МААМ-картинки

Проект «Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5–7 лет«

Света Канина
Проект «Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5–7 лет«
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Ласточка»

Проект :

«Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5-7 лет"

Мыски 2024 г.

Автор – составитель: Канина Светлана Александровна, воспитатель;

Солобуева Маргарита Ивановна, воспитатель МБДОУ № 3 «Ласточка»

Публикация «Проект „Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5–7 лет„» размещена в разделах

Данные методические рекомендации раскрывают важность практического использования дидактических игр и являются важным средством в работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

Приложения содержат: конспект беседы, словесные игры, фотографии дидактических игр и выставки магнитов.

Методические рекомендации адресованы педагогическим работникам, родителям (законным представителям, педагогам дополнительного образования, с помощью, которой можно успешно решать задачи формированию гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине

Содержание

1. Паспорт проекта….….…4

2. Введение…. …6

3. «Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей ….

5-7 лет ….9

4. Работа с родителями…. …. 12

5. Заключение….13

6. Литература…. …. 15

7. Приложения…. …16

Паспорт проекта

Название проекта «Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5-7 лет»

Адресация проекта

Проект предназначен для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Участники проекта

1. педагоги

2. воспитанники подготовительной группы

3. родители воспитанников

Цель проекта

Формирование гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине через дидактические игры.

Задачи проекта - закрепить и расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем;

- развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть;

- воспитание чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордость за мужество воинов;

- воспитание любви и уважения к стране, родному городу, дому;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, традициям, культуре.

Проблема

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети мало знают о истории своей Родины, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Родители заменяют общение с ребёнком на включение телевизора и не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, а также недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Тип проекта Познавательно-игровой, групповой.

График реализации проекта сентябрь 2023 г. – декабрь 2023 г.

Ожидаемые результаты

С детьми

Формирование представлений о родной стране,

желание быть патриотом своей Родины;

Приобщение к русской народной культуре, русским народным традициям.

Повышение интереса дошкольников к своему городу, своей стране, к истории Родины.

Развитие коммуникативных и социальных навыков в процессе игровой деятельности.

Развитие психических процессов: речи, внимания, логического мышления, памяти, мелкой моторики рук.

С родителями.

Просвещение родителей в вопросах патриотического воспитания детей с помощью игр.

Повышение компетентности родителей при организации досуга ребенка дома.

Для педагогов.

Обогащение собственного опыта и повышение компетентности в вопросах темы проекта.

Введение

«Патриотизм — это не значит только одна любовь

к своей Родине. Это гораздо больше. Это —

сознание своей неотъемлемости от Родины и

неотъемлемое переживание вместе с ней ее

счастливых и ее несчастных дней».

А. Н. Толстой

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина, поэтому очень важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, и в то же время игра – мощное средство коррекции поведения детей, формирования взаимоотношений, воспитания нравственно-волевых качеств.

Использование игры как средства патриотического воспитания актуально. Считаю необходимым использовать игру как одну из активных форм работы по данному направлению, ведь любые, без исключения, виды детских игр подходят для реализации задач патриотического воспитания, помогают привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны.

Игра является одним из самых эффективных средств формирования начал патриотизма и интернационализма у детей старшего дошкольного возраста. Особое значение игры состоит в том, что она способствует воспитанию определённого отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность, игра, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребёнок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства – симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям разных национальностей. В игре ребёнок приобщается к великим событиям современности.

Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну родным посёлком, с историей России и родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.

Исходя из выше сказанного цель проекта : формирование гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине через дидактические игры.

Задачи проекта :

- развивать интерес детей к разным видам игр и умение в них играть;

- закрепить и расширить знания детей о стране, культуре, родном городе, его прошлом и настоящем;

- воспитание чувства гордости за достижения страны, любви и уважения к армии, гордость за мужество воинов;

- воспитание любви и уважения к стране, родному городу, дому;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, традициям, культуре.

Учитывая воспитательное значение дидактических игр необходимо использовать их в работе с воспитанниками, для участия в тематических выставках.

Работу с детьми можно организовать как в свободной, так и в самостоятельной деятельности. Главная задача воспитателя– создать атмосферу совместной работы.

