Пендерева Евгения Валерьевна
Проект «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Филимоновская игрушка» в старшей группе
Наименование проекта : Филимоновская игрушка.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность проекта : кроткосрочный
Срок реализации: 2 недели
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.
Задачи:
1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры, мелкую моторику, творческие способности дошкольников,
навыки действовать коллективно;
3. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;
Актуальность проблемы:
Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.
Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.
Механизм реализации проекта :
Формы работы с дошкольниками:
• беседы о филимоновских игрушках, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
• рассматривание элементов росписи;
• рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения;
• непосредственная образовательная деятельность;
• познавательные рассказы воспитателя;
• дидактические игры;
• раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;
• рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек;
• лепка игрушек из соленого теста и их роспись.
Взаимодействие с родителями:
• изготовление папки-передвижки «Филимоновская игрушка»;
• обеспечение материалами (соль, мука или глина) для лепки.
Деятельность педагога:
• подбор литературы, фильма о народном промысле "Филимоновская игрушка";
• иллюстраций филимоновских изделий;
• изготовление плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;
• подготовка соленого теста для лепки;
• проведение выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки.
Сроки и этапы реализации проекта :
Проект осуществляется в несколько этапов:
• Организационно-подготовительный.
• Основной (этап непосредственной реализации).
• Итоговый (результативный, рефлексивный).
Организационно-подготовительный:
- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;
- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;
- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;
Основной:
- ознакомление с историей промысла;
- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки;
- составление орнаментов;
- роспись бумажных силуэтов игрушек;
- лепка и роспись игрушек в стиле филимоновских игрушек. 3
Итоговый:
- обобщение результатов работы;
-оформление выставки народных мастеров по мотивам филимоновской игрушки.
Ожидаемые результаты:
- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т. п. ;
- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;
- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту : в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам