татьяна герасько
Проект «Что делать если машина сломается»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Что делать если машина сломается?»
В средней группе
Подготовил воспитатель
Средней группы №1
Герасько Т. В.
Паспорт проекта
Актуальность В современных реалиях каждый ребёнок имеет представления о транспорте, могут назвать их виды, назначение, правила поведения в транспорте, но в речи ребёнка есть только обобщающие знания и представления. Дети в силу своего возраста всегда проявляют активный интерес к различному транспорту и в целом к технике, на основе чего задают вопросы «Из чего сделана машина?», «Почему машина едет?», «Что делать, если машина сломалась?» и т. д. и мы взрослые должны удовлетворить ответами маленьких непосед.
Публикация «Проект „Что делать если машина сломается“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Поэтому одной из наших задач выступило то, чтобы привлечь как можно больше родителей к активному участию, ведь именно с семьи начинается развитие тех самым главных задатков, которые помогут малышу всесторонне развиваться.
Таким образом, в средней группе нужно знакомить ребёнка с одной из неотъемлемых сторон нашей жизни. Самое близкое для ребёнка – это игра. Великие педагоги К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко говорили о влиянии игры на формирование личности ребёнка, что через игру ребёнок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, в ней он приобретает основные навыки общения. Захватывая ребёнка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Участники проекта Дети средней группы, родители, воспитатели
Тема проекта «Что делать если сломалась машина?»
Цель создание условий для совершенствования умений организовывать сюжетно-ролевую игру «Автосервис» через различные виды деятельности.
Задачи Для детей:
1. обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;
2. знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;
3. закреплять представления об основных частях автомобиля;
4. развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор, шиномонтаж, автомойка и т. д.);
5. пробудить игровое творчество детей, вовлечь в придумывание новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки;
6. развивать умение детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле, согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;
7. развивать самостоятельность в действиях.
Для родителей:
1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей через совместную образовательную деятельность:
2. Дать дополнительные знания по формированию основ познавательного развития у дошкольников.
3. Вовлечь в совместное изготовление оборудования «Автомастерская»
Для педагогов:
1. Научить родителей выстраивать детско-родительские отношения на основе сотрудничества через осуществление творческой деятельности: помощь в сборе материалов, изготовлении оборудования и других.
2. Создать практические и методические материалы в соответствии с темой проекта.
Основные направления проекта 1. Подбор художественной и познавательной литературы в соответствии с возрастом детей по теме проекта;
2. Подбор иллюстраций и информации по теме проекта.
3. Разработка конспектов образовательной деятельности.
4. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.
Сроки и этапы реализации проекта Проект средней продолжительности (2 месяца)
Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- оформление родительского уголка в группе;
- подбор иллюстративного материала.
Основной этап:
Работа по проекту в соответствии с планом.
Заключительный этап:
Определение эффективности проведенной работы.
Анализ полученных результатов.
По виду деятельности: информационно-творческий
По содержанию: интегрированный
По характеру участия ребенка: участники, исполнители
По характеру контактов: дети, родители, педагоги
По количеству участников: фронтальный
По продолжительности: среднесрочный
Сроки реализации проекта :2 месяца
Постановка проблемы
В один из дней дети самостоятельно организовывали игру «Машина едет по дороге», распределяя между собой роли, взаимодействуя друг с другом. Игра набирала всё большую вовлеченность и активность детей в развёртывании сюжета. В процессе игры возникли у детей следующие вопросы: а почему случаются аварии, кто в этом виноват? А кто попал в аварию, можно ли отремонтировать автомобиль? К кому можно обратиться за помощью с ремонтом машин? Как ухаживать за машиной, чтобы она всегда была чистой и красивой?
Затем маленькие почемучки стали высказывать разные предположения, в итоге они решили выяснить, что делать если сломалась машина. После же был детям поставлен вопрос, а кто же нам поможет разобраться. Дети предложили попросить, чтобы родители нам в этом помогли. Так мы сочинили с детьми объявление для наших родителей, вот и зародился у нас проект.
Оборудование:
• строительный материал для постройки гаража;
• слесарные инструменты для ремонта машин;
• оборудование для мойки и покраски автомобилей: краскопульт для покраски машин (пластиковая бутылочка со шлангом, флаконы из-под лака для волос, дезодорантов, душевой шланг)
• вывеска автосервиса;
• бейджики;
• автозапчасти для ремонта (мелкий бросовый материал)
Роли: директор, кассир, слесаря, автомойщик, заправщик, водители автомобилей.
Примерный план реализации проекта
Ход игры Способ реализации Сроки
На дорогах очень много автомобилей. Они часто ломаются по разным причинам. Чтобы машину отремонтировать быстро и качественно, водители обращаются на «Автомастерскую».
Для ремонта машин в мастерской имеются слесарные инструменты. А ремонтом занимается автослесарь. Знакомство детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин.
Выдвижение гипотезы.
Рассчитать материальную затрату на реализацию проекта (приобретение бумаги, распечаток, модель машин, папка, книга).
Внести изменения в РППС (модели машин, плакат виды транспорта дидактическая игра «Транспорт», «Дорога»
Составление плана реализации проекта.
Просмотр мультфильма «Как машина заболела».
Дидактическая игра «Назови инструменты и покажи, как они работают».
Физкультминутка «Машина».
Интерактивная игра «Почини машину».
Чтение «Про машину» В. Берестов.
Беседа: «Какую работу выполняет слесарь по ремонту машин» (ремонтирует руль, мотор, тормоза, радиатор, коробку передач и т. д.). Подготовительный этап
(1 неделя)
2 неделя
3 неделя
Принимается решение о создании в группе «Автомастерская».
Дети знакомятся с обязанностями его сотрудников: директора, кассира, слесаря, автомойщика, водителя на эвакуаторе. Сотрудники (здесь и далее все игровые роли распределяются с помощью воспитателя) придумывают название автосервиса «Аварийкин», оформляют вывеску, изготавливают бейджики. Родители изготавливают машины из коробок Наблюдение за транспортом на прогулке.
Развлечения
"Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения.
Беседа «Чтобы ездила машина».
Строительство гаража.
Изготовление вывески «Автосервис».
Заучивание стихотворения
«По городу, по улице
Не ездят просто так.
Когда не знаешь правила
Игровая-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль».
Легко попасть впросак».
Мораль: шофер должен быть внимательным.
4 неделя
5 неделя
6 неделя
Автосервис проводит «День открытых дверей». Для клиентов выставлена реклама об оказании услуг (ремонт машин, мойка, покраска). Директор автосервиса представляет услуги. Проводит инструктаж по технике безопасности «О правилах безопасного поведения обслуживающего персонала во время работы». Закупает автозапчасти, привозит их в автосалон, назначает работу. Директор следит за сроком исполнения работы, за качеством выполнения. Дидактическая игра «На чем люди ездят».
Изготовление и оформление рекламного буклета автосервиса.
Беседа «О труде специалистов автосервиса».
Дидактическая игра «Инструктаж по технике безопасности», «Опиши и назови».
С помощью родителей изготовление и приобретение атрибутов для игры (слесарные инструменты, шланг - душ для мойки машин, пульверизатор для покраски машин).
7 неделя
В мастерскую обращаются водители (ремонт машин, мойка, покраска).
Директор принимает заказы, распределяет работу. Кассир выдает чеки и берет деньги с клиентов за выполненный ремонт.
Обслуживающий персонал вежливо обращается с клиентами (предлагается чай, кофе). Чтение рассказа «Автомобильное путешествие» Тони Вульф.
Беседа «Вежливое обслуживание Аварийкина».
Изготовление атрибутов (чеки, деньги, спецодежда).
Сопутствующие игры: «Дорожное движение», «Мы шофёры», «Стройка», «Кафе».
Заключительный этап
(8 неделя)
Работа с родителями.
Оказание помощи в сборе наглядного материала по теме и изготовление атрибутов для игры.
Изготовление машин из коробок
Оказание помощи в оформлении вывески автосервиса.
В течение 2-х месяцев
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект развлечения
"Как Хрюша узнал о правилах дорожного движения"
Цель: знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.
Задачи:
1. Формировать представления о том, к чему может привести нарушение правил дорожного движения;
2. развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление;
3. воспитывать грамотного пешехода;
4. обогащать словарный запас.
Словарная работа: светофор, зебра, пешеходный переход.
Оборудование: разноцветные рули; коврик-зебра, тоннель, спортивные стойки, кубики; дорожные знаки, светофор; красные, жёлтые, зелёные круги, мультимедиа.
Ход:
- Ребята, сегодня к нам в гости придет Хрюша. Он очень хочет с вами поиграть. Давайте громко похлопаем в ладоши, чтобы он скорее к нам пришел.
Хрюша: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я очень весёлый поросёнок, люблю играть, играю везде и когда хочу.
- Хрюша, а ты на улице играешь?
Хрюша: Да, конечно, очень люблю бегать по дорогам.
- Прямо на проезжей дороге? Ты же нарушаешь правила движения!
Хрюша: - Ни каких правил я не знаю и соблюдать их не хочу. Я просто люблю гулять.
- Ой, ребята, боюсь я за Хрюшу, как бы он в беду не попал! Ведь он не знает правила пешехода.
Хрюша: - Ну и что! Не нужны мне ни какие правила. Пойдёмте, ребята, погуляем?
- Ну, что же, пошли. Только гулять надо по тротуару.
Хрюша: - Ну и почему я должен гулять только по тротуару?
- Сейчас узнаешь. Ребята, давайте поиграем с поросёнком в игру «Цветные автомобили»?
Дети берут в руки разноцветные рули и двигаются под музыку в соответствии с цветовым сигналом воспитателя по кругу, периодически нажимая на воображаемый звуковой сигнал. Хрюша испуганно бегает среди детей.
- Ну, что, заезжаем все в гараж.
Хрюша: - Ух, и испугался же я. Машины как поедут со всех сторон, не до прогулки мне было, как бы самому целым остаться.
- Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, под колёса машин ты мог бы попасть. Надо ходить по тротуару!
Хрюша: - Ну, ладно, я буду гулять по вашему тротуару. А вдруг мне надо перейти на другую сторону улицы, что же мне делать?
- Тебе надо искать «Зебру».
Хрюша: - Зебру? Она же в жарких странах живет.
- Зебра в Африке живёт, полосатая очень.
Воду пьет, траву жуёт, порезвиться хочет.
А у нас на улице, здесь у перекрестка,
Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.
Хрюша: - Ну и зачем она мне?
- Дети, кто знает, что такое дорожная зебра?
Дети - «Зебра» – это участок дороги, по которому нам пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса и опять белая, и т. д.
– Давайте покажем, как мы умеем переходить улицу.
Дети друг за другом проходят этапы: змейкой между стоек, по коврику-зебре, пролезают в тоннель, переступают кубики.
Хрюша: - Теперь мне понятно, где тут зебра. Нужно переходить дорогу по зебре.
- Да здесь еще и знаки есть. Ребята, что это за знак? (Пешеходный переход).
Воспитатель просит отыскать знаки, дети находят и показывают
(«пешеходный переход», «дети», «велосипедная дорожка», «движение запрещено»).
Хрюша: - А если я не найду такой знак и эту вашу зебру, что мне тогда улицу не переходить?
– Дети, подскажите, где ещё можно переходить улицу? Для этого отгадайте загадку.
Он высокий и красивый
У него три глаза.
Каждый глаз имеет свет
Ты узнаешь сразу. (это светофор).
- Правильно, ребята. Светофор командует переходом. Он все видит. У него три глаза: красный, желтый, зеленый.
Начинаем разговор
про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами
разноцветными огнями!
Хрюша: - Это еще что за животное?
- Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить или нет.
Игра «Собери светофор»
Дети делятся на 2 команды по 3 человека. Каждый участник подбегает к «светофору» (на 2 команды лежат 2 желтых, 2 зеленых, 2 красных кружочка, выкладывает каждый один цветной кружок. Какая команда быстрее и правильно выложит цвета светофора.
- Хрюша, как ты думаешь, на какой свет можно переходить дорогу?
Хрюша: - Не знаю я, ребята, помогайте.
Красный свет – проезда нет
И прохода тоже.
Никогда на красный свет
Ты идти не должен!
Желтый свет – сигнал простой:
Ты еще чуть-чуть постой.
Вот зеленый загорится –
И тогда смелей вперед!
На зеленый свет все лица
Совершают переход
Но не смей идти на красный!
Это может быть опасно!
Если сделаешь неверно
И на красный перейдешь –
Знай, в беду ты непременно,
Непременно попадешь!
Все в ГАИ твердят нам хором:
«Надо быть внимательным
И сигналы светофора
Помнить обязательно!»
-Давайте закрепим…На какой переходим дорогу? (Зеленый.)
- А на какой нельзя переходить дорогу? (Красный).
- А если горит желтый?
Хрюша: - Надо подумать.
- Да, надо становиться и подождать когда загорится красный свет.
Игра «Красный, жёлтый, зелёный»
Воспитатель показывает три цвета светофора, а дети на каждый цвет выполняют определенное действие. На красный – молчат, стоят. На желтый – хлопают. На зеленый – бегают.
Хрюша – Всё-то вы знаете, всё умеете. А вот мои загадки не разгадаете!
1. Дом по улице идет
На работу всех везет
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус).
4. Вот по рельсам мчит машина,
Держится, за провода
И не надо ей бензина
Чтобы мчать туда – сюда.
(Трамвай). 2. У него два колеса
И седло на раме
Две педали есть внизу
Крутят, их ногами.
(Велосипед).
5. Силач, на четырех ногах
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил к нам пианино.
(Грузовик). 3. Братцы в гости нарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались, в путь далек
Лишь оставили дымок!
(Поезд).
Хрюша - Спасибо, что рассказали мне о светофоре, дорожных знаках, автомобилях, правилах поведения на дороге. Пойду гулять дальше и буду правила соблюдать.
- Пожалуйста, приходи, Хрюша к нам еще. Мы тебе еще что-нибудь расскажем интересное. До свидания!
А вы, ребята, будете соблюдать правила поведения на проезжей части? Вот и закончилось наша прогулка.
Чтобы у всех было хорошее настроение
соблюдайте все правила дорожного движения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игровая-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль»
Цель: формирование умения выполнять действия в соответствии с ситуацией.
Задачи:
1. Вовлекать детей в воображаемую игровую ситуацию с помощью сюжетной игрушки, обращений к персонажам игры.
2. Осуществлять показ игровых действий, сопровождающихся развернутыми высказываниями.
3. Развивать у детей речь, воображение.
Словарная работа: гаечный ключ, гайка, молоток, машинное масло.
Оборудование: Атрибуты сюжетно-ролевой игры «Шофер», игрушка (мишка, машины).
Ход игры.
(берем медвежонка и ставит возле машинки)
Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Ребята, как гудит мотор? (вместе произнести Рр—р). Ой, что—то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р. Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)
- Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Алексей, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Влад, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Что у Жени? (молоток) Женя, дай-ка молоток. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Алексей, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р. Р-р-р. Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р. Р-р-р. У-у-у. Фыр-р-р. Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.
Тимур, а что случилось с твоей машиной? (она сломалась)
А какие инструменты Егор нужны тебе для ремонта? Ответ ребенка
- Ребенок постучал, подкрутил
Заводи свою машину р-р-р, завелась
Все едут под музыку
Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)
Ты гуди сильней, мотор.
Я —умелый шофер.
Надо — влево руль кручу,
Надо— гайку подкручу,
дам сигналу погудеть— должен все шофер уметь.
Повторение с детьми движений под муз. песню «Машина» Екатерины Железновой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
План-конспект сюжетно-ролевой игры «Автомастерская» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: формировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Автосервис».
Задачи:
- обогащать и расширять знания детей о труде взрослых, а именно, работников автосервиса, слаженности, аккуратности в их работе;
- знакомить с названиями инструментов, необходимых для работы в автосервисе;
- закреплять представления об основных частях автомобиля;
- развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей (автосервис, автослесарь, гаечный ключ, двигатель, мотор,шиномонтаж, автомойка и т. д.);
- пробудить игровое творчество детей, вовлечь в придумывание новых сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки;
- развивать умение детей самостоятельно договариваться друг с другом об общем игровом замысле, согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры;
- развивать самостоятельность в действиях.
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, беседа с детьми, просмотр фотографий, картинок по теме, привлечение родителей к созданию альбома «Как работает автосервис», просмотр видеофильмов о работе автосервиса, посещение автосервиса с родителями (по возможности).
Предполагаемые роли и игровые действия:
- Администратор – 1 ребёнок;
- Клиент – 5 детей;
- Диагностик – 1 ребёнок;
- Автослесарь – 1 ребёнок
- Продавец автозапчастей – 1 ребёнок;
- Шиномонтажник – 1 ребёнок;
- Автомойщик – 2 ребёнка;
- Заправщик на бензоколонке – 1 ребёнок
- Кассир – 1 ребёнок;
Предметно – игровая среда: Наборы слесарных инструментов; Модульный центр «Автосервис», макеты приборов диагностики неисправности автомобилей; Губки и флаконы для мойки автомобилей; Макет автозаправочной установки с гибким шлангом; Игрушки-автомобили или другие виды транспорта, деньги, водительские удостоверения, фартуки и нарукавники, кепки; Атрибуты для магазина автозапчастей (кассовый аппарат, чеки, инструменты и автозапчасти и т. п.); Тематические альбомы по теме «Транспорт», журналы об автомобилях, Схемы с образцами постройки автомобилей из стульев, крупного строителя и др., макеты автомобилей.
Ход игры:
Проведение игры начинает воспитатель, приглашает на торжественное открытие нового автосервиса.
Дети распределяют роли самостоятельно.
Водитель: (обращаясь к пассажирам) Мне необходимо заехать в автомастерскую, мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.
(Подъезжает к мастерской, сигналит)
К нему подходит слесарь.
Администратор: Здравствуйте, что случилось?
Водитель: Мой автомобиль неисправен, плохо работает мотор.
Администратор: Мы обязательно его вам починим.
Администратор передаёт работу диагностику, водитель отдает ключи диагностику. Диагностик с помощью инструментов и приборов определяет неисправность машины. Сообщает автомеханику и тот чинит её.
Водитель: Ну, что починили?
Автослесарь: Да, мы отремонтировали мотор, но вам нужно заправить бензин, у вас его мало.
Водитель благодарит за работу, расплачивается деньгами, едет на заправочную станцию.
НА ЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ:
Водитель (обращаясь к работнику заправочной станции) : Добрый день! Мне нужно заправить автомобиль бензином.
Заправщик: Здравствуйте, мы очень рады, что вы приехали именно к нам, у нас самый лучший бензин! (Заправляет автомобиль)
Водитель: Спасибо! (Расплачивается)
Заправщик: Я бы предложил Вам вымыть машину, у нас самая лучшая автомойка в городе!
Водитель: Спасибо, я обязательно её помою (Направляется на мойку)
НА АВТОМОЙКЕ:
Автомойщик: Здравствуйте, я вижу, Вы решили вымыть свой автомобиль?
Водитель: Да.
Автомойщик: У нас есть разные шампуни для машин, какой вы хотите? (С запахом банана, мяты, апельсина или яблока)
Водитель: Я люблю с запахом апельсина.
Мойщик моет автомобиль. Водитель благодарит его, расплачивается, приглашает пассажиров продолжить поездку.
Варианты игровых ситуаций:
• автомобилю необходимо поменять колесо, фары и т. д. ;
• семья едет на море, по дороге необходимо проверить исправность автомобиля, заправить его и помыть;
• водитель на своем автомобиле попал под огромный град, приехал починить машину;
• водителю нужны автозапчасти;
Рефлексия: (как справились с ролью, оценка и самооценка)