта
№п/п Этап проекта Реализация этапа Сроки реализации
1 Организационный Изучение справочной, методической, Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», «Банк».
Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
энциклопедической литературы.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
17.09.18 - 01.10.2018
2 Практический Реализация проектных мероприятий (см. Приложение) 01.10.18 - 02.11.2018
3 Заключительный Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономике» 03.11.2018-17.11.2018
Мероприятия с детьми.
Познавательное развитие:
- Организованная образовательная деятельность: «Путешествие монетки», «Поможем коту Матроскину открыть свой магазин»
- Рассказ воспитателя: «История денег», «Зачем нужны деньги», «Откуда берутся деньги»
- Просмотр презентации: «Что такое деньги», «История денег».
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с монетами и купюрами – «Путешествие в прошлое денег».
- Исследование денег. (Из чего сделаны, их свойства и виды: бумажные, металлические).
- Дидактические игры.
- Просмотр мультфильмов: «Бизнес крокодила Гены», «Как мужик корову продавал», «Простоквашино. Клад», «Барбоскины и реклама».
Речевое развитие:
- Чтение художественных произведений: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Дюймовочка», «Муха-цокотуха», «Чудеса в кошельке». «Федорино горе», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.
- Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
- Составление описательных и творческих рассказов «На что потрачу деньги».
Социально-коммуникативное развитие.
- Ситуативные беседы: «Что купить».
- Сюжетно ролевые игры: «Супермаркет», «Кафе», «Банк», «Поликлиника».
- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.
- экскурсия на почту, в магазин.
Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование: «На что потрачу деньги», «Реклама для любимой конфеты».
- Изготовление с детьми «денежных единиц» для магазина.
- Конструирование: «Супермаркет», «Магазин», «Витрины магазина»
- Аппликация: «Витрина для магазина кота Матроскина».
Мероприятия с родителями:
- Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «Экономическое воспитание».
- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.
- Консультация для родителей: «Расскажите детям, как строится ваш семейный бюджет».
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
- Предоставление коллекции старинных монет.
- Беседы с родителями об организации экскурсии в магазин, на почту.
Заключительный этап:
- Итоговое развлечение брей - ринг «Финансы — это интересно и увлекательно».
- Презентация проекта.
Предполагаемые результаты.
По завершению проектных мероприятий дети могут:
Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда.
Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Критерии и показатели эффективности проекта.
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
Перспективы проекта.
Знания, понимание и навыки, приобретенные на этапе формирования личности, дадут долговременные перспективы, помогая детям быть целеустремленными, уверенными, которые смогут внести важный вклад в организацию, в которой будут успешно работать и вести свой бизнес.
Приложение.
Дидактические игры.
«Что и когда лучше продать?»
Цель: закрепить знания детей о спросе на товар, развивать знания о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Воспитывать понимания значимости профессии продавец.
Материал: карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой, осенью, весной); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание игры: дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сланцы, футболки – в «летний» магазин, а шубу, валенки, варежки - в «зимний».
«Кому что подарим»
Цель: развивать умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор, воспитывать желание дарить подарки своему другу, родителям и т. д., приучать к самостоятельности.
Материал: карточки – картинки, на которых изображены машинка, кукла, мяч, щенок, котенок, платье, велосипед, заколка, книга.
Содержание игры: вместе с детьми воспитатель выбирает ребенка, которому будут дарить подарки (с помощью считалки). Остальным ребятам воспитатель предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения. Дети должны выбирать понравившуюся вещь и подарить ребенку, которого выбрали заранее. При этом дети объясняют свой выбор.
«Хочу и надо».
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал:
карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п. ;
Цель: научить считать деньги и ресурсы.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.
Суть игры:
Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.
Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.
Рекомендации для родителей.
1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками. Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
2. Возьмите ребенка в банк. Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
3. Поговорите с детьми о вложении денег. Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия». Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
5. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
6. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
7. Будьте для ребенка примером. На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
ООД по формированию финансовой грамотности «Поможем коту Матроскину открыть магазин».
Задачи:
Обучающие: закрепить знания об отраслях экономики, о понятиях «товар», «банк», «валюта»; о том, что не всё можно купить; о том, сколько продуктов можно получить из молока. Дать детям представление о рекламе, её видах и роли в торговле.
Развивающие: развивать умение детей подбирать слова, характеризующие положительные качества товара.
Воспитательные: воспитывать интерес к рекламной деятельности, желание поучаствовать в рекламе, помочь персонажу продать товар.
Оборудование: изображения молочных и других продуктов, видов рекламы; конверт с письмом; демонстрационный материал для показа видов рекламы: газета, листовки, журнал; ноутбук для показа мультфильма «Как мужик корову продавал»; фон для аппликации, а также изображения коровы, молочных продуктов и других украшений для витрины по количеству детей; клей, кисти для клея, тряпочки по количеству детей.
Организованная образовательная деятельность.
1. Дети заходят в группу, останавливаются у мольберта.
Воспитатель: - Ребята! Нам пришло письмо из деревни Простоквашино (показывает письмо). От кота Матроскина! Прочитаем?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Матроскин очень серьё зный кот: и деньги экономить умеет, и на машинке шить умеет, и корову напрокат взял, чтобы молоко в доме было. Он решил открыть свой магазин. Только вот что в нём продавать, он не знает. У него есть корова, посоветуйте, чем он может торговать.
Дети: - Молоком! Молочными продуктами!
Воспитатель: - Верно! Выберете из картинок на столе, что можно получить от коровы для магазина.
Дети выполняют задание, прикрепляют на мольберт изображения сметаны, молока, кефира, сливочного масла, сливок и т. д. Объясняют, почему не выбрали яйца, конфеты, хлеб, овощи.
Воспитатель: - Ребята, а как будут называться эти продукты, когда попадут на прилавок? (товар) А что ещё понадобится Матроскину, кроме товара?
Дети: - Прилавок, весы, кассовый аппарат, холодильник.
Воспитатель: - А вдруг, Матроскину не хватит денег на всё это? Где их взять?
Дети. : - Можно взять кредит в банке.
Воспитатель: - Верно! А теперь Матроскин хочет проверить, как вы решите экономические задачки. Если справитесь, он доверит вам оставшееся дело.
2. Дети садятся за стол, слушают задачки, дают ответы:
- Определите, что можно купить, а что нет? (хорошая погода, игрушки, семья, дрова для печки, дружба, солнце, весеннее настроение)
- В одном магазине продаются огурцы по 4р. за кг, а в соседнем магазине – точно такие же огурцы, но по 5р. за кг. Где огурцы раскупят быстрее?
- Пятачок и ослик в магазин пришли и с собою деньги они принесли. У ослика 2 рубля, а у пятачка 5 рублей. Кто из них больше купит конфет?
- Где будет стоить дороже бутылка лимонада: в пустыне или на севере?
В. : - Молодцы! Теперь кот Матроскин убедился, что вы знакомы с экономическими понятиями, и предлагает вам самое сложное и интересное задание, но сначала давайте поиграем в игру «Клад» :
Мы нашли богатый клад («копаем землю»,
Каждый кладу очень рад (улыбаемся друг другу).
Что же делать, как нам быть? (поворачиваем голову из стороны в сторону)
Как же клад нам разделить? (разводим руки в стороны, пожимаем плечами)
Чтоб досталось всем друзьям, всё мы делим пополам! (движения руками вверх-вниз, «делим»)
3. Дети садятся на стулья, смотрят м/ф «Как мужик корову продавал». После просмотра воспитатель задаё т вопросы:
- Почему старик передумал корову продавать?
- Какую ошибку старик допустил, когда сам продавал корову?
- Как ему помог паренёк?
- Как мы сейчас называем то, что сделал молодой продавец?
Д. : - Реклама!
В. : - Верно! Если правильно рассказать о своём товаре, грамотно описать все его достоинства, желающих его купить будет много! А где можно встретить рекламу? Какая она бывает?
- Давайте поможем коту Матроскину с рекламой.
Предлагаю вам оформить витрину магазина Матроскина, это будет для него большим подарком, ведь витрина – это тоже реклама товара. Возьмите украшения для витрины и наклейте их на фон так, чтобы получилось привлекательно для покупателей. Можно наклеить изображение коровы, молочных продуктов, чтобы было понятно, что продают в магазине.
Дети выполняют задание, затем рассматривают работы.
Итог занятия.
В. : - А теперь вспомните, что мы сегодня полезного сделали, что нового вы узнали?
Вы молодцы! Матроскин вам прислал подарки в благодарность за вашу помощь!