Наталия Стёпкина
Проект «Что за чудо-инструмент!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Что за чудо инструмент»
Вид проекта: открытый (в контакте с семьёй, музыкальной школой, групповой, краткосрочный
Цель проекта:
Создание условий для формирования основ музыкальной культуры детей старшего возраста через знакомство с музыкальными инструментами. Развить устойчивый интерес к миру музыки. Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
Задачи проекта:
1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
2. Знакомство с музыкальными инструментами, классификация на (ударные, духовые, струнные, клавишные) особенности и основные отличия.
Публикация «Проект „Что за чудо-инструмент!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
3. Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
4. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
5. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
6. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
7. Прививать интерес к музыкальным играм.
8. Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
Продолжительность проекта:
(апрель – октябрь 2014г)
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники, родители.
Материалы и оборудование:
DVD-проигрыватель, музыкальные центр, компьютер, принтер, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, познавательная литература, художественная литература, музыкальные инструменты (фортепиано, флейта, виолончель, аккордеон, балалайка, гитара, скрипка, и др.).
Основные формы реализации проекта:
• игровые занятия по слушанию музыки,
• слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
• работа с познавательной литературой,
• музыкальные гостиные,
• музыкальные викторины,
• релаксационные паузы,
• встречи с учениками музыкальной школы
Понятия, которые можно изучить в ходе проекта:
История развития музыки, разнообразие музыкальных инструментов, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами музыкальной грамотности: нотный стан, темп, жанр музыки, характер музыки, музыка природы, музыка живописи, музыка сказок, музыкальный словарик.
Актуальность.
Каждый музыкальный инструмент отличается не только своим внешним видом, но и классификацией, тембром, способом звук извлечения, источником звукообразования и т. д. Разобраться в большом их разнообразии ребёнку-дошкольнику очень сложно, и успеха достичь можно только в результате совместной работы педагогов и родителей. Данный проект - последовательная система знакомства воспитанников старшей группы с музыкальными инструментами через организацию совместной деятельности между педагогами, родителями и детьми.
Гипотеза:
знакомство детей с разными группами инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор, умение классифицировать по группам, приобщить к шедеврам мировой классической музыке и повысить качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Организация развивающей среды:
пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, внесение иллюстраций, обогащение театрализованного уголка: внесение книг в книжный уголок по тематике музыкальные инструменты, слушание дисков со звучанием инструментов, видео презентации и мультфильмы, освещающие тему инструментов.
Предполагаемый результат:
Дети: 1. Активизируется интерес детей к музыке и музыкальной культуре.
2. Дети научатся классифицировать музыкальные инструменты на (ударные, духовые, струнные, клавишные) знать их особенности и основные отличия.
3. Дети научатся слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
4. Дети научатся различать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
5. Дети научатся проявлять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
6. Дети научатся слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
7. У детей привит интерес к музыкальным играм.
8. Дети свободно общаются с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса
• повышение общей и музыкальной культуры
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
2 этап – практический (реализация намеченных планов)
3 этап – заключительный (подведение итогов, внесение поправок, в случае нерешённых проблем, обобщение опыта)
Деятельность на первом подготовительном этапе.
Месяц, неделя С педагогами С детьми С родителями
Апрель 1 – 2 неделя 1. Составление оптимального репертуара для детей
старшего возраста
2. Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.
3. Подготовка видео и аудио записей, муз - дидактических игр. 1. Разработка перспективного планирования по знакомству с
группами музыкальных инструментов.
2. Диагностирование
(определение степени знаний детей о разновидностях музыкальных инструментов) 1. Анкетирование, беседы, наблюдения.
2. Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.
Деятельность на втором практическом этапе.
Месяц, неделя С педагогами С детьми С родителями
Апрель
3-4 неделя 1. Подбор
музыкального репертуара и его планирование
1. Музыкальная гостиная
«С чего начинается музыка?»
1. Приобретение для группы
дисков Радынова «Беседы о музыкальных инструментах», Чайковский «Времена года», Сен-Санс «Карнавал
животных»
Май
1-2 неделя 1. «Музыкальная минутка» -слушание 1части диска
«Музыкальные инструменты» Радыновой
(струнные)
2. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с изображением скрипки, виолончели и контрабаса.
3. Закрепление с детьми знаний о струнно-смычковых.
4. Разучивание стихов 1. Знакомство с музыкальными инструментами: скрипка, виолончель, в исполнении учеников музыкальной школы №2
2. Знакомство с музыкальными жанрами под названием «танец», «марш» и «песня».
1. Выступление на родительском собрании, на тему «Музыка в жизни ребёнка».
2. Разучивание стихов про струнно- смычковые инструменты с детьми
Май
3-4неделя 1.«Музыкальная минутка»
слушание аудиозаписи –
в исполнении арфы, гитары,
балалайки. «Рассказы Чехвостика» диск
2. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с
изображением арфы, гитары, балалайки, гуслей и др. струнно-щипковых инструментов.
3. Речевые упражнения (стихи о инструментах) 1. Знакомство со струнно-
щипковыми инструментами: балалайка, гитара в исполнении детей музыкальной школы №2. 2. Беседа о создании арфы,
гуслей, гитары и балалайки.
1. Разучивание стихов про струнно - щипковые инструменты с детьми
Июнь
1.«Музыкальная минутка»
слушание аудиозаписи
«Русские народные инструменты» диск «Мир музыкальных инструментов» Гальцев
2. Выставление в музыкальный уголок иллюстрации с
изображением русских народных инструментов.
3. Речевые упражнение
(стихи о р. н. инструментах)
1. Знакомство с русскими
народным инструментом
(клавишно-духовым –
аккордеон)
в исполнении детей музыкальной школы №2
3. Беседа о создании русских народных инструментах.
1.«Инструменты у вас дома» статья в уголок
для родителей
3. Разучивание стихов про русские народные инструменты с детьми
Июль 1.«Музыкальная минутка»
слушание диска Радынова
«Беседы о музыкальных инструментах» (духовые)
2. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций
с изображением духовых
инструментов
3. Речевые упражнения
(стихи о духовых)
4. Дыхательная гимнастика
(дуют в духовые инстр.)
1. Знакомство с духовым инструментом – флейтой в исполнении детей из музыкальной школы №2
2. Беседа о создании духовых инструментов
3. Просмотр мультфильма
«Петя и волк» Прокофьева
(русский и американский) 1. Выставление статьи
«Шумовые инструменты
своими руками»
2. Разучивание стихов про духовые инструменты с детьми
Август
1.«Музыкальная минутка»
слушание аудиозаписи
2. Выставление в музыкальный уголок иллюстраций с
изображением клавишных инструментов.
3. Речевые упражнения
1. Знакомство с клавишным инструментом – фортепиано в исполнении детей музыкальной школы №2
2. Беседа о создании клавишных инструментов.
3. Игра «Музыкальное лото», «Какой детали не хватает?»)
4. Тематическое занятие «Магазин музыкальных инструментов»
5. Просмотр видео «Самые красивые органы мира» 1. Разучивание стихов про клавишные инструменты.
Сентябрь 1. Прослушивание дисков
со звучанием инструментов
«Мир музыкальных инструментов», «Рассказы Чехвостика»
2. Повторение выученных ранее стихотворений.
3. Загадывание загадок 1. Обобщение пройденного
материала.
2. Просмотр видеоролика
«Лесной концерт» О. Титаренко №1 -7
3. Викторина «Весёлый музыкант»
1. Посещение викторины
«Весёлый музыкант»
Деятельность на третьем заключительном этапе
Месяц, неделя С педагогами С детьми С родителями
Октябрь
1-4 неделя 1. Обмен опытом участников проекта (консультация для воспитателей сада)
2. Публикация проекта на сайте для воспитателей maam.ru и в социальную сеть работников образования nsportal 1. Сравнительная диагностика умений детей посредством флэш игры №1,2,3 (индивидуально на ноутбуке) 1. Показ видео презентации о работе над проектом на родительском собрании.
Достигнутые результаты:
1. Активизировался интерес детей к музыке и музыкальной культуре.
2. Дети познакомились и научились классифицировать музыкальные инструменты на (ударные, духовые, струнные, клавишные, научились определять их особенности и основные отличия.
3. Дети научились слушать и понимать музыкальные произведения.
4. Дети научились узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
5. Дети проявляют творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
6. Дети научились слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
7. Привился интерес к музыкальным играм.
8. У детей развилось умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта.