Ольга Сандимирова
Проект «Детский сад — школа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по математическому развитию дошкольников
В номинации «Взаимодействие с социальными партнёрами»
«Путешествие в страну математики»
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Актуальность проекта
3. Цели и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта
4. Пути реализации проекта
Публикация «Проект „Детский сад — школа“» размещена в разделах
5. Результаты проектной деятельности
6. Список литературы
7. Приложение
Паспорт проекта
Вид проекта : краткосрочный (60 дней)
Тип проекта : детско-педагогический, информационно- практико-ориентированный, просветительский.
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети подготовительной к школе группы, родители,учитель начальных классов.
Проект разработал : воспитатель МБДОУ Дс № 18 Сандимирова Ольга Николаевна
Пояснительная записка
В настоящие время дошкольное образование – первая ступень системы общего образования. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, предъявляемых ФГОС ДО и ФГОС НОО, требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса, реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитее ребёнка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учится. На базе этих убеждений был реализован наш проект. Который был проведен в апреле – мае 2016года. Он был направлен на практическое внедрение и закрепление элементарных математических представлений в образовательную деятельность
Актуальность
Актуальность данной темы выражена в процессе преемственности которую можно рассматривать с двух сторон:
1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;
2) школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:
координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;
обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.
При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Цели и задачи проекта :
Цель проекта : реализация единой линии развития ребёнка по математике на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Задачи непрерывного образования:
- приобщение детей к математическому миру;
- создание условий, способствующих проявлению математических способностей детей;
- развитие инициативности, любознательности, способности к творческому мышлению;
-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.
Пути реализации проекта :
Работа с детьми в себя включает:
• Интегрирование занятий с математическим уклоном
• устный счет
• дидактические игры;
• экскурсии в школу;
• беседы
• чтение загадок, стихов;
• дыхательная гимнастика;
• гимнастика для глаз;
• динамические паузы
• организация детского творчества на тему : «Весёлые цифры»;
• совместная творческая работа с детьми на тему: «Какие разные фигуры» (педагог - дети) с применением нетрадиционных техник аппликации;
Все упражнения и игры проводились в свободном темпе без принуждения.
Результаты проектной деятельности :
1. Наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
2. Сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
3. Эмоционально положительное отношение к школе;
4. Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно
4. Дети любознательны, активны, интересуются, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задачах, повысился интерес к математике, закрепились знания, умения и навыки по ФЭМП
Список литературы
1. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
2. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
3. Ваш ребенок идет в школу : Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов на Дону : Феникс, 2005
4. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
5. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008
6. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Вераксы; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. –ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА - СИНТЕЗ», Москва 2014. – 156 –158с.
7. В школу с радостью : конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
8. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения. - Спб. : Питер, 2004.-205с.
9. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
10. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе : Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
11. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
12. Рабочая тетрадь дошкольника ( МАТЕМАТИКА: считаем до 100) ООО «Стрекоза» 2016г.
13. Ссылки на сайты fectival.1sentember.ru/articles/, infourok.ru, www/maam.ru
Приложение №1
Примерное распределение программного материала на 2 месяца(2 занятия в неделю)
Занятие 1
• Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
• навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
• представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду) : слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
• умение последовательно определять и называть дни недели.
Занятие 2
• Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
• Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
• умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.
• умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Занятие 3
• Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа цифрами.
• Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.
• Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
Занятие 4
• Познакомить с цифрой 3.
• Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
• Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине,
высоте, располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Занятие 5
• Познакомить с цифрой 4.
• Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
• Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
• Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.
Занятие 6
• Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
• Познакомить с цифрой 5.
• Закреплять умение последовательно называть дни недели.
• Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Занятие 7
• Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
• Познакомить с цифрой 6.
• Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
• Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.
Занятие 8
• Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.
• Познакомить с цифрой 7.
• Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Занятие 9
• Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
• Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.
• Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
Занятие 10
• Познакомить с цифрой 8.
• Закреплять последовательное называние дней недели.
• Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.
Занятие 11
• Познакомить с цифрой 9.
• Развивать глазомер.
• Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.
Занятие 12
• Закреплять представление о составе числа 9 из единиц.
• Развивать понимание независимости результата счета от его направления.
• Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.
Занятие 13
• Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.
• Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
• Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
• Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Занятие 14
• с составом числа 10 из единиц.
• с цифрой 0.
• Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному.
• Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
• Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Занятие 15
• Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
• Познакомить с обозначением числа 10.
• Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
• Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
• Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.
Занятие 16
• Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два
меньших числа.
• Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
• Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
• Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Приложение №2
Конспект занятия с использованием игровых технологий «Страна Математика» (закрепление материала)
Программное содержание:
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Обучающие задачи:
• Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ.
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Ход занятия.
Педагог: -Ребятки, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие мы веселые?
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Посмотрите на ваши лица, они сияют от радости и теплоты это настроение у нас будет в течение всего занятия. Все сели красиво, ноги вместе, спинка пряма. Сегодня я хочу вас пригласить в путешествие. В страну математики. Согласны? Но для того чтобы отправиться в путешествие нам нужен… (транспорт) У вас на столе лежит листочек с цифрами, соединив их по порядку мы узнаем на чем мы с вами отправимся в путешествие. (дети выполняют задание)
Педагог: Денис, что у тебя получилось? (паровоз)
Педагог: Ребятки, паровоз какой вид транспорта? (водный) А какие еще виды транспорта вы знаете? (наземный, подземный, воздушный, водный)
Педагог: - Молодцы, ребятки. Ну, тогда сели все поудобнее и отправимся в путь. А пока мы с вами едем, чтоб не было скучно, проведем математическую разминку. Ребятки, давайте мы с вами вспомним порядковый и обратный счет от 1 до 10. Какое число я задумала, если оно на 1 больше 2, и на 1 меньше 4? (3) На 1 меньше 7 и больше 5? (6)
Теперь, я буду называть ряд слов, а вы должны будете назвать лишнее слово. Зима, среда, весна, лето, осень. Один, два, три, круг, четыре. Плюс, минус, пятница, равно. - Ребятки вы хотите чуда?
Давайте закроем глазки сделаем гимнастику для глаз
Глазки, как проснутся,
Солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Педагог: Вот и не заметили, как мы очутились у волшебной дверцы королевства. (на доске весит картина) «Математическое королевство» на ней с краю прикреплена записочка) смотрите, ребятки, здесь нам оставили письмо. Давайте прочитаем его. (читает). Маленькие, сказочные человечки приготовили для вас задания, они очень хотят проверить наши знания и узнать, готовы ли мы к школе. Мы ведь не боимся трудностей. Мы справимся.
Задания в конверте. Ребятки, цифры, куда-то убежали, давайте вернем их на свои места. Но для начала вспомним, как их зовут. Для этого вам необходимо быть очень внимательными, я буду хлопать а вы слушать и потом показывать ту цифру которую я загадала.
Педагог: Ну вот ребятки, пора нам возвращаться домой. А паровозик будет только поздно вечером. На чем же мы с вами вернемся в детский сад. Давайте возьмем листочки в клетку. и узнаем на чем с вами вернемся домой. (Под диктовку воспитателя дети рисуют по клеткам машину)
Педагог: Чего же не хватает, ребятки? (колес и дверца)
Педагог: Тогда пририсуйте.
Педагог: А сейчас мы с вами сядем в свои волшебные машины и вернёмся домой
Приложение №3
Темы бесед: «Математика в жизни человека», «Кто такой учитель», «Зачем людям цифры?», «Почему колёса круглые?», «Большое и маленькое», «Вчера, сегодня, завтра», «Время и мы», «Что такое математика?», «Для чего нужны деньги» и т. д.
Дидактические игры: «Узнай на ощупь»;«Узнай по описанию» закрепить цвет, форму, величину; «Угадай, что лишнее?»; «Что делаем сначала, а что потом»; «Найди пропавшее число»; «Посчитай плоды»; «Времена года»; «Дни недели»;
«Который по счету?»;«На котором месте?» и т. д.