В процессе обучения воспитанников с помощью дидактических игр учитываются принципы:

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (наличие картин, иллюстраций, показ воспитателем использования игр);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных потребностей);

- научности (обоснованность, наличие теоретической основы).

- “от простого к сложному”.

Таким образом, особенностью использования дидактических игр в работе с детьми состоит в том, что воспитатель, знакомя детей с играми, поддерживает их интерес и воспитывает патриотические чувства, любовь к Родине, семье. А также способствует дальнейшему развитию дошкольников.

«Дидактическая игра как средство формирования патриотизма

у детей 5-7лет"

Формирование патриотизма у дошкольников старшего дошкольного возраста через дидактические игры осуществляется по принципу от простого к сложному. Сначала определяется уровень знаний воспитанников о России, определение цели, задач, тем направлений и методических приемов,создаётся предметно – развивающей среды - пополнение центра патриотического воспитания дидактическими играм (приложение 1). Затем - постановка проблемы детям, поиск информации для изучения материала совместно с детьми и родителями.

Прежде всего, необходимо заинтересовать детей, разобрать с детьми понятие «Патриотизм» (приложение 2). Во время беседы рассматривают с детьми альбомы и фотографии на эту тему. Цель беседы - воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности воспитанников, ответственности за свои поступки. Убедить воспитанников в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа.

Затем, проводятся с детьми: беседы на темы: «Я люблю тебя, Россия», «Государственная символика России», «Край, в котором мы живём», «Я горжусь трудом своих родителей», «О характере богатырей Руси»; знакомят и закрепляют основные факты, имена, даты военной истории России, рассматривание книг, иллюстраций «Богатыри», альбомов о России, о семье, о традициях и культуре русского народа; экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям); слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Заучивание: стихов, пословиц, поговорок; работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество;

утренники, развлечения; исполнение гимна России.

Далее работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей с помощью дидактических игр проводится по системе последовательно по направлениям:

- Семья.

- Детский сад.

- Моя малая родина, мой край родной.

- Моя страна, ее столица, символика.

- По страницам военной славы России.

- Богатыри славной Руси.

- Культура и традиции.

1. Направление «Семья».

Словесные дидактические игры.

Игры «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Отгадай, кто это?» ,«Чей?

Чья? Чьё?», «Кто кем приходится?», «Договори предложение», «Давайте

познакомимся!», «Кто главный?», «Девочка заболела», «Как зовут членов семьи», «Да или нет», «Кто где живет», «Маленькие помощники», «Ласковое слово», «Комплименты», «Клубочек волшебных слов», «Цветок доброты», «Я - мальчик, ты – девочка», «Я опишу, а ты отгадай!» «Почему у меня такая одежда», «Я умею уступать», «Профессии», «Все профессии важны», «Кому что нужно для работы», «Приветствие-прощание»

Дидактические игры :

-Альбом на липучках: «Моя семья»;

-Дидактическая игра : «О семье»

2. направление «Детский сад».

-Дидактическая игра : «Ладошки дружбы»;

-Дидактическая игра : «Чаепитие»;

-Дидактическая игра : «Опиши предмет

3. Направление «Моя малая Родина, мой край родной»

-Дидактическая игра : «Собери герб Мысков»;

- Дидактическая игра : «Профессии в нашем городе»;

- Дидактическая игра : «Мой дом»;

- Дидактическая игра : «Прикоснись к миру профессий» (профессии нашего города) (приложение 6).

4. Направление «Наша Родина – Россия».

-Дидактическая игра «Собери флаг России»;

-Дидактическая игра - пазл «Собери герб и флаг России»;

- Лэпбук «Моя Россия»

-Дидактическая игра : Кубики «Блума»;

-Дидактическая игра : «Собери картинку»;

-Дидактическая игра - пазл : «Наша Родина»

-Дидактическая игра : «Моя родина – Россия» : 1 вариант: «Путешествие по России, 2 вариант: Дидактическая игра : «Народы Росси»

5. Направление «По страницам военной славы России»

-3D альбомы: альбом "Ордена и медали ВО"; альбом "ВОВ. Военная техника"; альбом "Животные на войне"; альбом "Война. Дети»; альбом "ВОВ. Профессии"; Дидактическая игра «Животные на войне»

6. Направление «Богатыри славной Руси»

-Настольно-дидактическая игра : «Найди картинку»;

- Настольно - дидактическая игра : «Русь. Изба. Богатыри.

7. Направление «Культура и традиции русского народа»

- Дидактическая игр – лото : «Предметы народного быта»;

- Дидактическая игра :«Собери матрёшку»;

- Дидактическая игра : «Укрась блин»»;

- Картотека русских народных игр

Заключительным этапом работы является выставка магнитов «Города России»

Работа с родителями

Работа не может быть плодотворной, без помощи родителей. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому перед педагогами стоит задача заинтересовать родителей и вовлечь их в жизнь ДОУ, сделать союзниками в своей работе. Родителей необходимо держать в курсе событий, создавать условия для включения их в общие мероприятия.

Работа с родителями предполагает: родительские встречи,

консультации, папки раскладушки, мастер – классы, анкетирование.

Форма работы через родительские уголки дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Для родителей помещается материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, а так же советы, задания. Чтобы держать родителей в курсе событий в группе, необходимо давать им задания: собрать необходимый материал для пополнения центра патриотического воспитания детей (материал для изготовления дидактических игр).

Проводя индивидуальные беседы, доклады, и последующие разъяснительные беседы, а так же выступая на групповых собраниях, необходимо заострять внимание на то, что цель для каждого родителя на данном этапе – создать все условия для правильного патриотического воспитания их ребёнка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых рецептов и технологий. Её успех определяется инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье

Заключение

Проведенная работа по проекту позволяет сделать следующие выводы:

1. В современных условиях, когда остро стоит проблема разлагающихся нравственных устоев подрастающего поколения, одним из основных направлений работы является патриотическое воспитание. В старшем дошкольном возрасте отмечаются хорошие возможности для воспитания патриотизма.

2. Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них дидактическая игра.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Практически любой вид игры можно наполнить патриотическим содержанием, использовать их для формирования у детей любви к своей семье, детскому саду, своему городу, малой родине, ее природе, ко всей стране.

3. В ходе реализации проекта работы были подобраны различные дидактические виды игр которые были использованы в процессе патриотического воспитания дошкольников. Игры патриотической направленности были использованы при проведении занятий и в другие режимные моменты. Выбор содержания, форм и методов организации игровой деятельности привел к положительному результату в развитии показателей патриотического воспитания детей.

Чтобы дидактическая игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе – воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, появляется общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что сложно сделать потом.

Воспитанники и их родители принимали активное участие в создании выставки магнитов «Города России», совместно с родителями расширили предметно - развивающую среду.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Список использованной литературы:

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2017. – 112 с.

2. Манин В. С. Архип Иванович Куинджи. – СПб. : «Художник России», «Золотой век», 1997. – 160 с.

3. ШергинВ. С, ЮрьевА. И. Что такое? Кто такой? Детская энциклопедия в трёх томах. Том 1.– М. : Издательство АСТ, 2010. – 528 с.

4. Савушкин С. Н. Комплект карточек «Негосударственные символы России». ООО «Издательство «КАРАПУЗ». Издательский Дом «Сфера образования».

5. Шорыгина Т. А. Беседы о деревьях и кустарниках с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. (Вместе с детьми).

6. Интернет ресурсы:

- [Электронный ресурс]. URL : https://www.youtube.com/watch?v=Zm8D809R9C8

- [Электронный ресурс]. URL : https://www.youtube.com/watch?v=inT5PK-sjIA

- [Электронный ресурс]. URL : https://www.youtube.com/watch?v=GHT2pJPZLX0

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики»Дидактическая игра для формирования у детей 2–3 лет сенсорных представлений о форме и цвете «Волшебные листики» Цель: формировать у детей 2-3 лет сенсорные представления о форме и цвете. Для изготовления пособия понадобится: - солёное тесто; - канцелярский.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра по формированию патриотизма «Познавательные маршруты»Дидактическая игра по формированию патриотизма «Познавательные маршруты» Данное пособие состоит из игрового поля с изображением домиков, каждый домик под определенным номером, который соответствует определенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5–7 лет«
Опубликовано: 23 июня 2024 в 13:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Дидактическая игра как средство формирования патриотизма у детей 5–7 лет«» (включая файлы) размещена пользователем Света Канина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД