Галина Соснова
Проект по ПДД «Добрая дорога детства»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Добрая дорога детства».
Продолжительность проекта : долгосрочный
Возраст детей: с 3 до 4 лет.
1. Анализ ситуации.
Жизнь, здоровье и безопасность детей полностью зависит от окружающих его взрослых. Опыт развивающихся стран, раньше нас вступивших в автомобильный век, показывает, что обучать ребенка правильно переходить улицу надо с самых ранних лет, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а соблюдение – потребностью человека. Каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать также важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность. Отсутствие этих качеств может быть причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. В закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Публикация «Проект по ПДД „Добрая дорога детства“» размещена в разделах
- Доброта. Проекты
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
2. Проблема
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей правилам дорожного движения. Так как виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые не знают основ правил дорожного движения и играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, поэтому педагогический коллектив особое внимание уделяет обучению детей ПДД.
В рамках реализации работы в этом направлении я создала долгосрочный проект по теме : «Добрая дорога детства».
Гипотеза: Если дети с ранних лет поймут и усвоят ПДД, они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Цель: формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях.
Задачи:
* формировать представления у детей о назначении светофора и его сигналах;
* познакомить детей младшего дошкольного возраста с правилами безопасности на дорогах;
* воспитывать умение применять знания в повседневной жизни;
* разработать эффективную систему работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения;
* оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закрепления знаний о правилах дорожного движения.
Участники проекта : воспитатели, музыкальный руководитель, ,медсестра, дети и родители группы.
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности.
3. Принципы реализации проекта
(по Е. А. Козловской, С. А. Козловского) :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дети должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
4. Прогнозируемые результаты:
* приобретение элементарных знаний по теме «ПДД»;
* имеет представление об опасных ситуациях, которые возникают на улице при катании на велосипеде, при игре на проезжей части дороги;
* имеет представление об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы;
* умение отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице;
* воспитать дисциплинированного пешехода.
5. Модель реализации проекта :
Организационные условия:
* целевые прогулки – ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками, наблюдение за пешеходами, за движением разных видов транспорта;
* организационная деятельность, где формируется система элементарных знаний у всех детей группы в определенной последовательности, развиваются основные познавательные процессы и способности;
* беседы – выявление у детей уже имеющихся знаний и представлений, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику;
* игра – закрепление детьми знаний, полученных во время бесед или организованной деятельности;
* педагогические ситуации – выявление представлений детей о типичных опасных ситуациях и действиях в них;
* анкетирование – для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения детей правилам безопасности;
* диагностирование педагогов – для изучения готовности в организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей с правилами безопасности на улице.
В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:
Развивающая среда:
* игротека – для уточнения, систематизации знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности. Дидактические игры в соответствии с возрастом.
* картотека Загадок – для закрепления знаний по дорожному движению.
* информационная копилка – для тематической подборки наглядных материалов, фотографий и иллюстраций.
* уголок «Светофорик» - наглядный материал для накопления познавательного опыта: материалы, иллюстрации, макеты.
* накопительная папка – для сбора конспектов тематических занятий, развлечений, стихов.
Условия для реализации проекта :
* включение детей в познавательно – практическую деятельность по выполнению правил дорожного движения;
* организация уголка по ДПС в каждой группе МДО /информация для детей и родителей, художественная литература/;
* оснащение рабочей зоны для детей /лото, раскраски, напольное полотно с дорожными знаками/;
* включение родителей в совместный образовательный процесс.
Методы реализации проекта :
Практические:
* содержание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ. Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка;
* создание центра ПДД.
Словесные:
* беседы; * чтение художественной литературы;
* заучивание стихотворений;
* дидактические игры;
* сюжетно – ролевые игры;
* подвижные игры;
* развлечения;
* моделирование ситуаций;
* консультации;
* наблюдения.
Наглядные:
* организация выставок;
* сбор фотоматериалов;
* рассматривание иллюстраций;
* информационно – агитационные стенды;
* театрализованная деятельность;
* личный пример взрослых.
6. Механизм реализации проекта :
Этап I Подготовительный
Цель:
1. Изучение методического материала по теме проекта «Добрая дорога детства»
2. Разработка плана для формирования знаний у детей по безопасному поведению на дороге.
3. Планирование работы с родителями.
* накопление информации, наблюдения за детьми, анализ проблемы;
* изучение литературы по теме проекта;
* подбор наглядно-методического материала;
* организация развивающей среды в группе;
* проведение диагностики и беседы с детьми на выявление уровня знаний ПДД;
* разработка проекта по теме «Добрая дорога детства»;
* составление плана работы с родителями.
Этап II Основной
Цель:
1. Формирование у детей знаний о безопасном поведении на дороге; знакомство детей со значением дорожных знаков; расширение словарного запаса детей по дорожной лексике.
2. Активизация работы по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей, накопление опыта, игрового и наглядного материала по теме «Дорожное движение»
№ Мероприятия Месяц
1 Беседа «Кто нас встречает на улице»
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Сентябрь
2 НОД «Куда едут машины?»
Целевая прогулка «Наблюдение за дорогой» Октябрь
3 Развлечение «Улица неожиданностей»
Дидактическая игра «Светофор» Ноябрь
4 Беседа-рассматривание картины «Улицы города»,
Сюжетно-ролевая игра «Мы водители» Декабрь
5 чтение стихов, произведений о ПДД
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый» январь
6 Спектакль для детей «Три сигнала светофора»
Подвижная игра «Цветные автомобили» Февраль
7 НОД «Веселый светофор»
Подвижная игра «Найди свой цвет» Март
8 Целевая прогулка «Знакомство с улицей»
Дидактическая игра «Красный и зеленый» Апрель
9 Музыкально-игровой досуг «Буратино в городе дорожных знаков»
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль» Май
На положительном примере взрослых ребенок учится законам дороги. А значит, нужно проводить работу и с родителями.
Формы взаимодействия с родителями:
1. Индивидуальный диалог с родителями.
2. Анкетирование.
3. Приобщение к чтению популярной литературы о ПДД.
4. Знакомство с публикациями из центральной и местной прессы по данной проблеме.
5. Приглашение родителей на дискуссионные встречи.
6. Разработка памяток и рекомендаций для родителей по изучению ПДД у детей.
7. Участие в родительских собраниях.
8. Проведение консультаций “Дошкольник и дорога”;
9. Оформление папок-передвижек, в которых содержится материал о ПДД.
10. Проведение встреч-бесед родителей с инспектором ДПС («Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма»).
11. Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
Этап III Заключительный
1. Для определения результативности был проведен диагностический мониторинг, который позволил сделать вывод об успешности реализации проекта. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о правилах поведения на дороге, о видах транспорта.
2. Презентация опыта работы на педагогическом совете, посвященном неделе педагогического мастерства «Безопасность в ДОУ».
3. Итоговое мероприятие «Буратино в городе дорожных знаков»
/музыкально-игровой досуг/.
Об эффективности данного проекта можно уже говорить по вышеперечисленным результатам, по активизации родителей и детей на детских мероприятиях, выставках.
7. Список используемой литературы
1. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие / под ред. В. Н. Кирьянова. – М., 2005.
2. Козловская Е. А., Козловский С. А. Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице. — М., 2007.
3. Максиняева М. Р. Занятия по ОБ Ж с младшими школьниками. – М., 2002.
4. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1989.